7 августа 2017 г. |
А79-520/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новочебоксарское Кабельное Телевидение" (429959, Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Советская, д.45 А; ИНН 2124020998, ОГРН 1032124004989)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 25.05.2017
по делу N А79-520/2017,
принятое судьей Каргиной Н.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новочебоксарское Кабельное Телевидение" о признании недействительным постановления администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 11.11.2016 N 1915,
без участия лиц,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Новочебоксарское Кабельное Телевидение" (далее - ООО "Новочебоксарское Кабельное Телевидение", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании недействительным постановления администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - орган местного самоуправления) от 11.11.2016 N 1915 об отказе в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, находящегося на земельном участке с кадастровым номером 21:02:010505:1692 в г.Новочебоксарске по ул. Советская, владение 45А: отступ от северной границы земельного участка - 0 м. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления согласовать разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, находящегося на земельном участке с кадастровым номером 21:02:010505:1692 по ул. Советская, владение 45А: отступ от северной границы земельного участка-0 м.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное бюджетное учреждение "Архитектурно-строительное управление г. Новочебоксарска" (далее - Управление, Архитектурно-строительное управление).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 25.05.2017 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Новочебоксарское Кабельное Телевидение" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
Общество настаивает на том, что суд первой инстанции надлежащим образом не исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, неверно оценил представленные в материалы дела доказательства, что привело к принятию незаконного судебного акта.
По мнению заявителя, у органа местного самоуправления отсутствовали основания для издания оспариваемого ненормативного правового акта.
Архитектурно-строительное управление ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
ООО "Новочебоксарское Кабельное Телевидение" и администрация г. Новочебоксарска (отзыв на апелляционную жалобу не представила) о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что на основании выданного 19.05.2014 администрацией г. Новочебоксарска разрешения на строительство N RU 21240000-16 сроком действия до 18.01.2015 ООО "Новочебоксарское Кабельное Телевидение" осуществляет реконструкцию объекта капитального строительства, находящегося на земельном участке с кадастровым номером 21:02:010505:1692 по ул. Советская, владение 45А.
28.09.2016 ООО "Новочебоксарское Кабельное Телевидение" обратилось в Комиссию по землепользованию и застройке г. Новочебоксарска с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, находящегося на земельном участке с кадастровым номером 21:02:010505:1692 по ул. Советская, владение 45А: отступ от северной границы земельного участка - 0 м.
25.10.2016 орган местного самоуправления провел публичные слушания о предоставлении Обществу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в ходе которых Комиссии по землепользованию и застройке г. Новочебоксарска рекомендовано осуществить подготовку рекомендаций о предоставлении разрешений: на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в предоставлении таких разрешений с указанием причин принятого решения и направить его главе администрации г. Новочебоксарска для принятия соответствующего решения.
Постановлением администрации г. Новочебоксарска от 11.11.2016 N 1915 ООО "Новочебоксарское Кабельное Телевидение" отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Свое решение орган местного самоуправления мотивировал тем, что реконструкция объекта капитального строительства не соответствует пункту 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 80 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункту 4.3 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно планировочным и конструктивным решениям".
Полагая, что постановление администрации г. Новочебоксарска от 11.11.2016 N 1915 не соответствует законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно планировочным и конструктивным решениям" и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал законность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 26 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
В силу статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации в объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации право на обращение с заявлениями за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства имеют правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки.
В силу части 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается.
В соответствии с частью 4 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса.
Согласно части 5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Положениями части 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 80 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения зданий и сооружений должны обеспечивать в случае пожара: 1) эвакуацию людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; 2) возможность проведения мероприятий по спасению людей; 3) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий и сооружений; 4) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара; 5) нераспространение пожара на соседние здания и сооружения.
При изменении функционального назначения зданий, сооружений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений или помещений.
В силу пункта 4.3 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно планировочным и конструктивным решениям", утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, минимальное противопожарное расстояние между жилыми и общественными зданиями, а также между жилыми, общественными зданиями и вспомогательными зданиями и сооружениями производственного, складского и технического назначения в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности должно составлять не менее 6 метров.
Установлено из материалов дела, что 19.05.2014 ООО "Новочебоксарское Кабельное Телевидение" получило разрешение на строительство N RU 21240000-16 по реконструкции здания офиса по адресу: г. Новочебоксарск, ул. Советская, 45А, сроком действия до 18.01.2015.
02.06.2015 Общество обратилось в администрацию г. Новочебоксарска с заявлением о выдаче разрешения на строительство "Реконструкция здания офиса ООО "Новочебоксарское кабельное телевидение", расположенного по адресу: г. Новочебоксарск, ул. Советская, 45А, но письмом от 05.06.2015 N 116 Общество отозвало свое заявление, в связи с чем разрешение не выдавалось.
Решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 18.12.2006 N С18-3 утверждены Правила землепользования и застройки в городском округе Новочебоксарск Чувашской Республики.
Решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 20.11.2014 N С 69-7 в Правила землепользования и застройки внесены изменения, в том числе, градостроительный регламент территориальной зоны ЦД-1 (Зона делового, общественного и коммерческого назначения, центр городского округа), где находится реконструируемый Обществом объект, дополнен: "Минимальные отступы от границ земельного участка, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений - 3 м".
Постановлением администрации г. Новочебоксарска от 14.09.2016 N 1647 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 21:02:010505:1692, расположенного по адресу: г. Новочебоксарск, ул. Советская, вл. 45А, содержащий требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, в том числе показатели по минимальным отступам от границ земельного участка, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений - 3 м, в соответствии с Правилами землепользования и застройки в городском округе Новочебоксарск Чувашской Республики, утвержденными решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 18.12.2006 N С18-3 (в редакции от 20.11.2014).
Суд первой инстанции выяснил, что в период действия разрешения на строительство N RU 21240000-16 строительные работы по реконструкции здания не производились, а проводились уже после истечения срока его действия, что подтверждается материалами дела (представленным фотоматериалом), а также постановлением по делу об административном правонарушении от 01.12.2016 N 114, которым руководитель ООО "Новочебоксарское кабельное телевидение" привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за реконструкцию здания по адресу: г. Новочебоксарск, ул. Советская, 45А, без соответствующего разрешения.
28.09.2016 ООО "Новочебоксарское Кабельное Телевидение" обратилось в Комиссию по землепользованию и застройке г. Новочебоксарска с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, находящегося на земельном участке с кадастровым номером 21:02:010505:1692 по улице Советская, владение 45А: отступ от северной границы земельного участка - 0 м.
На основании постановления от 10.10.2016 N 111 администрация г. Новочебоксарска 25.10.2016 провела публичные слушания, в том числе, по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства ООО "Новочебоксарское Кабельное Телевидение".
Опубликованным 04.11.2016 заключением о результатах публичных слушаний Комиссии по землепользованию и застройке г. Новочебоксарска на основании протокола рекомендовано осуществить подготовку рекомендаций о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в предоставлении таких разрешений с указанием причин принятого решения и направить его главе администрации г. Новочебоксарска для принятия соответствующего решения.
Комиссия по землепользованию и застройке г. Новочебоксарска направила в администрацию г. Новочебоксарска рекомендацию от 10.11.2016 N 82, в которой предлагала принять решение об отказе в предоставлении разрешения, поскольку данное отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства не соответствует части 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 80 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункту 4.3 Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно планировочным и конструктивным решениям".
Постановлением от 11.11.2016 N 1915 орган местного самоуправления отказал Обществу в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Следовательно, основанием для отказа в выдаче такого разрешения является невозможность соблюдения технических регламентов, в том числе противопожарных норм и правил, при отклонении от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства.
В ходе рассмотрения настоящих правоотношений суд первой инстанции установил, что фактически Общество пытается легализовать уже реконструированный объект, что подтверждается представленными органом местного самоуправления фотоматериалами.
Кроме того, Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в ходе судебного разбирательства исследовал план-схему от 17.04.2017 на задние офиса ООО "Новочебоксарское Кабельное Телевидение" как уже на реконструированный объект, который занимает общую площадь 2309,7 кв.м с учетом второго и третьего этажа.
Установив фактические обстоятельства по делу, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что срок разрешения на строительство N RU 2124000016 истек; реконструкция объекта - офис ООО "Новочебоксарское Кабельное Телевидение", расположенного по адресу: г. Новочебоксарск, ул. Советская, 45А, осуществлена после истечения срока действия разрешения на строительство (реконструкцию); с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства Общество обратилось уже после истечения срок разрешения на строительство N RU 21240000-16 и фактического проведения реконструкции объекта.
Вместе с тем, такая административная процедура как получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства уже после непосредственно самого строительства (реконструкции) действующим законодательством не предусмотрена.
То обстоятельство, что реконструируемый объект и примыкающее к нему здание были построены еще до внесения изменений в соответствующие нормативные акты, регламентирующие предельно допустимые расстояния между объектами капитального строительства, и как следствие не может им соответствовать, не имеет отношения к рассматриваемому судом предмету спора, поскольку в данном случае Общество нарушило порядок обращения с заявлением на получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному заключению о том, что постановление администрации г. Новочебоксарска от 11.11.2016 N 1915 соответствует действующему градостроительному законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьями 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления доказал законность и обоснованность своего ненормативного правового акта.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта не допущено
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 25.05.2017 по делу N А79-520/2017 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 25.05.2017 по делу N А79-520/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новочебоксарское Кабельное Телевидение" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-520/2017
Истец: ООО "Новочебоксарское Кабельное Телевидение"
Ответчик: Администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики
Третье лицо: муниципальное бюджетное учреждение "Архитектурно-строительное управление г. Новочебоксарска", Михайлов Александр Сергеевич, ООО представитель "НКТВ" Михайлов Александр Сергеевич