Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 ноября 2017 г. N Ф04-4711/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
10 августа 2017 г. |
Дело N А45-7684/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Марченко Н.В., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлюкеевой А.М. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Крошнякова Л.Б. по доверенности от 13.01.2017 (до 31.12.2017)
от заинтересованного лица: Попова Н.Ю. по доверенности от 15.02.2017 (по 15.02.2018); Скомарова М.Н. по доверенности от 15.02.2017 (по 15.02.2018)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Росветфарм"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 07 июня 2017 года по делу N А45-7684/2017 (судья Попова И.В.)
по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области, г. Новосибирск (ОГРН 1055407008205, ИНН 5407001751)
к закрытому акционерному обществу "Росветфарм" г. Новосибирск (ОГРН 1025401023449, ИНН 5402105877)
о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области (далее - заявитель, Россельхознадзор, административный орган) обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к закрытому акционерному обществу "Росветфарм", (далее - ЗАО "Росветфарм", Общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 07.06.2017 заявленные требования удовлетворены, ЗАО "Росветфарм" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 112 000 рублей.
ЗАО "Росветфарм" в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на пропуск судом срока давности привлечения к административной ответственности, в основу решения суда положено недопустимое доказательство - экспертное заключение ФГБУ "ВГНКИ" от 27.02.2017 N 416/9 в нарушение статьи 68 АПК РФ; неверно оценены представленные в материалы дела доказательства - сертификат соответствия, декларация о соответствии и технические условия на препарат "Финист" квасцовый и "Финист" цитралевый, нарушен принцип соразмерности наказания, просит отменить решение суда, в удовлетворении заявления Россельхознадзора отказать.
Россельхознадзор в представленном отзыве возражает относительно доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЗАО "Росветфарм" имеет лицензию от 03.07.2013 N 00-13-1-СО 1680 на производство, хранение и реализацию стерильных, а также нестерильных лекарственных препаратов.
01.02.2017 при проведении внеплановой выездной проверки с целью исполнения ранее выданного предписания от 05.08.2016 N 06-02/845, установлен факт нахождения на хранении у ЗАО "Росветфарм" препаратов "Финист" квасцовый (серия 75010716, дата производства 07.2016, годен до 07.2017) и "Финист" цитралевый (серия 7410716, дата производства 07.2016, годен до 07.2017), производства ЗАО "Росветфарм".
02.02.2017 специалистами Управления Россельхознадзора по НСО направлен запрос N 06-02/464 в Россельхознадзор с целью установления принадлежности "Финист" квасцовый и "Финист" цитралевый к лекарственным препаратам для ветеринарного применения; в информационном письме Россельхознадзора от 10.03.2017 N ФС-НВ-2/4449 и экспертном заключении ФГБУ "ВГНКИ" от 27.02.2017 N 416/9 (получено 14.03.2017) сообщено, "Финист" квасцовый и "Финист" цитралевый, производства ЗАО "Росветфарм" являются лекарственными средствами для ветеринарного применения и подлежат государственной регистрации в соответствии с п.3 статьи 13, п.5 статьи 45 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об обращении лекарственных средств".
На основании полученной информации проведена документарная проверка в отношении ЗАО "Росветфарм" (распоряжение от 17.03.2017 N 0602/145), в ходе которой административному органу были представлены следующие документы: сопроводитель-ное письмо от 27.03.2017 N 23; Информационное письмо от 27.03.2017 N22; Карточка счета 43 за 01.07.2017-15.03.2017; Товарные накладные от 30.09.2016 N1287; от 12.10.2016 N1333; от 14.11.2016 N1459; от 10.08.2016 N 1074.
В результате исследования представленных документов административный орган установил, что на момент проверки на остатке у ЗАО "Росветфарм" находятся лекарственные препараты для ветеринарного применения "Финист" квасцовый (75010716) в количестве 53 флакона и "Финист" цитралевый (7410716) в количестве 57 флаконов, реализованный по товарным накладным "Финист" квасцовый (75010716) -47 флаконов и "Финист" цитралевый (7410716) -46 флаконов.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 06-02/145 от 12.04.2017.
