г. Челябинск |
|
10 августа 2017 г. |
Дело N А76-3142/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Костина В.Ю., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Садреевой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23 мая 2017 г. по делу N А76-3142/2017 (судья Командирова А.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
закрытого акционерного общества "Теплосервис" - Сагоконь Д.А. (доверенность от 11.07.2017 N 7);
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области - Чурилова А.П. (доверенность от 13.10.2016 N б/н).
Закрытое акционерное общество "Теплосервис" (далее - ЗАО "Теплосервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области (далее - Управление Росприроднадзора по Челябинской области, управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по транспортированию отходов I - IV классов опасности, оформленного приказом от 19.12.2016 N 1067; об обязании Управления Росприроднадзора по Челябинской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Теплосервис" путем принятия соответствующего решения о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 23.05.2017 заявленные требования удовлетворены.
Управление Росприроднадзора по Челябинской области с принятым судебным актом не согласилось, обратившись с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что транспортное средство - пожарная (цистерна), модель ТС: ЗИЛ 130 не предназначено для транспортирования опасных отходов, поскольку относится к пожарной технике. Также считает, что Управлением Росприроднадзора по Челябинской области в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 14 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99) и подпункта "в" пункта 3 Постановления Правительства от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление N 1062) принятое законное и обоснованное решение об отказе ЗАО "Теплосервис" в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по транспортированию отходов I - IV классов опасности.
До начала судебного заседания от ЗАО "Теплосервис" в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Представитель заявителя возражал против доводов и требований апелляционной жалобы по мотивам представленного отзыва.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Теплосервис" обратилось в Управление Росприроднадзора по Челябинской области с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов I-IV класса опасности вх. от 20.10.2016 N 12281.
Одновременно с заявлением обществом были приложены (и при проверке рассмотрены) следующие документы: копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируются использовать для выполнения заявленных работ; копия экспертного заключения от 16.08.2016 N 140; копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ (копия договора аренды транспортного средства без экипажа от 01.06.2016 с актом приемки-передачи, ПТС, копии паспортов транспортных средств); копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I - IV классов опасности, трудовые договора; приказ о назначении ответственных лиц за обращение с отходами производства и потребления; копия документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I - IV классов опасности (приказ о назначении), трудовой договор; квитанция об уплате государственной пошлины; перечень конкретных видов отходов 1-4 классов опасности, с которыми предполагается осуществлять деятельность по сбору и транспортированию.
На основании распоряжения от 29.11.2016 N 709 (л.д. 20-21) Управлением Росприроднадзора по Челябинской области в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка с целью оценки возможностей соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении соискателем лицензии деятельности по транспортированию отходов II-IV класса опасности.
По результатам проверки составлен акт от 07.12.2016 (л.д. 22-29).
В данном акте проверки указан перечень видов работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, отходов II - IV классов опасности, заявленные ЗАО "Теплосервис": транспортирование отходов II класса опасности; транспортирование отходов III класса опасности; транспортирование отходов IV класса опасности.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки установлена невозможность определения состояния помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличия необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям; в соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ установлена необходимость последующей внеплановой выездной проверки ЗАО "Теплосервис".
На основании распоряжения от 08.12.2016 N 720 (л.д. 29-30) в отношении ЗАО "Теплосервис" проведена внеплановая выездная проверка с целью оценки состояния помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников, в соответствии с заявлением о предоставлении лицензии; проверки возможности соблюдения соискателем лицензии лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по транспортированию отходов II-IV класса опасности; натурно оценить возможности соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении обществом деятельности по транспортированию отходов II-IV класса опасности.
Согласно составленному по итогам проведенной проверки акту (л.д. 31-35) во исполнение пункта "в" статьи 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением N 1062, был произведен осмотр специально оборудованных транспортных средств находящихся на праве собственности и в аренде у предприятия - ЗАО "Теплосервис".
Управлением установлено, что в аренде у общества находится транспортное средство ЗИЛ 130 тип: пожарная (цистерна), которое не предназначено для транспортирования отходов.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки выявлены основания для отказа в предоставлении лицензии: подпункт 2 пункта 7 статьи 14 Федерального закона N 99-ФЗ, а именно: установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; подпункт "в" пункта 3 Постановления N 1062, а именно: у соискателя лицензии отсутствует специально оборудованное и снабженное специальными знаками транспортное средство, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
Приказом Управления Росприроднадзора по Челябинской области от 09.12.2016 N 1067 обществу в предоставлении лицензии отказано по основаниям, изложенным выше и зафиксированным в акте проверки от 19.12.2016 N 720.
В адрес заявителя направлено уведомление от 20.12.2016 N 8846 об отказе в предоставлении лицензии (л.д. 9).
Не согласившись с данным приказом, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности совокупности условий для признания недействительным обжалуемого ненормативного акта.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 13 и 18 настоящего Закона, лицензирующим органом проводятся внеплановые проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.
Согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 указанного Закона, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.
В силу части 4 статьи 13 Федерального закона N 99-ФЗ лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии указывать в заявлении о предоставлении лицензии сведения, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, и представлять документы, не предусмотренные частью 3 настоящей статьи.
