город Ростов-на-Дону |
|
08 августа 2017 г. |
дело N А32-5082/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Смородиной,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кубаньпечать" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2017 по делу N А32-5082/2017, принятое судьей Хмелевцевой А.С., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кубаньпечать" к Государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N2 о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кубаньпечать" (далее - заявитель, ООО "Кубаньпечать") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением Государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 2 о признании недействительным в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в размере 34 047,33 рублей (с учетом принятого судом уточнения требования в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2017 в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Кубаньпечать" отказано. Указанным решением удовлетворено ходатайство представителя заинтересованного лица о замене филиала N 2 государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации на государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации. Считать надлежащим заинтересованным лицом по делу государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации. Судебный акт мотивирован тем, что действия общества направлены на создание искусственной, экономически необоснованной ситуации, связанной с преднамеренным трудоустройством с целью получения пособия по беременности и родам и пособия для женщин, вставших на учет в ранние сроки беременности в отношении Воробьевой Е.В. за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Кубаньпечать" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и обязать принять к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в размере 34047 руб. 33 коп., а также обязать Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N 2 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика страховых взносов.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу учреждение просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в Фонд с заявлением о выделении средств на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения.
Фондом в отношении общества по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки (акт камеральной проверки от 28.10.2016 N 1502) вынесено решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 05.12.2016 N588 (далее - оспариваемое решение), в соответствии с которым, по мнению сотрудников ФСС РФ, не подлежат к зачету расходы, на общую сумму 42 281,35 руб.
В обосновании принятого решения Фонд указал, что страхователем допущено нарушение статьи 10 Гражданского кодекса РФ, выраженное в создании искусственной ситуации с намерением получить указанные пособия за счет средств заинтересованного лица.
Не согласившись с подпунктом 3 пункта 1 указанного решения, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие в соответствии с федеральными законами. Размеры пособий и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
По пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам является одним из видов страхового обеспечения.
Согласно статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81 - ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата пособия по беременности и родам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Из части 1 и пункта 1 части 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ следует, что право на пособия по беременности и родам имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Согласно части 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ и пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования в Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
На основании статей 6, 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию; пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы - женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию.
В частях 1 и 3 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
В силу частей 1 и 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованной женщины (за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи). В случае, если женщина работает у нескольких работодателей, пособие назначается и выплачивается ей каждым работодателем. Для назначения и выплаты пособия по беременности и родам представляется листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В статье 14 Федерального закона N 255-ФЗ установлен порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком
Согласно части 1 указанной статьи пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
В части 1.1 данной статьи установлено, что в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Финансирование выплаты пособий по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ).
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 N 2901/04 указано, что руководитель вправе принять на работу любое лицо и установить ему вознаграждение в любом размере. Вместе с тем, решение вопроса о правомерности предъявления к зачету расходов, произведенных в пользу застрахованного лица, не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере гражданско-правовых отношений.
В статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен запрет на действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Из существа приведенных нормативных актов и пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание страхователем искусственной ситуации для получения средств фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
Как следует из материалов дела, факт наступления страхового случая не оспаривается фондом и подтверждается представленными в материалы дела документальными доказательствами.
В данном случае спор возник о правомерности обращения общества за возмещением расходов по выплате пособия по беременности и родам застрахованному лицу-работнику и предъявления к зачету расходов заявителя, произведенных в пользу застрахованного лица в размере 34 047,33 рублей.
Возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию законных затрат страхователя.
Создание заявителем искусственной ситуации для получения средств Фонда социального страхования исключает удовлетворение заявленных требований.
Согласно статье 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В статье 57 Трудового кодекса РФ установлено, что одним из существенных, т.е. обязательных условий трудового договора, заключаемого между работодателем и работником, является наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям и профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, при приеме на работу работодатель поручает работнику трудовую функцию, а именно работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы.
Апелляционной коллегией отклоняется довод общества о том, что Фонд не представил безусловных доказательств того, что обществом создана искусственная ситуация для получения средств фонда социального страхования в возмещение суммы выплаченных работнику спорных пособий, в виду следующего.
В ходе анализа представленных документов установлено, что согласно записи в трудовой книжке и трудового договора от 01.03.2016 N 02 на должность помощник юрисконсульта в ООО "КубаньПечать" с окладом 10 000 рублей принята Воробьева Екатерина Владимировна с испытательным сроком в 2 месяца за 3 месяца до ухода в отпуск по беременности и родам, то есть непосредственно перед наступлением страхового случая с перерывом в трудовом стаже в 10 месяцев (с 07.04.2015 по 29.02.2016).
