Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 ноября 2017 г. N Ф08-8923/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
09 августа 2017 г. |
Дело N А22-4004/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Макаровой Н.В. Сомова Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиным Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сергиенко А.П. на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.03.2017 по делу N А22-4004/2016 по исковому заявлению прокурора Республики Калмыкия к муниципальному учреждению администрация Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (ОГРН 1020800508398, ИНН 0812001872) и главе крестьянского (фермерского) хозяйства Сергиенко Александру Петровичу (ОГРНИП 304081236300065, ИНН 0812000000787), третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, о признании сделки недействительной в силу ничтожности и применении последствий недействительности ничтожной сделки, при участии в судебном заседании посредством видеоконференц-связи: от прокурора Республики Калмыкия - Матвеевой О.; от муниципального учреждения администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия - Маклаковой Е.В., представитель по доверенности; в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Республики Калмыкия (далее - истец) обратился в суд с исковым заявлением к МУ администрация Яшалтинского РМО РК и главе КФХ Сергиенко А.П. (далее - ответчики, администрация, предприниматель) о признании недействительными в силу ничтожности договор аренды земельного участка от 21.01.2015 N 25 и применении последствий недействительности сделки путем возврата спорных земельных участков.
Решением от 22.03.2017 суд признал договор аренды земельного участка N 25 от 21.01.2015, заключенный между администрацией и предпринимателем недействительными в силу ничтожности. Обязал предпринимателя возвратить администрации земельные участки с кадастровыми номерами 08:12:310101:277, 08:12:310101:278, 08:12:310101:280, 08:12:310101:281, 08:12:310101:282, 08:12:310101:283, 08:12:310101:284, 08:12:310101:285. Взыскал с предпринимателя в доход федерального бюджета сумму государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на необоснованной удовлетворение судом первой инстанции заявленных требований.
Прокуратура РК и Абдулгафуров Г.И., Абдулгафуров М.И., Вайламатов А.Н., направили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители прокурора и администрации просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, дополнения к жалобе, отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что согласно Протоколу районной комиссии по рассмотрению заявлений физических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств о предоставлении земельных участков N 3 от 19.01.2015 с заявлением о предоставлении спорных земельных участков в аренду в Администрацию обратились глава КФХ Сергиенко Г.А., глава КФХ Алимурзаев Ш.А,, глава КФХ Абдулгафуров М.И., глава КФХ Абдулгафуров Р.И., глава КФХ Абдулгафуров Г.И., глава КФХ Вайламатов А.Н.
По результатам рассмотрения заявлений указанных лиц и представленных перспективных планов развития КФХ, комиссией администрации было принято решение о предоставлении спорных земельных участков в аренду главе КФХ Сергиенко Г.А.
На основании Постановления N 18 от 21.01.2015 г. и.о. главы администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, 21 января 2015 года между администрацией и предпринимателем заключен договор аренды N 25 восьми земельных участков из категории "земли сельскохозяйственного назначения", находящихся в собственности Яшалтинского РМО РК, в том числе: земельный участок с кадастровым номером 08:12:310101:277 общей площадью 1829 га, расположенный по адресу: Республика Калмыкия Яшалтинский район, примерно в 11,5 км по направлению на север от ориентира п. Октябрьский, земельный участок с кадастровым номером 08:12:310101:278 общей площадью 69,9 га, расположенный по адресу: Республика Калмыкия, Яшалтинский район, примерно в 6,5 км по направлению на север от ориентира п. Октябрьский, земельный участок с кадастровым номером 08:12:310101:280 общей площадью 154 га, расположенный по адресу: Республика Калмыкия, Яшалтинский район, примерно в 10,5 км по направлению на север от ориентира п. Октябрьский, земельный участок с кадастровым номером 08:12:310101:281 общей площадью 26,2 га, расположенный по адресу: Республика Калмыкия, Яшалтинский район, примерно в 9,8 км по направлению на север от ориентира п. Октябрьский, земельный участок с кадастровым номером 08:12:310101:282 общей площадью 188,3 га, расположенный по адресу: Республика Калмыкия, Яшалтинский район, примерно в 9,8 км по направлению на северо-восток от ориентира п. Октябрьский, земельный участок с кадастровым номером 08:12:310101:283 общей площадью 101,5 га, расположенный по адресу: Республика Калмыкия, Яшалтинский район, примерно в 8,9 км по направлению на северо-восток от ориентира п. Октябрьский, земельный участок с кадастровым номером 08:12:310101:284 общей площадью 192,7 га, расположенный по адресу: Республика Калмыкия, Яшалтинский район, примерно в 9,1 км по направлению на северо-восток от ориентира п. Октябрьский, земельный участок с кадастровым номером 08:12:310101:285 общей площадью 366,3 га, расположенный по адресу: Республика Калмыкия, Яшалтинский район, примерно в 7,5 км по направлению на северо-восток от ориентира п. Октябрьский. (далее - спорные земельные участки).