12.04.2017 составлен протокол N 6/2-96 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Россельхознадзор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Привлекая Общество к административной ответственности, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, порядок привлечения его к административной ответственности - соблюденным.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Подпунктом "е" пункта 5 Положения о лицензировании производства лекарственных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2012 N 686 (далее - Положение), в качестве одного из лицензионных требований предусмотрено соблюдение лицензиатом требований статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" о запрете производства лекарственных средств, не включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением лекарственных средств, производимых для проведения клинических исследований и экспорта, а также о запрете производства фальсифицированных лекарственных средств и лекарственных средств с нарушением правил организации производства и контроля качества лекарственных средств, относящееся к грубым нарушениям невыполнения лицензиатом требований, повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (пункт 6 Положения).
Пунктом 1 части 5 статьи 45 Федерального от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) установлен запрет на производство лекарственных средств, не включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением лекарственных средств, производимых для проведения клинических исследований и для экспорта, а также производство лекарственных средств без лицензии на производство лекарственных средств.
В части 1 статьи 13 Закона N 61-ФЗ установлено, что лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственной регистрации подлежат оригинальные лекарственные препараты; воспроизведенные лекарственные препараты; новые комбинации зарегистрированных ранее лекарственных препаратов; лекарственные препараты, зарегистрированные ранее, но произведенные в других лекарственных формах, в новой дозировке; государственная регистрация лекарственных препаратов для ветеринарного применения осуществляется по результатам экспертизы лекарственных средств для ветеринарного применения (части 1, 2 статьи 33 Закона N 61-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 3 статьи 33 Закона N 61-ФЗ государственный реестр лекарственных средств содержит перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов.
Порядок ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения и порядок ведения государственного реестра лекарственных средств для ветеринарного применения утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 5 Правил государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок, утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 01.04.2005 N 48 (далее - Правила), государственную регистрацию лекарственных средств и добавок проводит Россельхознадзор на основании заключения федерального государственного учреждения "Всероссийский государственный Центр контроля качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов" в течение шести месяцев со дня подачи регистрационных документов и данных, предусмотренных настоящими Правилами.
Зарегистрированное лекарственное средство или добавка вносится в государственный реестр лекарственных средств для животных и кормовых добавок (пункт 13 Правил).
Государственный реестр лекарственных средств для ветеринарного применения размещен на официальном сайте Россельхознадзора.
Суд первой инстанции, установив нахождение на хранении лекарственных препаратов для ветеринарного применения "Финист" квасцовый (75010716) в количестве 53 флакона и "Финист" цитралевый (7410716) в количестве 57 флаконов, на момент проверки на остатке у ЗАО "Росветфарм", реализацию указанных препаратов "Финист" квасцовый (75010716) - 47 флаконов и "Финист" цитралевый (7410716) - 46 флаконов (в соответствии с товарными накладными); приняв во внимание экспертное заключение ФГБУ "ВГНКИ" (уполномоченное лицо по даче заключения) от 27.02.2017 N 416/9 - продукт "Финист" квасцовый производства ЗАО "Росветфарм" и продукт "Финист" цитралевый производства ЗАО "Росветфарм предназначены для профилактики заболеваний глаз при неблагоприятных внешних воздействиях и для сокращений сроков реабилитационного посттравматического периода, следовательно, они являются лекарственными препаратами и подлежат государственной регистрации на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"; указанные препараты на момент проверки в государственный реестр лекарственных средств не были включены; в отсутствие доказательств принятие Обществом каких-либо мер по получению соответствующего заключения, пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Отклоняя доводы Общества о том, что препарат является средством по уходу за кожей со ссылкой на сертификат соответствия и декларацию соответствия, суд исходил из Инструкции по применению, в состав препаратов входит натрия хлорид, который внесен в государственный реестр лекарственных средств; натрия хлорид- плазмозамещающее средство, фармакологическое действие -оказывает дезинтоксикационное и регидратирующее действие, восполняет дефицит натрия при различных патологических состояниях организма и временно увеличивает объем жидкости, циркулирующей в сосудах.
