г. Воронеж |
|
9 августа 2017 г. |
Дело N А14-8210/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 августа 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Афониной Н.П.,
судей Алферовой Е.Е.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щелгуновой Д.О.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от акционерного общества "Лебединский горно-обогатительный комбинат": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Лебединский горно-обогатительный комбинат" (ОГРН 1023102257914, ИНН 3127000014) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.05.2017 по делу N А14-8210/2016 (судья Стеганцев А.И.) по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к акционерному обществу "Лебединский горно-обогатительный комбинат" (ОГРН 1023102257914, ИНН 3127000014) о взыскании платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Лебединский горно-обогатительный комбинат" (далее - ответчик, АО "Лебединский ГОК") о взыскании 12 862 руб. платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", на железнодорожных путях общего пользования.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 03.05.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, АО "Лебединский ГОК" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой общество просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочному мнению о том, что для рассмотрения настоящего дела не имеет правового значения нарушение срока доставки спорных вагонов по вине дороги.
ОАО "РЖД", АО "Лебединский ГОК" явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о слушании дела извещены надлежащим образом.
От АО "Лебединский ГОК" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 13.10.2014 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "Лебединский ГОК" (владелец) был заключен договор N 3/22/141452, в соответствии с условиями которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Стойленская Юго-Восточной железной дороги через стрелку N 2 в четной горловине парка "Б", локомотивом владельца (пункт 1 договора).
Договор подписан с протоколом разногласий.
По условиям параграфа 7 договора, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на приемо-отправочные пути парка "Б" станции Стойленская. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом Владельца с расстановкой вагонов по местам погрузки, выгрузки. По согласованию между перевозчиком и владельцем допускается подача и уборка вагонов локомотивом перевозчика на/с железнодорожного пути станции Лебединский ГОК владельца, но не более 650 вагонов в сутки.
В соответствии с параграфом 8 договора количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу устанавливается не более 65 полувагонов или 67 окатышевозов независимо от принадлежности вагонов (перевозчика или приватных) по весу не более 1884 тонн.
С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются перевозчику группами в размере поданной партии. По согласованию между владельцем и перевозчиком в лице начальника станции Стойленская допускается возврат партии вагонов менее поданного количества. вагонов. Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца на приемо-отправочные пути парка "Б" станции Стойленская (параграф 9 договора).
Согласно параграфу 12 договора N 3/22 на железнодорожном пути необщего пользования устанавливаются следующие технологические сроки оборота вагонов: общий срок - 6,8 часа, для вагонов с двумя грузовыми операциями - 15,6 часа, на погрузку маршрута брикетов в количестве до 50 полувагонов - 10, 6 часа, на погрузку маршрута брикетов в количестве от 51 до 65 полувагонов - 13 часов.
На основании пункта "а" параграфа 15 договора владелец уплачивает перевозчику плату за время нахождения у владельца вагонов перевозчика, либо за время ожидания их подачи и приема по причинам, зависящим от владельца - плату за пользование вагонами согласно Тарифному руководству N 2; за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования по причинам, зависящим от владельца плату за пользование вагонами в размере, предусмотренном пунктом 12 Тарифного руководства N 2.
В октябре 2015 года на станции Стойленская Юго-Восточной железной дороги, произошла задержка подачи вагонов, не принадлежащих перевозчику, на пути необщего пользования.
По факту нахождения вагонов на инфраструктуре перевозчика ОАО "РЖД" составлен акт общей формы N 2/5987 от 10.10.2015, который подписан истцом в одностороннем порядке.
На основании ведомостей подачи и уборки вагонов истец начислил плату за нахождение вагонов на путях общего пользования в общей сумме 12 862 руб.
Направленная в адрес ответчика претензия N ТЦФТОю-17/432 от 30.12.2015 оставлена последним без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что простой вагонов на путях общего пользования произошел по вине ответчика, при этом последний необоснованно уклоняется от оплаты за пользование инфраструктурой, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд области в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта пришел к выводу об обоснованности требования истца.
Как следует из материалов дела, между обществом "Лебединский ГОК" (владелец) и обществом "РЖД" (перевозчик) заключен договор от 13.10.2014 N 3/22/141452 (далее - договор) эксплуатации принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно ст. 55 Устава железнодорожного транспорта отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
В октябре 2015 года на станции Стойленская Юго-Восточной железной дороги, произошла задержка подачи вагонов, не принадлежащих перевозчику, на пути необщего пользования.
Статья 39 Устава (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ, действующая с 01.04.2015) устанавливает, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций (часть одиннадцатая).
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть двенадцатая).
Согласно части 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учётом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в Тарифном руководстве.
ОАО "РЖД" является субъектом естественной монополии, и в соответствии со статьями 4 и 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в РФ", статьёй 6 Федерального закона "О естественных монополиях" в его отношении уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется ценовое регулирование его деятельности, посредством установления цен (тарифов), а также правил их применения.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.08.2002, регистрационный N 3678, утверждены Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта.
Плата "за время ожидания подачи или приёма вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами", поименованная в Тарифном руководстве как плата за пользование вагонами, контейнерами, по своей природе является платой за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности (плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта).
При этом, как следует из письма Федеральной службы по тарифам от 30.03.2011 N СН-2489/10 "Об установлении размера платы за предоставление инфраструктуры при нахождении на ней подвижного состава", в расчётную базу ставок платы за пользование вагонами общего парка при их простое на путях общего пользования включены затраты единого хозяйствующего субъекта (ОАО "РЖД") на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, такая плата берётся в доле (50%) от платы за вагоны общего парка (в части затрат по содержанию и эксплуатации инфраструктуры).
Данная позиция отражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 по делу N ГКПИ10-1331, а также в определении Верховного Суда Российской Федерации N КАС11-47 от 24.02.2011 по указанному делу, где было указано, что "в данном пункте заложена плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта".
Согласно пункту 12 Тарифного руководства, в редакции приказа Федеральной службы по тарифам от 10.06.2009 N 119-1/4, за время ожидания подачи или приёма вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведённых в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) Тарифного руководства.
Следовательно, до 07.06.2015 плата начислялась по ставкам пункта 12 и таблицы N 9 Тарифного руководства N 2.
Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 (вступившим в силу с 07.06.2015) была утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил её применения (Тарифное руководство), а также внесены изменения и дополнения в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утверждённые постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 35/12.
Пунктом 2 Приказа ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 внесены изменения и дополнения в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утверждённые постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12 и утверждена плата за нахождение на путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
В соответствии с п. 2.4 Тарифного руководства по ставкам Таблицы N 2 взимается плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов в пути следования по причина, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования.
С учётом вышеизложенного, с 01.04.2015 согласование цены данной платы не требует соглашения сторон, как того требовалось до внесения изменений в статью 39 Устава.
Факт задержки вагонов зафиксирован памятками приёмосдатчика и актом общей формы с указанием причины и времени начала и окончания задержки вагонов в пути, их номеров. Расчёт платы за пользование вагонами ответчиком не оспорен, контррасчёт не представлен.
На основании изложенного требования истца подлежали удовлетворению в полном объёме.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в связи с нарушением сроков доставки вагонов, свидетельствует о вине истца, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку просрочка доставки не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора и не имеет взаимной связи с предметом рассмотрения заявленного иска.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, которым дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.05.2017 по делу N А14-8210/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Лебединский горно-обогатительный комбинат" (ОГРН 1023102257914, ИНН 3127000014) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Афонина |
Судьи |
Е.Е. Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-8210/2016
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: АО "Лебединский ГОК"