г. Томск |
|
11 августа 2017 г. |
Дело N А03-17776/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Киреевой,
судей: О.Б. Нагишевой, И.И. Терехиной,
при ведении протокола судебного заседания помощником С.В. Васильевой,
при участии:
от истца: без участия (извещен);
от ответчика: без участия (извещен);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 11 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" (07АП-5823/2016) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 29.05.2017 по делу N А03-17776/2016
(судья В.Н. Прохоров)
по иску акционерного общества "Алтайэнергосбыт" (ОГРН 1062224065166, ИНН 2224103849, 656049, Алтайский кр, город Барнаул, улица Интернациональная, 122)
к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 11 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" (ОГРН 1022200767929, ИНН 2208003879, 658083, Алтайский кр, город Новоалтайск, улица Дорожная, 30)
о взыскании 16 040 руб. 58 коп. пени по государственным контрактам энергоснабжения N 0499,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Алтайэнегосбыт" (далее - АО "Алтайэнегосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 11 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" (далее - ФКУ ИК-11 УФСИН России по Алтайскому краю, ответчик) о взыскании 30 287 руб. 10 коп. неустойки по государственным контрактам энергоснабжения N 0499 (с учетом уточнений, 38-41 т.3).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 29.05.2017 (резолютивная часть объявлена 22.05.2017) исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано 30 287 руб. 10 коп. неустойки за период с 18.11.2013 по 29.05.2016, а так же 2 000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, ФКУ ИК-11 УФСИН России по Алтайскому краю обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и оставить исковое заявление без рассмотрения, ссылаясь, в том числе на то, что лимиты на 2 полугодие не поступали; истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования споров, в адрес ответчика претензии по поводу взыскания пени не поступали; вина ответчика в ненадлежащим исполнении обязательств по контракту отсутствует. Более подробно доводы обоснованы в апелляционной жалобе.
От АО "Алтайэнегосбыт" в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, что с 05 марта 2013 между АО "Алтайэнегосбыт" (ЭСО) и ФКУ ИК-11 УФСИН России по Алтайскому краю (покупатель) заключены несколько государственных контрактов энергоснабжения N 0499: от 05.03.2013, от 11.12.2013, от 31.12.2013, от 25.09.2014, от 23.12.2014, от 20.02.2015, от 18.03.2016, в соответствии с условиями которого, истец обязался подавать энергию для ответчика, а ответчик принимать и оплачивать энергию в сроки и на условиях, установленных договором.
Во исполнение условий договора истец производил поставку энергии, что подтверждается актами, счетами-фактурами и актами сверки (т.2 л.д.1-48).
Соглашением от 05.12.2016 государственный контракт от 18.03.2016 был расторгнут.
Ссылаясь на то, что ответчик оплату своевременно и в полном объеме не производил, в результате чего за период с августа 2013 года по май 2016 года у него существовала задолженность, что не оспаривается сторонами, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского Кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно статье 330 Гражданского Кодекса Российской Федерации договором либо законом может быть предусмотрена денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с ч.5 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" в статью 37 Закона об электроэнергетике внесены изменения, которые вступили в силу с 05.12.2015.
В соответствии с абзацем 8 пункта 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику, обязаны уплатить ему пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Истец начислил ответчику неустойку в размере 30 287 руб. 10 коп. за период с 18.11.2013 по 29.05.2016.
Расчет истца проверен судом и признан правильным (л.д. 38-41 т.3).
Поскольку ненадлежащее исполнение обязательств по оплате подтверждены материалами дела и не опровергнуты ответчиком, суд первой инстанции обоснованно взыскал ответчика неустойку в размере 30 287 руб. 10 коп.
Довод ответчика со ссылкой на ст.425 ГК РФ о том, что неустойка в целом заявлена истцом необоснованно, отклоняется.
Распространение условий договора (контракта) на предшествующий его заключению период на основании п.2 ст.425 ГК РФ возможно в том случае, когда между сторонами фактически существовали соответствующие отношения, если это не противоречит закону или не вытекает из существа отношений.
При определении возможности применения к рассматриваемым отношениям условия о ретроактивном действии договора суд учитывает баланс интересов всех сторон договора, оценивает предшествующие их обращению в суд отношения, а также исходит из необходимости защиты субъектов, добросовестно осуществляющих гражданские права, и недопустимости извлечения стороной договора преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В рассматриваемом случае заключение договора, содержащего условие о распространении его действия на ранее возникшие отношения сторон, лишь констатирует фактически сложившиеся отношения.
Также суд отмечает, что в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора", если к моменту расторжения договора, исполняемого по частям, поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в том числе по ведению чужого дела (по договору комиссии, доверительного управления и т.п.), не были оплачены, то взыскание задолженности осуществляется согласно условиям расторгнутого договора и положениям закона, регулирующим соответствующие обязательства. При этом сторона сохраняет право на взыскание долга на условиях, установленных договором или законом, регулирующим соответствующие договорные обязательства, а также права, возникшие из обеспечительных сделок, равно как и право требовать возмещения убытков и взыскания неустойки по день фактического исполнения обязательства (пункты 3 и 4 статьи 425 ГК РФ).
