г. Пермь |
|
09 августа 2017 г. |
Дело N А71-16669/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 августа 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Риб Л.Х., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Останиной М.П.
при участии:
от заявителя Администрации муниципального образования "Хохряковское" (ИНН 1808205900, ОГРН 1061841001925): Ахуков Ю.В. по доверенности от 27.06.2016;
от заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ИНН 1831038485, ОГРН 1031800554610): Шибанова А.Н. по доверенности от 19.01.2017, Аникин С.В. по доверенности от 19.01.2017;
от третьих лиц: Муниципального унитарного предприятия "Хохряковское ЖКХ"; Лопаткина Дмитрия Вячеславовича: представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Администрации муниципального образования "Хохряковское"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 20 апреля 2017 года по делу N А71-16669/2016,
принятое судьей Коковихиной Т.С.,
по заявлению Администрации муниципального образования "Хохряковское"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
третьи лица: Муниципальное унитарное предприятие "Хохряковское ЖКХ"; Лопаткин Дмитрий Вячеславович,
о признании недействительными ненормативных правовых актов антимонопольного органа,
установил:
Администрация муниципального образования "Хохряковское" (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республики (далее - заинтересованное лицо, УФАС по Удмуртской Республике) от 14.09.2016 по делу N ТГ 08-02/2015-222 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 3 л.д. 5).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.04.2017 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация муниципального образования "Хохряковское" обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе ссылается на то, что закрепление муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за созданным органом местного самоуправления унитарным предприятием не является муниципальной преференцией.
УФАС по Удмуртской Республике с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица Муниципальное унитарное предприятие "Хохряковское ЖКХ" (далее - МУП "Хохряковское ЖКХ"); Лопаткин Д.В. о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Судебное заседание в суде апелляционной инстанции проведено в порядке ст. 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем использования систем видеоконференц-связи.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации муниципального образования "Хохряковское" от 22.05.2014 N 76 в хозяйственное ведение МУП "Хохряковское ЖКХ" с 01.06.2014 были переданы, в том числе, следующие объекты:
- водонапорная башня, предназначенная для водоснабжения микрорайона "Восточный", микрорайона "Центральный", расположенная по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Хохряки, ул. Тепличная,
- водонапорная скважина, предназначенная для водоснабжения населения микрорайона "Западный", расположенная по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Хохряки, мкр. "Западный",
- центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Хохряки, ул. Тепличная, 9а, здание предназначено для теплоснабжения и горячего водоснабжения территории МО "Хохряковское",
- помещение нежилое (котельная) N 39, расположенная по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Хохряки, ул. Восточная, 2, помещение предназначено для теплоснабжения административно-хозяйственного корпуса Администрации,
- канализационная насосная станция и хозфекальная канализация д.Хохряки, кадастровый паспорт от 24.02.2010.
По договору на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом N ХВ-01 от 01.06.2014, заключенному между Администрацией муниципального образования "Хохряковское" и МУП "Хохряковское ЖКХ", Администрация муниципального образования "Хохряковское" закрепила за унитарным предприятием указанное муниципальное имущество.
15.10.2014 заключено дополнительное соглашение N 2 к договору на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом N ХВ-01 от 01.06.2014, которым был дополнен перечень передаваемых объектов.
Согласно акту приема-передачи муниципального имущества от 15.10.2014 Администрация муниципального образования "Хохряковское" передает, а МУП "Хохряковское ЖКХ" принимает в хозяйственное ведение следующее муниципальное имущество:
- сети водоотведения (канализации), назначение: инженерные сети, протяженностью 917,86 пог.м, инв. N 8682, адрес объекта: УР, Завьяловский район, д. Хохряки, ул. Тепличная, кадастровый номер 18-18-07/028/2010-483, свидетельство о государственной регистрации права 18 АБ N 499680 от 18.05.2012, кадастровый паспорт от 26.04.2010;
- сети горячего водоснабжения, назначение: инженерные сети, протяженность 512,9 пог.м., инв.N 8657, лит. II, адрес (местонахождение объекта: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Хохряки, ул.
Тепличная, кадастровый номер 18-18-07/028/2010-481, свидетельство о государственной регистрации права 18 АБ N 499587 от 17.05.2012, кадастровый паспорт от 26.11.2009;
- сети теплотрассы, назначение: инженерные сети, протяженность 512,9 пог.м., инв.N 8656 лит. I, адрес (местонахождение объекта: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Хохряки, ул. Тепличная, кадастровый номер 18-18-07/028/2010-482, свидетельство о государственной регистрации права 18 АБ N 477920 от 28.03.2012, кадастровый паспорт от 26.11.2009;
- сети водопровода, назначение: инженерные сети, протяженность 1126,5 пог.м., инв. N 8923 лит. I, адрес (местонахождение объекта: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Хохряки, кадастровый номер 18-18-07/057/2011-135, свидетельство о государственной регистрации права 18 АБ N 422774 от 26.01.2012, кадастровый паспорт от 26.12.2011;
- водопровод, назначение: коммуникационное, протяженность 2980,37-м., инв. N 2351, адрес (местонахождение) объекта: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Хохряки, микрорайон "Западный", кадастровый номер 18:18:000000:00:2351, свидетельство о государственной регистрации права 18 АБ N 125600 от 29.10.2010, технический паспорт от 27.05.2002.
