г. Москва |
|
14 августа 2017 г. |
Дело N А41-13070/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колесниковой Е.А.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - конкурсного управляющего ОАО "Ачкасово" Копытовой Н.М. - Калинцева Г.К. (по доверенности от 24.11.2016 г.);
от заинтересованного лица по делу - администрации Воскресенского муниципального района МО - Брызгалова Е.С. (по доверенности от 26.12.2016 г.);
от третьего лица по делу - Министерства имущественных отношений МО - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Воскресенского муниципального района МО на решение Арбитражного суда Московской области от 19.05.2017 по делу N А41-13070/17, принятое судьей Петропавловской Ю.С., по заявлению конкурсного управляющего ОАО "Ачкасово" Копытовой Н.М. к администрации Воскресенского муниципального района МО, при участии третьего лица: Министерства имущественных отношений МО,
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий ОАО "Ачкасово" Копытова Н.М. (далее - заявитель, общество) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Воскресенского муниципального района МО (далее - ответчик, заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным отказа администрации Воскресенского муниципального района Московской области по заявлению ОАО "Ачкасово" о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:51232, с категорией земель "земли сельскохозяйственного назначения", видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", площадью 62670 кв. метров, расположенного по адресу: РФ, Московская область, р-н Воскресенский, выраженного в письме от 24.01.2017 N 138/30, а также об обязании Администрации Воскресенского муниципального района Московской области в тридцатидневный срок со дня вступления в законную силу судебного акта по данному делу направить ОАО "Ачкасово" в лице конкурсного управляющего Копытовой Н.М. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:51232, с категорией земель "земли сельскохозяйственного назначения", видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", площадью 62670 кв. метров, расположенного по адресу: РФ, Московская область, р-н Воскресенский.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.05.2017 заявленные требования удовлетворены.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе администрация Воскресенского муниципального района МО просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации Воскресенского муниципального района МО поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель конкурсного управляющего ОАО "Ачкасово" Копытовой Н.М., в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя Министерства имущественных отношений МО, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 05.03.1997 главой Администрации Воскресенского района Московской области принято постановление N 57 "О перерегистрации землепользования и выдаче свидетельства на право бессрочного пользования землей ГПЗ "Ачкасово" (л.д. 31).
На основании указанного постановления ГПЗ "Ачкасово" на праве постоянного (бессрочного) предоставлено 4409 га, в том числе 4224 га сельскохозяйственных угодий (л.д. 26).
Постановлением главы Муниципального образования "Воскресенский район" Московской области от 25.03.2005 N 221 утвержден проект границ и границы земельного участка общей площадью 204,37 га ФГУП "Племенной завод "Ачкасово" из категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования".
Постановлением главы Муниципального образования "Воскресенский район" Московской области от 19.08.2005 N 830 внесены изменения и дополнения в постановление главы муниципального образования "Воскресенский район" "Об утверждении проекта границ и границ земельного участка, установленных на местности ФГУП "Племенной завод "Ачкасово" в южной части землепользования Воскресенского района" от 25.03.2005 г. N 221.
Пункт 1 изложен в новой редакции: " Преобразовать земельный участок площадью 4363 га, находящийся на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Племенной завод "Ачкасово" (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства) путем раздела на земельные участки с кадастровыми номерами:
50:29:0000000:0031 площадь 4158,63 га, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования - для ведения сельскохозяйственного производства;
50:29:0060304:0014 площадь 204,37 га, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования - для ведения сельскохозяйственного производства.
Утвержден проект вновь образованных участков.
Постановлением главы Воскресенского муниципального образования Московской области от 23.04.2007 N 530 внесены изменения и дополнения в постановление главы муниципального образования Воскресенский район "Об утверждении проекта границ и границ земельного участка, установленных на местности "ФГУП "Племенной завод "Ачкасово" в южной части землепользования Воскресенского района" от 25.03.2005 г. N 221". Пункт 1 изложен в новой редакции: "Преобразовать земельный участок площадью 4363 га, уточненной по результатам межевания, находящийся на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Ачкасово" (юридический адрес: Российская Федерация, 140200, Московская область, Воскресенский район, д. Ратчино), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, путем раздела на 5 участков: участок площадью 41586300 кв. м, кадастровый номер 50:29:0000000:0031; участок площадью 33267 кв. м; участок площадью 318525 кв. м; участок площадью 1510123 кв. м; участок площадью 181737 кв. м", утвержден проект вновь образованных земельных участков.
Постановлением главы Воскресенского муниципального образования Московской области от 18.08.2008 N 1624 в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования ОАО Ачкасово (правопреемнику ФГУП "ПЗ "Ачкасово" предоставлены в аренду земельные участки общей площадью 1861916 кв. м.
