г. Саратов |
|
08 августа 2017 г. |
Дело N А12-6988/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной А.С.,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Асланян Анжелики Жоровны Асланян Л.Г., действующей на основании доверенности от 04.03.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Асланян Анжелики Жоровны
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 мая 2017 года по делу N А12-6988/2017 (судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Асланян Анжелики Жоровны (Волгоградская область, р.п. Городище)
к администрации Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 5, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139), межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов не территории Волгограда в лице департамента экономического развития администрации Волгограда (400005, г. Волгоград, ул. 13-й Гвардейской, д. 12, ОГРН 1143443004913, ИНН 3444212362),
заинтересованное лицо: администрация Дзержинского района Волгограда (400075, г. Волгоград, ул. Историческая, д. 122, ОГРН 1023402975012, ИНН 3443900373)
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилась индивидуальный предприниматель Асланян Анжелика Жоровна (далее - ИП Асланян А.Ж., предприниматель, заявитель) с заявлением о признании незаконными действий межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, выразившееся в пересмотре места размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Краснополянская, 30б, при формировании Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы, обязании межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда включить место размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Краснополянская, 30б, в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы, признании незаконными действий администрации Волгограда по утверждению решения межведомственной комиссии о пересмотре места размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Краснополянская, 30б, при формировании новой Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы; обязании администрации Волгограда утвердить решение межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда о включении места размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Краснополянская, 30б, в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы.
Решением суда первой инстанции от 23 мая 2017 года в удовлетворении требований предпринимателя отказано.
ИП Асланян А.Ж. не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт.
Администрация Волгограда в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представила возражения на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация Волгограда, межведомственная комиссия по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов не территории Волгограда в лице департамента экономического развития администрации Волгограда, администрация Дзержинского района Волгограда явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей данных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18.08.2016 ИП Асланян А.Ж. обратилась в администрацию Дзержинского района Волгограда с заявлением о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы места размещения нестационарного торгового объекта - павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Краснополянская, 30б, площадь места размещения 17,5 кв.м.
13.02.2017 ИП Асланян А.Ж. обратилась в администрацию Дзержинского района Волгограда с заявлением о заключении договора размещения нестационарного торгового объекта по указанном адресу, на срок действия Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы.
Письмом от 16.02.2016 N 01-21-Ж/376-17 администрация Дзержинского района Волгограда сообщила предпринимателю, что постановлением администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132 "Об утверждении схемы размещения НТО на территории Волгограда на 2017-2021 годы" место размещения по адресу: г. Волгоград, ул. Краснополянская, 30б, не включено в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы, в связи с чем у администрации Дзержинского района Волгограда отсутствуют основания для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта.
18.01.2017, 19.01.2017 состоялись заседания межведомственной комиссии по формированию Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы, по результатам которых составлен протокол N 1-2017.
В рамках данного заседания межведомственной комиссии проведен анализ возможности размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Краснополянская, 30б, установлено, что уполномоченными органами при согласовании данного места в проект Схемы на 2017-2021 годы были выявлены нарушения требований СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01 -89" в части несоблюдения треугольника видимости, а также сокращения ширины тротуара, наличия улицы Краснополянской в границах адресного ориентира 30 б в перечне объектов (улиц), подлежащих комплексному благоустройству.
На основании изложенного межведомственной комиссией принято решение об отказе во включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы места размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Волгоград, ул. Краснополянская, 30б.
ИП Асланян А.Ж., полагая, что действия межведомственной комиссии, администрации Волгограда являются незаконными, нарушают права и охраняемые законом интересы предпринимателем, обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции верными.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Решение об исключении или об отказе в исключении места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы принимается в соответствии с Порядком разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, утвержденным приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД (далее - Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов).
Согласно пункту 2.2. Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов схема разрабатывается с учетом требований земельного законодательства, нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности, сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия; санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, благоустройства, розничной торговли, в том числе регулирования оборота табачных изделий, алкогольной продукции (включая пиво и напитки, изготавливаемые на его основе) и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования к размещению нестационарных торговых объектов и правил осуществления торговой деятельности.