Из материалов дела следует, что в УФАС по Удмуртской Республике поступило заявление Лопаткина Д.В. на действия Администрации муниципального образования "Хохряковское" в части передачи МУП "Хохряковское ЖКХ" в эксплуатацию сетей водопровода и канализации без проведения конкурсных процедур.
В связи с чем УФАС по Удмуртской Республике приказом от 23.12.2015 N 351 в отношении Администрации муниципального образования "Хохряковское" возбуждено дело N ТГ 08-02/2015-222.
По результатам рассмотрения дела N ТГ 08-02/2015-222 УФАС по Удмуртской Республике вынесено решение от 14.09.2016, изготовленное 28.09.2016, которым Администрация муниципального образования "Хохряковское" признана нарушившей п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции"), что выразилось в предоставлении МУП "Хохряковское ЖКХ" муниципальной преференции в нарушение требований, установленных ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции" путем передачи муниципального имущества водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения в хозяйственное ведение МУП "Хохряковское ЖКХ" постановлением от 22.05.2014 N 76, что предоставило предприятию преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности, тем самым привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в территориальных границах Завьяловского района Удмуртской Республики.
Также УФАС по Удмуртской Республике в адрес Администрации муниципального образования "Хохряковское" выдано предписание от 14.09.2016, изготовленное 28.09.2016, о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которым предписано в срок до 01.06.2017 отменить акт, нарушающий антимонопольное законодательство - постановление Администрации МО "Хохряковское" от 22.05.2014 N 76, принять меры по возвращению муниципальных объектов водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения в муниципальную казну МО "Хохряковское".
Администрация муниципального образования "Хохряковское", полагая, что указанные ненормативные акты антимонопольного органа являются незаконными, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о соответствии оспариваемых ненормативных актов требованиям антимонопольного законодательства.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзывах на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.
Понятие, условия и цели предоставления преференций уполномоченными на это органами и организациями определены в ст. 4 и ст. 19 Федерального закона "О защите конкуренции", из которых следует, что закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления не является государственной или муниципальной преференцией.
В ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.
Так, согласно п. 1 и п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Действуя на основании ст.ст. 215, 216 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник, в частности, правомочен закрепить имущество, находящееся в муниципальной собственности, за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 294, ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
При этом согласно ч. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашения.
В ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" указано, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного ч. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона.
Как следует из вышеуказанных норм названных Федеральных законов, содержащиеся в них требования регулируют обязательственные отношения, связанные с передачей прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и касаются только тех ситуаций, когда такое имущество передается на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров. Данные нормы, устанавливая особые требования к передаче прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, не затрагивают правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, и не исключают возможности по передаче собственником имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом. Действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями; закрепление спорного имущества в хозяйственное ведение унитарного предприятия является предусмотренными действующим законодательством правом собственника, ввиду чего не может быть признано противоречащим закону.
Данная позиция указана в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 N 303-КГ17-4054.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не соглашается с позицией антимонопольного органа и выводами суда первой инстанции о том, что действия Администрации муниципального образования "Хохряковское" по передаче муниципального имущества водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения в хозяйственное ведение МУП "Хохряковское ЖКХ" нарушают требования п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемые решение о предписание антимонопольного органа не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя Администрации муниципального образования "Хохряковское", и подлежат признанию недействительными. Заявленные Администрацией муниципального образования "Хохряковское" требования о признании недействительными оспариваемых ненормативных правовых актов подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. 3, п. 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 апреля 2017 года по делу N А71-16669/2016 отменить.
Заявленные Администрацией муниципального образования "Хохряковское" требования удовлетворить.
Признать недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, принятое 14.09.2016, изготовленное 28.09.2016, по делу N ТГ 08-02/2015-222; предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, принятое 14.09.2016, изготовленное 28.09.2016, по делу N ТГ 08-02/2015-222, как не соответствующие Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации муниципального образования "Хохряковское".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-16669/2016
Истец: Администрация муниципального образования "Хохряковское"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
Третье лицо: Лопаткин Д.В., Лопаткин Дмитрий Вячеславович, МУП "Хохряковское ЖКХ"