Пунктом 2 части 7 статьи 14 Федерального закона N 99-ФЗ предусмотрено, что основанием отказа в предоставлении лицензии является, в частности, установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Постановления N 1062 одним изт лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии для осуществления работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности, является наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
Из материалов дела следует, что Управление Росприроднадзора по Челябинской области по результатам документарной проверки, проведенной в связи с получением заявления от общества от 20.10.2016 N 12281, сделало вывод о том, что ЗАО "Теплосервис" не располагает возможностью выполнения лицензионный требований и условий, при осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, так как транспортное средство (пожарная (цистерна) ЗИЛ 130), используемая для осуществления указанной деятельности не предназначена для транспортирования отходов.
Между тем, в материалах дела имеются документы (копия санитарно-эпидемиологического заключения от 22.08.2016 N 74.63.02.000.М.000058.08.16, выданное Управлением Роспотребнадзора по области (т.1 л.д. 115)), которым удостоверяется, что оборудование и иное имущество, используемое обществом для осуществления деятельности по сбору, транспортированию отходов I - IV классов опасности соответствует СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления".
При этом, в экспертном заключении от 15.08.2016 N 140, выданном аккредитованным органом инспекции ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области" (т.1 л.д. 116-121), указано, что для транспортирования отходов I - IV классов опасности предприятие использует, среди прочего, находящееся в аренде транспортное средство - цистерна ЗИЛ. Все работы, связанные с загрузкой, транспортировкой выгрузкой отходов осуществляется согласно требованиям санитарных правил СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления"; при транспортировании отходов соблюдаются требования, установленные статьей 16 Федерального закона N 89-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения", приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.08.1995 N 73 "Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" (далее - Правила N 73), РД 3112199-0199-96 "Руководство по организации перевозок опасных грузов автомобильным транспортом".
Также с заявлением о предоставлении лицензии были представлены копии паспортов транспортных средств, в том числе на транспортное средство: пожарная (цистерна) марка, модель ТС: ЗИЛ 130, 74 ЕХ 797187, гос. Знак О918УН74 (л.д. 107); договор аренды указанного транспортного средства - "пожарная (цистерна)" от 01.07.2016 (л.д. 105-106);
Из буквального толкования положений подпункта "в" пункта 3 Постановления N 1062 следует, что для подтверждения рассматриваемого лицензионного условия соискателю лицензии достаточно представить в лицензирующий орган копии документов, подтверждающих наличие принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
Как уже отмечалось выше, такие документы были представлены обществом в Управление Росприроднадзора по Челябинской области при подаче заявления о выдаче лицензии.
Недостоверность или искаженность содержащейся в них информации лицензирующим органом в ходе проверки не установлена.
Правила, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.08.1995 N 73, устанавливают на территории Российской Федерации порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов и населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования, а также ведомственным и частным дорогам, не закрытым для общего пользования, вне зависимости от принадлежности опасных грузов и транспортных средств, перевозящих эти грузы, и обязательны для всех организаций, а также индивидуальных предпринимателей.
Для возможности осуществления перевозок опасных грузов организация-перевозчик должна иметь в соответствии с Правилами лицензию (раздел 2.1 Правил), специально оборудованный автотранспорт (раздел 4.1 Правил), а также специально подготовленный персонал, к которому в соответствии с пунктами 5.1 и 5.2 Правил предъявляются определенные требования.
В соответствии с разделом 6 приказа Министерства внутренних дел от 18.06.1996 N 33 "Об утверждении Перечня пожарно-технической продукции" пожарные машины - транспортные или транспортируемые средства, предназначенные для тушения пожаров и обеспечения деятельности пожарной охраны (пожарные автомобили основные, специальные, вспомогательные, в том числе лесопожарная техника).
Между тем, согласно указанным санитарно-эпидемиологическому заключению и экспертному заключению транспортное средство: пожарная (цистерна) марка, модель ТС: ЗИЛ 130 соответствует транспортному средству, заявленному обществом для осуществления деятельности по транспортировке отходов при подаче заявления о предоставлении лицензии, следовательно, может быть использовано обществом для указанного вида деятельности.
Оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы проведенной в отношении соискателя лицензии проверки и представленные обществом в ходе ее проведения сведения, суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем представлены необходимые сведения о находящемся в аренде у общества транспортном средстве - тип: пожарная (цистерна) ЗИЛ 130.
Ссылка Управления Росприроднадзора по Челябинской области на то, что транспортное средство - пожарная (цистерна) марка, модель ТС: ЗИЛ 130 не предназначено для транспортирования опасных отходов, поскольку относится к пожарной технике, являлась предметом оценки в суде первой инстанции. В рассматриваемом случае ссылка на определение термина "пожарные машины", противоречит представленным заявителем документам, приложенным к заявлению о предоставлении лицензии, и которым лицензирующим органом дана оценка при проведении документарной проверки. Кроме того, Управлением Росприроднадзора по Челябинской области не обосновано, какие технические, иные характеристики спорного транспортного средства не позволяют его использовать для указанных в лицензии целей сбора, транспортирования отходов I - IV классов опасности, которые перечислены в заявлении общества (конкретные виды отходов).
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что отказ в выдаче лицензии не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя является правильным. В связи, с чем требования о признании недействительным приказа Управления Росприроднадзора по Челябинской области от 09.12.2016 N 1067 удовлетворены обоснованно.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по результатам рассмотрения заявления общества, суд в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно обязал Управление Росприроднадзора по Челябинской области устранить нарушение прав путем принятия решения о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для её удовлетворения не имеется.
С учётом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя. Согласно статье 333.37 Налогового кодекса управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 272, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23 мая 2017 г. по делу N А76-3142/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-3142/2017
Истец: ЗАО "ТЕПЛОСЕРВИС"
Ответчик: Управление Росприроднадзора по Челябинской области