Пунктом 2.4. Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов предусмотрено, что разработка схемы осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления или его структурным подразделением с учетом предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан.
Для организации работы по разработке схемы или внесению в нее изменений уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию, состав и порядок деятельности которой устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
По результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 2.7 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов, комиссия принимает решение о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему или отказе во включении (пункт 2.13 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов).
Постановлением администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 "О межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда" предусмотрено, что в полномочия администрации районов Волгограда включено осуществление разработки проектов схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда, проектов внесения изменений в схемы размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда; согласование проектов схем, проектов изменений схем с отраслевыми (функциональными) структурными подразделениями администрации Волгограда - департаментом экономического развития администрации Волгограда, департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда, департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, комитетом транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда, комитетом гражданской защиты населения администрации Волгограда, а при необходимости и с органами исполнительной власти Волгоградской области; по результатам согласования - направлять в межведомственную комиссию по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов па территории Волгограда согласованные (без замечаний) проекты схем и проекты изменений схем по утвержденной форме.
В соответствии с пунктом 4 постановления администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 "О межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда" департамент экономического развития администрации Волгограда на основании решения межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда осуществляет разработку в установленном порядке проект постановления администрации Волгограда о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда.
Согласно пункту 3.10 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов правовые акты о внесении изменений в схему подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в средствах массовой информации и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Не позднее 10 календарных дней после принятия правового акта о внесении изменений в схему актуализированная версия схемы в электронном виде представляется уполномоченным органом в орган исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченный в сфере торговой деятельности.
Пунктом 3.2 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов предусмотрено, что основанием для исключения места размещения нестационарного торгового объекта является несоответствие места размещения нестационарного торгового объекта требованиям действующего законодательства.
В соответствии с письмом департамента экономического развития администрации Волгограда от 27.03.2017 N 1387 в ходе заседаний межведомственной комиссии 18.01.2017- 19.01.2017, 30.01.2017 принято решение об отказе во включении в Схему места 1.1056 площадью 17.5 кв.м, расположенного на пересечении ул. Краснополянской, 30 Б, в связи с тем, что место размещения нестационарного торгового объекта не соответствует требованиям законодательства, а именно СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.0189*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", - не обеспечивается треугольник видимости.
Кроме того, в соответствии с приложением к письму департамента экономического развития администрации Волгограда от 27.03.2017 N 1387 место размещения нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Волгоград, на пересечении ул. Краснополянской, 30б, находится в охранной зоне канализации и водопровода.
В соответствии с пунктом 6.2 ГОСТ Р 54608-2011 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли" не допускается размещение объектов мелкорозничной торговли в охранной зоне инженерных сетей, под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, а также в 5-метровой охранной зоне от входов (выходов) в подземные пешеходные переходы.
Аналогичная позиция отражена в определении Верховного суда Российской Федерации от 07.08.2015 N 303-КГ15-8879, в соответствии с которым наличие в границах размещения нестационарного торгового объекта охранной зоны инженерных коммуникаций является основанием для отказа в заключении договора обеспечения жителей услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, невключение в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы спорного места размещения нестационарного торгового объекта не является произвольным, обосновано несоответствием указанного места размещения нестационарного торгового объекта требованиям действующего законодательства.
Приказом комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 30.12.2016 N 39-н "О внесении изменений в Приказ комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04 февраля 2016 года N 14-ОД "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов Волгоградской области" в пункт 2.14 внесены изменения, в соответствии с которыми основанием для отказа во включении мест размещения нестационарных торговых объектов является наличие решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления в отношении территории, на которой планируется размещение нестационарного торгового объекта о комплексном благоустройстве земельного участка.
Приказом комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 17.03.2017 N 17-н "О внесении изменений в Приказ комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04 февраля 2016 года N 14-ОД "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов Волгоградской области" требования были смягчены, при комплексном благоустройстве земельного участка запрет на размещение распространился только на следующие виды нестационарных торговых объектов: киоски, павильоны, торговые галереи.