Наличие сертификата и декларации о соответствии, как правильно указал суд первой инстанции, не освобождает Общество от обязанности зарегистрировать лекарственный препарат для ветеринарного применения в установленном законом порядке.
Доводы ЗАО "Росветфарм" о недопустимости экспертного заключения, о не предупреждении специалистов об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, были предметом оценки суда первой инстанции и мотивированно отклонены, экспертное заключение проводилось на основании материалов, представленных административным органом, а также в результате исследования данных о составе, назначении и способе применения спорных препаратов, Инструкции Общества к применению; данное Учреждение не выполняло экспертизу, назначенную судом, в связи с чем, не требуется предупреждение об уголовной ответственности.
Из нормы абзаца 2 части 3 статьи 86 АПК РФ следует, что вызов эксперта (экспертов) в судебное заседание, в том числе, по ходатайству лица, участвующего в деле, является правом, а не обязанностью суда.
В рассматриваемом случае, суд не усмотрел необходимости в вызове экспертов, поскольку экспертное заключение дано уполномоченным органом на проведение экспертизы лекарственных средств и добавок ФГБУ "ВГНКИ", и является основанием для государственной регистрации препаратов для ветеринарного применения, кроме того, вопрос о том, являются ли спорные препараты лекарственными средствами в силу статьи 16 Закона о ветеринарии должен быть решение Обществом до выпуска их в производство.
Отказ в удовлетворении ходатайства о вызове в судебное заседание эксперта, не нарушил принцип состязательности процесса, предусмотренный в статье 9 АПК РФ, как ошибочно полагает заявитель жалобы.
Нарушение принципа соразмерности наказания, производство средств "Финист" осуществлялось кране небольшими партиями с незначительной выручкой, санкция по части 4 статьи 14.1 явно несоразмерна вменяемому нарушению, судом первой инстанции не допущено.
Суд не усмотрел каких-либо исключительных обстоятельств, для снижения административного штрафа, а также указывающих на возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Административное наказание назначено Обществу с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, наличия отягчающих обстоятельств повторное привлечение к ответственности (решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.10.2016 по делу N А45-16872/2016) соответствует принципам справедливости и соразмерности, которым должны отвечать применяемые меры ответствен-
ности.
Событие и состав вменяемого Обществу административного правонарушения подтверждаются материалами дела.
Доказательств принятие Обществом всех зависящих от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, вопреки ошибочной позиции ЗАО "Росветфарм", на момент рассмотрения дела в суде в отношении вмененного нарушения не пропущен (статья 4.5 КоАП РФ).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.12.2011 N 8198/11 днем обнаружения правонарушения при длящемся правонарушении является дата окончания проверки и оформления акта, содержащего вывод о наличии в действиях лица состава административного правонарушения.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Исходя из объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, составляет не нарушение той или иной обязанности, установленной нормативным актом, а осуществление лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных условий, то оно правомерно признано судом длящимся правонарушением.
В силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ, при длящимся административном правонарушении данный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ЗАО "Росветфарм" к административной ответственности были выявлены в ходе проверки, днем обнаружения правонарушения является 12.04.2017 - дата окончания проверки и оформления акта, содержащего вывод о наличии в действиях ЗАО "Росветфарм" состава административного правонарушения.
Следовательно, на момент принятия решения, трехмесячный срок привлечения к административной ответственности не истек.
Доводы, изложенные ЗАО "Росветфарм" в апелляционной жалобе, с учетом установленных фактических обстоятельств, выводы суда не опровергают.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку нарушений судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено, оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07 июня 2017 года по делу N А45-7684/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-7684/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 ноября 2017 г. N Ф04-4711/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области
Ответчик: ЗАО "Росветфарм"