Исходя из основополагающих принципов гражданского законодательства, установленных в статье 1 ГК РФ, признания равенства участников регулируемых гражданским законодательством правоотношений и обеспечения восстановления нарушенных прав, суд полагает, что кредитор, надлежащим образом исполнивший свое обязательство, вправе рассчитывать на компенсацию его имущественных потерь в результате ненадлежащего исполнения должником обязательства.
Ответчик не оспаривает факт потребления электроэнергии и ненадлежащее исполнение обязательств по оплате полученного энергоресурса, а неустойка истцом начислена на основании норм действующего законодательства и не зависит от даты подписания сторонами контракта.
Придание договору (контракту) ретроактивного действия согласно законоположениям не изменяет и не исключает право истца требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (статьи 330, 332 ГК РФ).
Соответственно, заявляя требование о взыскании неустойки в размере, определенном в соответствии с ч.5 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, статьей 37 Закона об электроэнергетике N 35-ФЗ, истец не нарушает прав ответчика.
Факт наличия либо отсутствия в спорный период подписанного сторонами контракта не имеет значения для констатации правомерности требования истца о взыскании предусмотренной законом неустойки.
При этом апелляционный суд отмечает, что неустойка взыскивается истцом до 29.05.2016, неустойка по государственному контракту после расторжения не производится.
Доводы апелляционной жалобы о том, что лимиты на 2 полугодие 2016 не поступали и вина ответчика в ненадлежащем исполнении обязательств по контракту отсутствует, подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно пункту 2 названной статьи отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, в силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации являющихся основанием для освобождения учреждения от уплаты неустойки, в материалы дела не представлено.
Абзац 8 пункта 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике предусматривает, что потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику, обязаны уплатить ему пени.
Положения бюджетного законодательства об исполнении государственных контрактов в пределах лимитов бюджетных обязательств, превышение лимитов бюджетного финансирования, как и отсутствие финансирования не освобождает абонента от исполнения обязательства по оплате фактически принятого количества электроэнергии надлежащим образом (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Недофинансирование ответчика со стороны собственника его имущества, а также его правовой статус сами по себе не могут служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины ответчика, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие денежных средств, не освобождает ответчика (потребителя) от обязанности оплатить принятый объем энергоресурса в предусмотренные сроки.
Ответчик является бюджетным учреждением, финансируемым из федерального бюджета, однако данное обстоятельство не меняет сущности гражданско-правовых отношений между сторонами, которые должны осуществляться на основе одного из основных принципов гражданского законодательства - равенства сторон.
Отсутствие у учреждения бюджетного финансирования для оплаты потребленных ресурсов и правовой статус учреждения также не освобождает его от ответственности за неисполнение принятого на себя обязательства (пункт 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации").
Данная позиция также согласуется с правовыми позициями, содержащимися в пунктах 45, 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Ответчик является юридическим лицом и самостоятельно отвечает по своим обязательствам; действующее законодательство не предусматривает условие об источнике финансирования казенного учреждения в качестве причины для изменения условий контракта о сроках оплаты стоимости потребленной электрической энергии.
Отсутствие лимитов бюджетных средств на оплату коммунальных услуг также не является основанием для снижения неустойки.
Отклонению подлежит и довод о том, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования споров, в адрес ответчика претензии по поводу взыскания пени не поступали, поскольку в материалах дела имеются претензии (л.д.51,99,104,106, т.2), которые содержат отметчику о их получении ответчиком.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на ее подателя.
При этом апелляционным судом рассмотрено и отклонено ходатайство ФКУ ИК-11 УФСИН России по Алтайскому краю об освобождении от уплаты государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Согласно статье 333.37 НК РФ и пункту 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (далее - Постановление N 46) к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 АПК РФ).
Если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу (абзац 3 пункта 32 Постановления N 46).
Из изложенного следует, что для освобождения от уплаты государственной пошлины необходимо, чтобы участие соответствующего учреждения в арбитражном процессе было обусловлено выполнением отдельных функций государственного (муниципального) органа с целью защиты государственных и (или) общественных интересов.
Между тем, в рамках данного спора ФКУ ИК-11 УФСИН России по Алтайскому краю является юридическим лицом с организационно-правовой формой - федеральное казенное учреждение. Спор возник из обязательственных гражданско-правовых отношений по государственному контракту.
С учетом характера правоотношений сторон оснований полагать, что участие ответчика в данном арбитражном процессе обусловлено осуществлением им функций государственного органа, не имеется.
Поскольку в настоящем деле заявитель не выступает в защиту государственных и (или) общественных интересов в том смысле, который придает ему законодатель, оснований для его освобождения от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не имеется.
При названных обстоятельствах ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 29.05.2017 по делу N А03-17776/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 11 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Киреева |
Судьи |
О.Б. Нагишева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-17776/2016
Истец: АО "Алтайэнергосбыт".
Ответчик: ФКУ "Исправительная колония N 11 УФСИН по АК"