По условиям договора срок аренды составляет 15 лет, указанные земельные участки переданы по соответствующему акту.
Данный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия 23.01.2015 за N 08/002/006/2015-213.
20.07.2015 главой КФХ избран Сергиенко А.П., о чем 27.07.2015 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей были внесены соответствующие изменения.
Истец, указывая, что опубликование сообщений о наличии предлагаемых для передачи в аренду спорных земель с/х назначения в СМИ и в сети "Интернет" не производилось, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
В силу ст. 34 Земельного Кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения сделки) органы государственной власти и органы местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся земельные участки, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; а также обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с ч.2 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиками, что органом местного самоуправления требование о заблаговременной публикации информации о предоставлении спорных земельных участков в аренду не исполнено.
Согласно протоколу районной комиссии от 19.01.2015 N 3 на предоставление спорных земельных участков претендовали помимо Сергиенко Г.А. также главы крестьянских (фермерских) хозяйств Алимурзаев Ш.А., Абдулгафуровы, Вайламатов А.Н..
Спорные земли подлежали предоставлению в аренду исключительно на торгах.
Несоблюдение администрацией установленных земельным законодательством принципов публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения влечет нарушение интересов неопределенного круга лиц и необоснованно создает для главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сергиенко А.П. приоритеты на получение права аренды на спорный земельный участок, отсюда влечет к ограничению конкуренции, связанной с правами других лиц обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду и приобрести его на равных условиях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса (в ранее действовавшей редакции) гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Законом N 74-ФЗ.
Закон N 74-ФЗ, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения лицам, заинтересованным в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства, не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае подачи двух и более заявок таких лиц.
Принимая во внимание, что указанным лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, применению подлежат правила, установленные пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Применение этой нормы в рассматриваемой случае вытекает также из статьи 2 Закона N 101-ФЗ, согласно которой участниками отношений, регулируемых Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не исключая тем самым, его действие на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Правовое регулирование спорной ситуации положениями пункта 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения соответствует установленным статьей 34 Земельного кодекса принципам предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности. Иное толкование положений закона направлено на установление необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим и противоречит приведенным выше принципам.
Таким образом, передача заинтересованному лицу в аренду находящегося в публичной собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется только после предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемого для такой передачи земельного участка в средствах массовой информации. Решение о передаче земельного участка в аренду принимается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили заявления от иных заинтересованных лиц.
В соответствии с п.1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Поскольку обстоятельства, свидетельствующие о нарушении ответчиками при заключении оспариваемого договора требований действующего законодательства подтверждаются материалами дела, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.03.2017 по делу N А22-4004/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
Н.В. Макарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-4004/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 ноября 2017 г. N Ф08-8923/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПРОКУРАТУРА РК
Ответчик: Муниципальное учреждение АДМИНИСТРАЦИЯ ЯШАЛТИНСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, Сергиенко А П, Сергиенко Александр Петрович
Третье лицо: Абдулгафуров М. И., УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ, Абдулгафуров Г. И., Вайламатов А. Н., ФНС России МРИ N1 по РК, ФНС России МРИ N2 по РК