С учетом изложенного судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о том, что решение об отказе во включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы места размещения нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Краснополянская, 30 "Б", принято на заседании межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда 18.01.2017-19.01.2017, 30.01.2017, тогда как такое основание для отказа во включении места размещения нестационарного торгового объекта имеется в пункте 2.14 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов только с 17.03.2017.
Постановлением администрации Волгограда от 11.01.2017 N 15 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по формированию городской среды, включающего комплексное благоустройство территорий Волгограда" определен перечень улиц, подлежащих комплексному благоустройству.
Судом первой инстанции установлено, что в адресный перечень объектов (улиц), подлежащих комплексному благоустройству, включена ул. Краснополянская от дома N 26 до дома N 50 и нечетная сторона от пересечения ул. Краснополянской и ул. 51-й Гвардейской до ул. Республиканской.
Данное обстоятельство подтверждается письмом департамента экономического развития администрации Волгограда от 27.03.2017 N 1387, согласно которому место размещения нестационарного торгового объекта, находящееся по адресу: г. Волгоград, ул. Краснополянская, 30б, расположено в границах территории, подлежащей комплексному благоустройству.
При указанных обстоятельствах включение места размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Волгоград, ул. Краснополянская, 30б (номер в Схеме 1.1056), невозможно.
Из материалов дела следует, что ИП Асланян А.Ж. зарегистрировано право собственности на объект недвижимости - здание торгового павильона, что подтверждается выпиской из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.03.2017 N 34/001/003/2017-102008.
В соответствии с пунктом 1.2.2 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов нестационарный торговый объект представляет собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Пунктом 1.6 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов и типовой формы договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 23.12.2016 N 52/1513, предусмотрено, что места для размещения нестационарных торговых объектов предоставляются без права возведения капитальных строений.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, включение объекта недвижимости в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов не соответствует части 7 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ИП Асланян А.Ж. указывает, что принадлежащий ей павильон является нестационарным торговым объектом, строительство и эксплуатация которого начаты до формирования Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы, в связи с чем администрация обязана включить данный объект в новую схему.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод.
По смыслу статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов.
При этом частью 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ не предусмотрена обязанность администрации включать все торговые объекты в Схему размещения нестационарных торговых объектов.
Поскольку подобная обязанность законом не предусмотрена, оспариваемые действия администрации закону не противоречат.
Обжалуя решение суда первой инстанции, предприниматель указывает на отсутствие доказательств несоответствия места размещения нестационарного торгового объекта требованиям СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.0189*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в части соблюдения треугольника видимости.
Как полагает заявитель, место размещения объекта соответствует требованиям указанного акта, проект границ земельного участка согласован комитетом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, который не установил нарушений в части обеспечения треугольника видимости, сокращения ширины тротуара, а также расположения объекта в охранной зоне канализации и водопровода.
Апелляционная коллегия отклоняет данный довод предпринимателя.
Нарушение требований законодательства при размещении нестационарного торгового объекта по адресу: г. Волгоград, ул. Краснополянская, д. 30б, подтверждены письмом департамента экономического развития администрации Волгограда от 27.03.2017 N 1387.
В апелляционной жалобе ИП Асланян А.Ж. указывает, что изменения в Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов, предусматривающие отказ во включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему при наличии решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления в отношении территории, на которой планируется размещение нестационарного торгового объекта, о комплексном благоустройстве земельного участка (для киосков, павильонов, торговых галерей), внесены после обращения предпринимателя в уполномоченный орган с заявлением, в связи с чем не подлежали применению при рассмотрении заявления предпринимателя.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод как не основанный на законе.
Межведомственная комиссия при рассмотрении вопроса о включении места размещения нестационарных торговых объектов в схему правомерно руководствовалась действующим законодательством.
Апелляционная коллегия находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы ИП Асланян А.Ж. не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 мая 2017 года по делу N А12-6988/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-6988/2017
Истец: Асланян Анжелика Жоровна, ИП Асланян А.Ж.
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, Департамент экономического развития администрации Волгограда, Межведомственная комиссия по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда в лице департамента экономического развития администрации Волгограда
Третье лицо: администрация Дзержинского района Волгограда
Хронология рассмотрения дела:
09.01.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-16227/18
23.10.2018 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-6988/17
08.08.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7992/17
23.05.2017 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-6988/17