г. Чита |
|
09 августа 2017 г. |
Дело N А58-1732/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Каминского В.Л., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Арсенал плюс" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2017 года по делу N А58-1732/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арсенал плюс" (ОГРН 1131447012894, ИНН 1435271632) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401065916, ИНН 1435067108) о признании незаконным предписания от 16.01.2017 N 08-02-14-17-Л,
(суд первой инстанции: судья Евсеева Е.А.),
при отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Арсенал плюс" (далее - заявитель, общество, ООО "Арсенал плюс") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - административный орган, Управление) с заявлением о признании предписания от 16.01.2017 N 08-02-14-17-Л недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 сентября 2016 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Арсенал плюс" обжаловало его в апелляционном порядке. Общество ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как не законного, принятого при недоказанности обстоятельств, судом допущено неприменение подлежащих применению норм права и неверное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, по доводам, изложенным в жалобе.
Управление письменный отзыв не представило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако общество и Управление явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе по адресу: г. Якутск, ул.Бестужева-Марлинского, дом 7 на основании договора управления многоквартирным домом от 01.01.2016.
В прокуратуру города Якутска поступило обращение жильца квартиры 57 дома 7 по ул. Б-Марлинского от 28.12.2016 о нарушении правил предоставления услуг, перенаправленное в адрес Управления согласно пункту 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 N 45.
Из указанного обращения следует, что на протяжении двух месяцев в квартире температура воздуха не поднимается выше -15-160С; с сентября 2016 не работает полотенцесушитель; неоднократно подавались заявки и письма в УК "Арсенал плюс", ответов не поступило, меры не приняты.
Управление на основании обращения вх.N 19887 от 28.12.2016 вынесен приказ о внеплановой проверке от 12.01.2017 N01-09-118-17 в отношении общества, направлено уведомление N 84 от 12.01.2017.
По результатам проверки составлен акт от 16.01.2017 N 08-01-28-17-Лл, где зафиксировано неравномерное распределение теплоносителя по внутридомовой системе отопления (л.д.85-87), а именно:
- в мкд по ул. Б-Марлинского, 7 при температуре теплоносителя в подающем трубопроводе на границе эксплуатационной ответственности равной Т3+80,4С0, и на обратном трубопроводе Т2+61,1 С0, замерами температуры нагрева отопительных приборов установлено: в кв.57 кухня (биметаллический радиатор) верхняя часть, ближняя к стояку +51,8, нижняя часть, дольняя от стояка +41,5С0. Жилая комната - гостиная (биметаллический радиатор) верхняя часть, ближняя к стояку +49,6 С0, нижняя часть, дольняя от стояка +36,4С0. Зафиксированная температура нагрева стояка в жилом помещении (спальня) составила Т1=78,0 С0.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о неравномерном распределении теплоносителя по внутридомовой системе отопления, следовательно, система отопления находится в неисправном состоянии. Не обеспечен постоянный контроль параметров теплоносителя и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления. Система отупения не содержится в исправном состоянии с подачей теплоносителя требуемых параметров во все нагревательные приборы здания по графику регулирования температуры воды в системе отопления.
Выдано предписание N 08-02-14-17-л от 16.01.2017 об устранении выявленного нарушения пункта 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимы для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МДК, утвержденные постановлением правительства РФ от 03.04.2013 N290, пункта 5.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России N 170 от 27.09.2013 путем обеспечения исправности внутридомовой системы отопления, организации внеочередного осмотра системы отопления в целом, с составлением подтверждающих документов, установить причину неравномерного распределения теплоносителя по системе, провести регулировочно-наладочные работы - в срок до 31.01.2017.
Не согласившись с предписанием, общество обратилось в суд с вышеназванным заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционных жалоб. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим предписанием.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
По договору управления многоквартирным домом согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусматривается в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В состав общего имущества согласно пункта 6 Правил N 491 включается также внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 10 Правил N 491 определено, что содержание общего имущества в многоквартирном доме должно осуществляться в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; в том числе постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России N 170 от 27.09.2013 (далее - Правила Госстроя N 170), и являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями. В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание, и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией. Согласно Правилам эксплуатации техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии его элементов.
При этом Правила N 170 не ставят проведение вышеуказанных работ в зависимость от наличия или отсутствия заявок на подобные работы от жильцов дома.
