г. Москва |
|
08 августа 2017 г. |
Дело N А40-233150/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Цымбаренко И.Б., Каменецкого Д.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жубоевым Д.А, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Росимущество
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2017 по делу N А40-233150/16, принятое судьей Поляковой А.Б. (шифр судьи 17-2119)
по заявлению Администрация городского округа Новокуйбышевск (ОГРН 1026303117994, адрес: 446200, Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Миронова, д. 2)
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, 109012, г. Москва, пер. Никольский, д. 9)
третьи лица: 1) АО "Новокуйбышевская Нефтехимическая Компания", 2)ООО "Новокуйбышевский Завод Катализаторов", 3)ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области, 4)ТУ Росимущества по Самарской области
о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков от 05.05.2016 N ПП-10/17752.,
при участии:
от заявителя: |
Чернухин Ю.В. по дов. от 15.12.2016; |
от ответчика: |
Артемова Р.С. по дов. от 27.10.2016; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен; 4) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Новокуйбышевск обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным отказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом, оформленного письмом от 05.05.2016 N ПП-10/17752 "О передаче земельных участков", в передаче в муниципальную собственность городского округа Новокуйбышевск земельных участков с кадастровыми номерами: 63:04:0102003:161, 63:04:0201049:1, 63:04:0203083:5, 63:04:0301001:30, 63:04:0301004:212, 63:04:0301025:112, 63:04:0301025:12, 63:04:0301025:125, 63:04:0301025:126, 63:04:0301025:130, 63:04:0301025:30, 63:04:0301027:0011, 63:04:0301035:1, 63:04:0301051:5 и о возложении обязанности на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Решением суда от 28.04.2017 отказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом, оформленный письмом от 05.05.2016 N ПП-10/17752 "О передаче земельных участков", в передаче в муниципальную собственность городского округа Новокуйбышевск земельных участков с кадастровыми номерами: 63:04:0102003:161, 63:04:0201049:1, 63:04:0203083:5, 63:04:0301001:30, 63:04:0301004:212, 63:04:0301025:112, 63:04:0301025:12, 63:04:0301025:125, 63:04:0301025:126, 63:04:0301025:130, 63:04:0301025:30, 63:04:0301027:0011, 63:04:0301035:1, 63:04:0301051:5 - признан незаконным.
Росимущество, не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Представил письменные пояснения.
Третьи лица в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, Глава городского округа Новокуйбышевск Самарской области обратился в Росимущество с заявлением (от 29.03.2016 N 2068) о передаче в собственность городского округа Новокуйбышевск земельных участков с кадастровыми номерами:
1. 63:04:0000000:2, площадью 235189 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория открытого акционерного общества "Новокуйбышевский нефтехимический комбинат";
2. 63:04:0102003:161, площадью 491519 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, в пойменной части реки Волга к западу от фабрики трикотажного полотна;
3. 63:04:0201049:1, площадью 265968 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, в районе пос. Русло по ул. Крылова;
4. 63:04:0203083:5, площадью 221248 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Шоссейная, д. 4;
5. 63:04:0301001:30, площадью 334187 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, на 1098 км Куйбышевской ж/д платформы "Химик";
6. 63:04:0301004:212, площадью 109502 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, г/а Новокуйбышевская, ул. Одесская, уч. N 1;
7. 63:04:0301025:112, площадью 3940900 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, в промышленной зоне;
8. 63:04:0301025:12, площадью 408343 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Осипенко, 14-И;
9. 63:04:0301025:125, площадью 171990 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, в районе промышленной зоны ОАО "НПЗ";
10. 63:04:0301025:126, площадью 160401 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, в районе промышленной зоны ОАО "НПЗ";
11. 63:04:0301025:130, площадью 722345 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, в районе промышленной зоны ОАО "НПЗ";
12. 63:04:0301025:29, площадью 127355 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория ОАО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод";
13. 63:04:0301025:30, площадью 191146 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Осипенко, 14 - Б;
14. 63:04:0301027:0011, площадью 144926 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Химиков, 5;
15. 63:04:0301035:1, площадью 293086 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, 11;
16. 63:04:0301051:5, площадью 638968 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Осипенко, д. 8, северо-восточная промышленная зона;
17. 63:04:0302002:17, площадью 645663 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Энергетиков, 5;
18. 63:04:0401008:3, площадью 100484 кв.м, расположенного по адресу:
Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, 39. Письмом от 05.05.2016 исх. N ПП-10/17752 в безвозмездной передаче земельных участков площадью более десяти гектаров с кадастровыми номерами:
63:04:0000000:2, 63:04:0102003:161, 63:04:0201049:1, 63:04:0203083:5, 63:04:0301001:30, 63:04:0301004:212, 63:04:0301025:112, 63:04:0301025:12, 63:04:0301025:125, 63:04:0301025:126, 63:04:0301025:130, 63:04:0301025:29, 63:04:0301025:30, 63:04:0301027:0011, 63:04:0301035:1, 63:04:0301051:5, 63:04:0302002:17, 63:04:0401008:3, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность городского округа Новокуйбышевск было отказано.
Заявитель, посчитав указанное решение Росимущества незаконным, обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Судом первой инстанции, вопреки доводам жалобы об обратном, правильно установлено, что процессуальный срок на обращение в суд заявителем не пропущен, поскольку оспариваемое письмо получено Администрацией 17.05.2016, а заявление первоначально подано в Арбитражный суд Самарской области 02.06.2016, то есть с соблюдением трехмесячного срока обжалования.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из следующего.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации был дополнен главой V.5, устанавливающей случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации, а также порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 Земельного кодекса лиц в собственность городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территории соответствующих городских округов.