Согласно заключению от 14.06.2016 серии ВК N 96, выданному МБУЗ РД Женская консультация N 1 г. Краснодара, Воробьева Е.В. состоит на учете по беременности сроком 30 недель и взята на учет по беременности в сроке 10-11 недель. Также 14.06.2016 выдан листок нетрудоспособности N 222829292262 по беременности и родам сроком на 140 дней с 14.06.2016 по 31.10.2016.
Установлено, что должность помощник юрисконсульта в штатном расписании на 2016 год (утвержден приказом от 30.12.2015) отсутствовала. Приказом от 29.02.2016 N 04 должность помощник юрисконсульта введена в штатное расписание с окладом 10 000 рублей в месяц. Учитывая должностные обязанности помощника юрисконсульта, требования, предъявляемые к лицу, претендующему на данную должность, его заработная плата равно заработной плате юрисконсульта.
Из пояснений представителя общества следует, что введение должности помощника юрисконсульта в 2016 году связано с увеличением объема документооборота в типографии.
В соответствии с Постановлением главы администрации Краснодарского края от 18.03.2004 N 258 "Об утверждении положения о представлении работодателями информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в органы труда и занятости населения Краснодарского края" работодатели представляют информацию о наличии вакантных рабочих мест в органы труда и занятости по необходимости, но не реже одного раза в месяц не позднее 28-го числа текущего месяца. Данное положение обязательно для исполнения всеми работодателями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Материалами дела подтверждается, что обществом сведения в соответствующие органы не направлялись и после ухода Воробьевой Е.В. в отпуск по беременности и родам должность остается вакантной по настоящее время.
Кроме того, согласно справки от 20.10.2016, обязанности помощника юрисконсульта временно возложены на старшего бухгалтера Андрееву Л.А., бухгалтера по материалам Маркелову О.А., юрисконсульта Дворник И.М., инженера по охране труда и технике безопасности Дудяк С.Н., что подтверждает экономическую нецелесообразность принятия на работу Воробьевой Е.В. в связи с дополнительными затратами на оплату труда. Вышеуказанным сотрудникам дополнительных выплат за выполнение обязанностей помощника юрисконсульта не производилось, наличие дополнительных соглашений к трудовым договорам не установлено.
Общество представило справку от 20.10.2016 N 3, подписанную директором и заверенную печатью организации, в которой указано на отсутствие заключенных гражданско-правовых договоров. Однако из анализа выписки по счету N 51 "Расчетные счета" прослеживается неоднократная оплата Коробицыну А.В. за оказанные юридические услуги в соответствии с договором от 28.01.2016 N 34, что также указывает на экономическую нецелесообразность принятия на работу Воробьевой Е.В. в связи с заключенным гражданско-правовым договором на оказание юридических услуг, а также имеющимся в штате юрисконсультом.
В Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 29.06.2004 N 2901/04 указано, что руководитель вправе принять на работу любое лицо и установить ему вознаграждение в любом размере. Однако, решение вопроса по правомерности предъявления к зачету расходов, произведенных в пользу застрахованного лица, не может ставиться в зависимость от наличия у руководителя полномочий в сфере гражданско-правовых отношений.
Из существа указанных нормативных актов и пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание обществом искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действия общества направлены на создание искусственной, экономически необоснованной ситуации, связанной с преднамеренным трудоустройством с целью получения пособия по беременности и родам и пособия для женщин, вставших на учет в ранние сроки беременности в отношении Воробьевой Е.В. за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Нарушений процедуры принятия оспариваемого решения, влекущих его отмену, судом не установлено.
В этой связи отказ Фонда социального страхования в возмещении обществу 34 047,33 рублей соответствует приведенным нормам законодательства РФ о социальном обеспечении (статьи 13 Закона N 81 -ФЗ, статьи 11 Закона N 165-ФЗ), а также статье 10 Гражданского кодекса РФ.
На основании изложенного, оспариваемое решение Фонда является законным и обоснованным, основания к удовлетворению заявленного требования отсутствуют.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда от 27.03.2017 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2017 по делу N А32-5082/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5082/2017
Истец: ООО "Кубаньпечать", ООО КУБАНЬПЕЧАТЬ
Ответчик: ГУ - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N2, ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N2