Разделом 2 Правил технической эксплуатации определено, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Пунктом 5.1.1 Правил Госстроя N 170 предусмотрено, что системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
Согласно пункту 5.1.3 Правил Госстроя N 170 для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности системы отопления с подачей теплоносителя требуемых параметров во все нагревательные приборы здания по графику регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11).
В силу пункта 5.2.1 Правил Госстроя N 170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна, в том числе, обеспечивать поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления, а также равномерный прогрев всех нагревательных приборов.
Пункт 18 минимального перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" указывает, что общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах включают в себя, в частности, проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем.
В данном случае, факт неравномерного прогрева приборов отопления в квартире 57 многоквартирного дома N 7 по ул. Б-Марлинского города Якутска подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе, актом проверки N 08-01-28-17-Л от 16.01.2017, в котором, в частности, зафиксировано:
- внутридомовая система центрального отопления выполнена из металлических разводящих трубопроводов схема распределения теплоносителя по системе: нижняя двухтрубная разводка по техэтажу, вертикальные распределяющие трубопроводы (стояки) по принципу "верх-вниз", с боковым соединением приборов отопления.
- согласно температурному графику работы тепловых сетей Якутской ТЭЦ в отопительный сезон 2016-2017 г.г. ЦТП-33 кв., при наружной температуре воздуха в г. Якутск -37С0, температура теплоносителя в подающем трубопроводе на границе эксплуатационной ответственности должна составлять Т3+80,4 С0, и на обратном трубопроводе Т2+61,1 С0, когда как замерами температуры нагрева отопительных приборов установлено: кухня 7 (биметаллический радиатор) верхняя часть, ближняя к стояку +51,8, нижняя часть, дольняя от стояка +41,5С0, жилая комната - гостиная (биметаллический радиатор) верхняя часть, ближняя к стояку +49,6 С0, нижняя часть, дольняя от стояка +36,4С00, зафиксированная температура нагрева стояка в жилом помещении (спальня) составила Т1=78,0 С0.
Таким образом, обществом не организовано своевременное проведение планово-предупредительных работ и содержание в исправности для экономичной эксплуатации системы отопления с подачей теплоносителя на все нагревательные приборы, поскольку при инструментальном замере приборами (термометр, тепловизор) в квартире N 57 Управления выявлена разная температура стояков и приборов отопления.
Судом первой инстанции рассмотрены доводы заявителя о том, что Управлением не выявлены обстоятельства, свидетельствующие о неисправности внутридомовой системы отопления, внутриквартирные отопительные приборы не относятся к общедомовому имуществу, и правомерно не приняты во внимание, поскольку не опровергают нарушений, выявленных в ходе проверки, неравномерность температур в приборах отопления подтверждена материалами дела.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и ответственными лицами, обеспечивающими своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства, а также угрозы и безопасности жизни и здоровью граждан.
Контроль за исправностью водопроводного оборудования и системы отопления осуществляется организациями по обслуживанию жилищного фонда, с которыми собственниками помещений заключаются соответствующие договоры.
Перечень имущества, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома установлен пунктом 2 Правил N 491.
В данный перечень, в том числе, включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно- технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества согласно пунктов 5-6 Правил N 491 включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
В состав общего имущества в силу пунктов 5-6 Правил N 491 включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, в силу пунктов 2,5 и 6 Правил 491 система отопления независимо от места расположения относится к общему имуществу многоквартирного дома, поскольку не имеет отключающих устройств, автономная работа общедомового оборудования без данного элемента невозможна.
Как верно отметил суд первой инстанции, в рассматриваемом случае заявитель, являясь управляющей компанией и исполнителем коммунальных услуг, обязан отвечать перед потребителями за надлежащее исполнение оказываемых услуг, включая соблюдение условий о качестве передаваемых коммунальных ресурсов.
Также суд первой инстанции правильно отметил, что при повторной проверке Управлением установлено устранение выявленного нарушения по оспариваемому предписанию, что свидетельствует о реальной возможности обществом не допускать подобные нарушения в виде неравномерного распределения теплоносителя по внутридомовой системе отопления.
На основании изложенного и принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о законности оспариваемого предписания.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителей жалоб с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2017 года по делу N А58-1732/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Каминский В.Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-1732/2017
Истец: ООО "Арсенал плюс"
Ответчик: Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)