город Ростов-на-Дону |
|
11 августа 2017 г. |
дело N А53-34376/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.
судей Герасименко А.Н., Емельянова Д.В.
при ведении протокола судебного заседания Бабаян В.Г.
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области: представитель Тоболева Е.С. по доверенности от 19.07.2017 г.; представитель Шевченко А.А. по доверенности от 07.07.2017 г.
от государственного автономного учреждения культуры Ростовской области "Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького": представитель Троицкая Н.М. по доверенности от 01.02.2017 г.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного автономного учреждения культуры Ростовской области "Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 15.05.2017 по делу N А53-34376/2016
по заявлению государственного автономного учреждения культуры Ростовской области "Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького" (ИНН 6167002430, ОГРН 1026104158409)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области
об оспаривании ненормативного правового акта налогового органа,
принятое в составе судьи Маковкиной И.В.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное учреждение культуры Ростовской области "Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС N 25 по Ростовской области от17.05.2016 N 229.
Решением от 15.05.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Решение мотивировано тем, что налоговая инспекция пришла к обоснованному выводу о необходимости применении при исчислении суммы налога в 2013 г. ставки 0,8%.
Государственное автономное учреждение культуры Ростовской области "Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького" обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение отменить.
Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции не учел, что Театр руководствовался разъяснениями Межрайонной Инспекции ФНС России N 25 по Ростовской области. Театр включен в группу 92.32. "Деятельность концертных и театральных залов", также 92.51 "Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа", которая включает деятельность клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества и т.п. Помимо "театральной деятельности", театр осуществляет: создание и организация клубов, курсов, театральных, концертных трупп и коллективов, создание на базе театра творческих мастерских, студий, фото-студий, школ, кружков с целями эстетического воспитания детей, подростков, молодежи, других категорий населения.
В судебном заседании представитель государственного автономного учреждения культуры Ростовской области "Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку налоговой декларации учреждения по земельному налогу за 2013 год (уточненная), по результатам которой составила акт от 25.03.2016 N 881.
Рассмотрев материалы проверки и представленные налогоплательщиком возражения, налоговая инспекция приняла решение от 17.05.2016 N 229 о доначислении земельного налога в сумме 1 459 517 рублей, пени в сумме 183 169 рублей 33 копейки.
Решением УФНС России по Ростовской области от 21.10.2016 N 15-15/3336 решение от 17.05.2016 N 229 отменено в части начисления пени в сумме 183 169 рублей 33 копейки, в остальной части решение от 17.05.2016 N 229 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенным решением инспекции, учреждение обратилось в суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим:
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 390 НК РФ установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
На основании п. 1 статьи 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. При этом ставки, порядок и сроки уплаты налога определяют представительные органы муниципальных образований.
Согласно п. 7.2 п. 2.1 Решения городской Думы от 23.08.2005 N 38 "Об утверждении Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону" (в редакции, действовавшей в 2013 г.) для земельных участков объектов образования, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спора, культуры, искусства установлена ставка в размере 0,8%.
Пунктом 7.4 п. 2.1 Решения городской Думы от 23.08.2005 N 38 "Об утверждении Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону" предусмотрено, что для земельных участков предприятий и организаций площадью 5 000 кв.м. и более, используемых под Дворцы культуры в целях организации детского творчества, культурно-просветительской, досугово-массовой и прочей деятельности в области культуры установлена ставка 0,35%.
Как следует из материалов дела, 11.12.2015 учреждением представлена уточненная декларация, при исчислении земельного налога применена ставка земельного налога 0,35%, установленная п. 7.4 п. 2.1 раздела Решения городской Думы от 23.08.2005 N 38 "Об утверждении Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону".
Государственное автономное учреждение культуры Ростовской области "Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького" указало, что при расчете земельного налога за 2013 г. по земельному участку с кадастровым номером 61:44:0031607:15 и видом разрешенного использования "для эксплуатации драматического театра" применена ставка в размере 0,35% в соответствии с п. 7.4 п. 2.1 Решения городской Думы от 23.08.2005 N 38 "Об утверждении Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону", в связи с письменными разъяснениями налогового органа N09-19/11933 от 05.08.2014.
Суд первой инстанции, отклоняя доводы театра, обоснованно указал следующее:
Пункт 7.4 п. 2.1 Решения городской Думы от 23.08.2005 N 38 "Об утверждении Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону" (в редакции, действовавшей в 2013 г.) предполагает применение ставки 0,35% если:
1) земельные участки являются земельными участками предприятий и организаций;
2) площадь земельных участков составляет 5 000 кв.м. и более;
3) земельные участки используются под Дворцы культуры в целях организации детского творчества, культурно-просветительской, досугово-массовой и прочей деятельности в области культуры.