В силу пункта 1 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
Согласно статьям 34, 36 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 29 Устава городского округа Новокуйбышевск Самарской области, принятого постановлением Новокуйбышевской городской Думы от 19.05.2005 N 102, глава городского округа является высшим должностным лицом городского округа Новокуйбышевск и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом полномочия собственника в отношении федерального имущества осуществляет Росимущество.
Причиной отказа в передаче участков послужило то, что к рассматриваемому обращению не были приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположены земельные участки, а также схема расположения земельных участков.
Вместе с тем, согласно сведениям кадастровых паспортов от 13.08.2015:
N 63-00-102/15-620865 граница земельного участка с кадастровым номером 63:04:0102003:161 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства и пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами: 63:04:0000000:83 и 63:04:0000000:86;
N 63-00-102/15-620898 граница земельного участка с кадастровым номером 63:04:0201049:1 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства;
N 63-00-102/15-621376 граница земельного участка с кадастровым номером 63:04:0301001:30 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства;
N 63-00-102/15-620899 граница земельного участка с кадастровым номером 63:04:0301004:212 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства;
N 63-00-102/15-620883 граница земельного участка с кадастровым номером 63:04:0301025:112 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства;
N 63-00-102/15-620889 граница земельного участка с кадастровым номером 63:04:0301025:125 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства;
N 63-00-102/15-620902 граница земельного участка с кадастровым номером 63:04:0301025:126 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства;
N 63-00-102/15-620897 граница земельного участка с кадастровым номером 63:04:0301025:130 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства
N 63-00-102/15-620891 граница земельного участка с кадастровым номером 63:04:0301051:5 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства и пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами: 63:04:0000000:87, 63:04:0000000:33 и 63:04:0301051:28.
Согласно пункту 3 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации к передаче могут быть заявлены земельные участки, которые необходимо образовать. В этом случае к заявлению о передаче земельного участка должен быть приложен утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости).
В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в передаче земельного участка принимается в случае, если к заявлению не приложены утверждённый проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать.
В ответе Росимущество также указало, что с целью получения сведений о наличии (отсутствии) обстоятельств, препятствующих принятию решения о передаче указанных земельных участков, Росимуществом были направлены запросы в субъекты естественных монополий о наличии оснований отнесения земельных участков к землям, не подлежащим передаче в муниципальную собственность в соответствии пунктом 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение о передаче федеральных земельных участков в муниципальную собственность городского округа Новокуйбышевск Самарской области будет принято Росимуществом после получения вышеуказанных сведений.
Согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований для принятия решения об отказе в передаче земельного участка является отсутствие в заявлении о передаче земельного участка указания кадастрового номера земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать.
Часть 1 статьи 5 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" устанавливает, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Следовательно, наличие у земельного участка кадастрового номера является доказательством существования земельного участка, как объекта недвижимого имущества.
В этой связи при указании в заявлении кадастрового номера земельного участка требование Росимущества о необходимости приложить к заявлению утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок или схему расположения земельного участка является необоснованным.
Согласно пункту 8 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который предлагается передать, не является основанием для принятия решения об отказе в передаче земельного участка.
Не соответствующими требованиям статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации являются ссылки Росимущества на предпринятые им действия по получению сведений о наличии (отсутствии) обстоятельств, препятствующих принятию решения о передаче указанных земельных участков, на направление
Росимуществом запросов в субъекты естественных монополий о наличии оснований отнесения земельных участков к землям, не подлежащим передаче в муниципальную собственность в соответствии пунктом 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку такое основание для отказа в передаче земельных участков данной нормой закона не предусмотрено.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением предусмотренных Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Доводы Росимущества о невозможности передачи в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 63:04:0000000:2, 63:04:0401008:3, 63:04:0302002:17 в силу их принадлежности на праве собственности АО "ННК" и Российской Федерации не относятся к предмету заявленных требований, измененных заявителем в порядке ст. 49 АПК РФ путем исключения названных земельных участков из числа тех, в передаче которых незаконно отказано оспариваемым решением, поэтому подлежат отклонению.
Довод Росимущества, что заявитель не представил межевые планы, что ответчиком дан не отказ, а, разъяснение, противоречит фактическим обстоятельствам дела и не основан на нормах права.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Наличие законных оснований для отказа в передаче земельных участков Росимуществом не доказано.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый заявителем отказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом, оформленный письмом от 05.05.2016 N ПП-10/17752 "О передаче земельных участков", в передаче в муниципальную собственность городского округа Новокуйбышевск земельных участков с кадастровыми номерами: 63:04:0102003:161, 63:04:0201049:1, 63:04:0203083:5, 63:04:0301001:30, 63:04:0301004:212, 63:04:0301025:112, 63:04:0301025:12, 63:04:0301025:125, 63:04:0301025:126, 63:04:0301025:130, 63:04:0301025:30, 63:04:0301027:0011, 63:04:0301035:1, 63:04:0301051:5 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом предмета сформулированных заявителем требований, фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2017 по делу N А40-233150/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
И.Б. Цымбаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-233150/2016
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК
Ответчик: Росимущество, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: АО Новокуйбышевская Нефтехимическая Компания, ООО Новокуйбышевский завод катализаторов, ТУ РОСИМУЩЕСТВА ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра по Самарской области", ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области