Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 октября 2017 г. N Ф04-4367/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
11 августа 2017 г. |
Дело N А03-6847/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2017 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2017 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Павлюк Т.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Горбачевой А.Г. без использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь", г.Кемерово (N 07АП-5866/17)
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 29 мая 2017 года по делу N А03-6847/2016 (судья Куличкова Л.Г.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь", г. Кемерово (ИНН 4205049090, ОГРН 1034205040935)
к Администрации Поспелихинского района Алтайского края, с. Поспелиха Алтайского края (ОГРН 1022202523837, ИНН 2265001797)
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю, г. Барнаул; 2) Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Поспелихинского района Алтайского края, с. Поспелиха Алтайского края
о признании незаконными, как несоответствующих Бюджетному кодексу Российской Федерации действий (бездействий) по исполнению исполнительных листов серии АС N 006449840 и ФС N 000097175, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем исполнения в полном объеме требований исполнительных листов серии АС N 006449840 и ФС N 000097175, в порядке, установленном статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к администрации Поспелихинского района Алтайского края (далее - Администрация) о признании незаконными как несоответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации действия (бездействие) Администрации по исполнению требованию исполнительных листов серии АС N 006449840, серии ФС N 000097175, обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем исполнения в полном объеме требований исполнительных листов серии АС N 006449840, серии ФС N 000097175 в порядке, установленном статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - далее АПК РФ).
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - УФК по Алтайскому краю), Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Поспелихинского района Алтайского края (далее - Комитет).
Решением от 29.05.2017 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", ссылаясь на нарушение норм материального права, просит состоявшийся судебный акт отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы мотивированы необоснованностью выводов суда о несоблюдении обществом требований статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку при отсутствии в исполнительном документе указания на взыскание за счет средств казны муниципального образования исполнительный лист предъявлен обществом в УФК по Алтайскому краю. О том, что исполнительный лист направлен в надлежащий орган, свидетельствует принятие указанным органом исполнительного документа к производству и его частичное исполнение.
Администрация, являясь одновременно должником - казначейским учреждением и исполнителем бюджетных полномочий главным распорядителем средств бюджета района, не исполнила в полном объеме требования части 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации - не обеспечила выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов.
При проектировании бюджетов Администрацией не предусматривалось даже частичное погашение задолженности по предъявленным исполнительным листам.
Отсутствие полного исполнения судебного акта нарушает права и интересы общества в его коммерческой деятельности, что позволяет ему обратиться в арбитражный суд в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявленным требованием.
В случае длительного непрекращающегося уклонения от выполнения возложенных на уполномоченное лицо обязанностей бездействие следует квалифицировать как длящееся. Таким образом, право заявителя на получение всех сумм, взысканных по судебному решению, продолжает нарушаться, в том числе на дату рассмотрения настоящего спора, следовательно, срок, предусмотренный статьей 198 АПК РФ для обращения в суд за защитой нарушенного права, обществом не пропущен.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Отзывы на апелляционную жалобу к началу судебного заседания не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Алтайского края в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-20399/2013 о взыскании в пользу общества с Администрации 3 627 454 рублей 81 копейки, в том числе 3 380 145 рублей 60 копеек долга и 238 289 рублей 21 копейки законной неустойки, 9 020 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, выдан исполнительный лист серии АС N 006449840, который 27.02.2014 ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" в соответствии со статьями 242.1 и 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации направлен в Отделение по Поспелихинскому району УФК по Алтайскому краю.
УФК по Алтайскому краю направило в адрес ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" уведомление от 10.06.2014 N УНЛ-14-5736, в котором сообщило о неисполнении должником требований исполнительного документа ФС N 006449840.
На основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-133299/2014 о взыскании в пользу общества с Администрации 5 341 167 рублей 18 копеек долга и 439 583 рублей 22 копеек неустойки, 9 020 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, выдан исполнительный лист серии ФС N 000097175, который 09.04.2015 ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" в соответствии со статьями 242.1 и 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации направлен в Отдел N29 УФК по Алтайскому краю.
Неисполнение Администрацией требований, содержащихся в исполнительных листах серии АС N 006449840 и серии ФС N 000097175, послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Алтайского края исходил из следующего.
По правилам статей 198 и 201 АПК РФ признание оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными возможно при несоответствии таких актов, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушении ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 1 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) установлено, что данный федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий, предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий воздержанию от совершения определенных действий.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 данного Кодекса (пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок исполнения судебных актов по искам к муниципальному образованию предусмотрен статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 242.2 названного Кодекса исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете только в определенных, предусмотренных данным пунктом, случаях, в том числе в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.10.2009 N 1312-О-О, направление расходов иного вида на исполнение судебных актов невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, поскольку сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иное являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и создавало бы угрозу сбалансированности бюджета.
Конституционным Суд Российской Федерации разъяснено, что из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации вытекает, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и так далее), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что возложенные на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципального учреждения, местного бюджета, положениями статей 242.2, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое управление Администрации выполняет; между тем средств, предусмотренных в бюджете, недостаточно для полного погашения всей задолженности по судебным актам, поскольку на момент предъявления исполнительных листов серии АС N 006449840 и серии ФС N 000097175 на исполнении в УФК по Алтайскому краю находились ранее выданные неисполненные исполнительные документы о взыскании сумм задолженности с Администрации. В связи с указанным финансовое управление по мере финансовой возможности правомерно производит частичные выплаты, поскольку на исполнении в УФК по Алтайскому краю находятся исполнительные документы с более ранними датами выдачи и предъявления к исполнению, а общая сумма задолженности по исполнительным документам, включая спорные исполнительные листы, значительно превышает запланированные расходы.
Вместе с тем Администрацией предпринимаются меры по погашению исполнительных листов серии АС N 006449840 и серии ФС N 000097175, что подтверждается платежными поручениями.
Администрацией в течение 2014, 2015-2016 гг. направлялись письма в Комитет с просьбой о выделении либо дотации на оплату долга за полученный уголь или получении бюджетного кредита на оплату угля по муниципальному контракту 2012,2013,2014 гг.. Полученные бюджетные кредиты на общую сумму 8 млн. рублей были полностью направлены на погашение задолженности за уголь перед ОАО УК "Кузбассразрезуголь", так как носили целевой характер.
Из указанных документов усматривается, что Администрация производит исполнение требований спорных исполнительных документов в пределах доведенного бюджетного финансирования с учетом параметров решения о бюджете района.
Исполнение финансовым управлением исполнительных листов серии АС N 006449840 и серии ФС N 000097175 в полном объеме нарушит права других взыскателей, чьи исполнительные листы поступили на исполнение в более ранний срок, а перераспределение расходов в пределах указанной статьи расходов не привело бы к исполнению именно спорного исполнительного документа.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что изменение показателей сводной бюджетной росписи может быть произведено финансовым органом в соответствии с его компетенцией и соблюдением установленных законом требований о соответствии бюджетной росписи основным параметрам бюджета, при несоблюдении упомянутых условий исполнение должно производиться на основе соответствующим образом измененного бюджета.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном статьями 65, 66, 67, 68, 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил отсутствие незаконного бездействия Администрации.
При установленных обстоятельствах судом правомерно отказано обществу в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 29.05.2017 по делу N А03-6847/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-6847/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 октября 2017 г. N Ф04-4367/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь".
Ответчик: Администрация Поспелихинского района АК.
Третье лицо: Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Поспелихинского районо Алтайского края, УФК по Алтайскому краю, УФК по Алтайскому краю.