Установлено, что земельный участок с кадастровым номером 61:44:0031607:15 принадлежит на праве собственности Российской Федерации, передан учреждению в постоянное (бессрочное) пользование, вид разрешенного использования "для драматического театра".
В соответствии с п. 1, 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Кодексом и федеральными законами.
Согласно п. 1 статьи 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Как было отмечено, спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации, в связи с чем не соответствует критерию пункта 7.4 п. 2.1 Решения городской Думы от 23.08.2005 N 38 "Об утверждении Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону" о применении ставки 0,35% к земельным участкам предприятий и организаций.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст, дворцы культуры отнесены к группе 92.51 "Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа", тогда как театры включены в группу 92.32 "Деятельность концертных и театральных залов".
Суд первой инстанции верно указал, что в отношении определения понятий "театр", "театральная деятельность" необходимо руководствоваться Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 N 1019-р, утвердившим концепцию долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года.
В данной концепции определены следующие термины "театральная деятельность" -деятельность, направленная на создание и (или) показ спектаклей; "театр" - организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства.
Понятие "дворцы культуры" дано в п. 1.4 Методических рекомендаций по применению нормативов штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и центральных библиотек субъектов РФ (утверждены Приказом Министерства культуры РФ от 01.09.2011 N 906).
Дворцы культуры - это культурно-досуговые учреждения, обладающие высокими характеристиками по параметрам мощности, оборудования, штатной численности. Основное содержание деятельности предусматривает организацию работы творческих коллективов в различных жанрах и обеспечение социально-культурных мероприятий на основании муниципального заказа. Обслуживают население по месту расположения.
Таким образом, понятие "театр" и "дворец культуры" не являются идентичными и различаются по своему содержанию и основным видам осуществляемой деятельности.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что учреждение не относится к категории "дворцы культуры".
Вид разрешенного использования спорного земельного участка - "для драматического театра", театры включены в группу 92.32 "Деятельность концертных и театральных залов". Дворцы культуры отнесены к иной группе 92.51 "Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа".
Представленные заявителем доказательства оказания услуг по проведению творческой стажировки (мастер-классы) (договор от 01.04.2013 N 155-В), торжественных мероприятий (договор от 13.06.2013 N 218-в), выставок-продаж (договор от 19.12.2013), наличия звукового и светового оборудования, штатной численности сотрудников не подтверждают отнесение учреждения к категории "дворец культуры", а свидетельствуют об осуществлении деятельности в рамках уставной деятельности драматического театра (п. 5.2.1 Устава, т. 1 л.д. 37).
Кроме того, Городская Дума г. Ростова-на-Дону в ответ на обращение учреждения сообщила, что понятие "театр" и "дворец культуры" разнятся по своему содержанию, разъяснения инспекции в части применения ставки земельного налога в соответствии с п.7.2 Решения городской Думы от 23.08.2005 правомерны (письмо от 28.07.2017 N 59-31-2379).
Согласно п. 7.2 п. 2.1 Решения городской Думы от 23.08.2005 N 38 "Об утверждении Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону" для земельных участков объектов образования, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спора, культуры, искусства установлена ставка в размере 0,8%.
Таким образом, налоговая инспекция пришла к обоснованному выводу о применении при исчислении суммы налога в 2013 г. ставки 0,8%.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС N 25 по Ростовской области от17.05.2016 N 229.
Доводы ГАУК РО "Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького" основаны на неверном толковании норм права.
Доводы подателя жалобы о том, что при исчислении земельного налога театр руководствовался разъяснениями Межрайонной Инспекции ФНС России N 25 по Ростовской области, не могут быть приняты во внимание.
Определяя последствия применения налогоплательщиком письменных разъяснений уполномоченного органа государственной власти, пункт 8 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации указывает на освобождение от начисления сумм пени на недоимку, а подпункт 3 пункта 1 его статьи 111 исключает вину лица в совершении налогового правонарушения.
То обстоятельство, что учреждение, представляя уточненную декларацию, руководствовалось разъяснениями налогового органа от 05.08.2014 N 309-19/11933, явилось основанием для отказа в привлечении к налоговой ответственности и неначисления пени.
Вместе с тем, не является основания для вывода об отсутствии недоимки по земельному налогу в сумме 1 459 517 рублей.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
В силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с абзацем 3 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина для организаций составляет 3000 руб.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы уплачивается государственная пошлина в размере 50 процентов от размера государственной пошлины.
При подаче апелляционной жалобы ГАУК РО "Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького" уплатило госпошлину в сумме 3000 руб.
С учетом изложенного, следует возвратить ГАУК РО "Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького" излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.05.2017 по делу N А53-34376/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ГАУК РО "Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького" излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-34376/2016
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РОСТОВСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМЕНИ МАКСИМА ГОРЬКОГО"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N25 по Ростовской области