Как следует из представленной выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.11.2016, земельный участок с кадастровым номером 50:29:0000000:51232 принадлежит заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления Главы администрации Воскресенского района Московской области от 05.03.1997 N 57 (л.д. 24).
Конкурсный управляющий ОАО "Ачкасово" Копытова Н.М. обратилась в администрацию Воскресенского района Московской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:51232 в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.
Письмом от 24.01.2017 N 133/030 администрация Воскресенского муниципального района Московской области сообщила, что проект договора купли- продажи вышеуказанного участка и пакет документов были направлены на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области. В письме указывается, что на основании протокола межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 12.01.2017 N 01 (п. 406), учитывая противоречие сведений Государственного кадастра недвижимости об объектах недвижимого имущества, расположенных на земельном участке, принято решение об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:51232, категория земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства". В связи с вышеизложенным администрация отказала в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Полагая, что данный, отказ нарушает законные права заявителя, конкурсный управляющий ОАО "Ачкасово" Копытова Н.М обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование общества, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (далее - уполномоченный орган) (статья 39.2 Земельного кодекса).
Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса.
Общество не относится к лицам, указанным в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса (органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным; казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий).
Пунктами 1 и 2 статьи 39.17 Земельного кодекса установлено, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, согласно которому при обращении с заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 7 пункта 2 статья 39.3 Земельного кодекса заявитель должен представить в уполномоченный орган следующие документы: документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.
Данные документы были представлены в администрацию.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный Закон) юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Тем самым, пунктом 2 статьи 3 Вводного закона предусмотрена обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в срок до 01.07.2012.
Из данного пункта статьи 3 Вводного закона вытекает и право лица, владеющего правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на его переоформление.
При этом установленная им дата определяет срок для исполнения обязанности по переоформлению такого права и не может рассматриваться как срок, наступление которого влечет утрату права на его переоформление.
Более того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 7.34, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.
Данная статья КоАП РФ подлежит применению с 01.01.2013.
Из этого следует, что после 01.07.2012 указанные лица по прежнему вправе требовать переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (в противном случае введение с 01.01.2013 административной ответственности за не переоформление этого права не имело бы смысла, поскольку привлечение к административной ответственности за неисполнение обязанности, которую нельзя по закону исполнить, не допустимо).
Аналогичный вывод подтверждается и сложившейся судебной практикой, в том числе постановлением Арбитражного суда Московского округа от 02.10.2014 года по делу N А41-1999/14, а также Определением Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2015 N 305-КГ14-7532.
Материалами дела подтверждается, что общество владеет испрашиваемым в собственность земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельства, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством общество имеет право на переоформление в собственность земельного участка, предоставленного ему ранее на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" реализация полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области.
Принимаемые межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области решения являются предварительными.
При этом одно лишь принятие либо не принятие таких решений не должно влечь за собой каких-либо правовых последствий для заявителя в соответствии с нормами федерального законодательства (Земельного и Гражданского кодексов), в связи с чем отказ такой комиссии в согласовании предоставления обществу испрашиваемых земельных участков в порядке переоформления бессрочного (постоянного) пользования сам по себе не мог служить основанием для отказа в предоставлении обществу данных земельных участков.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не принял доводы администрации, что ее отказ в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка принят на основании решения межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области.
Более того, решения комиссии, реализующей публично-властные полномочия, не должны быть произвольными и противоречащими закону.
Закон Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" не дает права министерству, межведомственной комиссии, администрации нарушать земельное законодательство, а призван лишь обеспечить внутреннее взаимодействие между органами исполнительной власти Московской области и органами местного самоуправления Московской области по вопросам предоставления заинтересованным лицам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, ссылка администрации в оспариваемом отказе на протокол межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области является неправомерной.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Положениями части 3 статьи 1 Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Согласно части 7 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Вводным законом. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" сельскохозяйственные организации, а также граждане, осуществляющие деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, вправе приобрести в собственность сельскохозяйственные угодья и иные земли в составе земель сельскохозяйственного назначения как полностью, так и частями по цене, равной 3 процентам кадастровой стоимости указанных земельных участков. Для целей настоящей статьи под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50 процентов общей суммы выручки.
Как правильно установлено судом первой инстанции, общество является сельскохозяйственной организацией, что подтверждается представленными в материалы дела документами, в том числе, налоговыми декларациями по ЕСНХ, справкой ИФНС.
В силу части первой статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Доказательств того, что общество не использует испрашиваемый земельный участок по его целевому назначению - в целях сельскохозяйственного производства по правилам статей 65, 200 АПК РФ в суд не представлено.
Тем самым, не представлено доказательств, свидетельствующих о законности принятия решения об отказе в выкупе земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:51232.
При указанных обстоятельствах заявленные требования удовлетворены судом правомерно.
Аналогичная позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 03.03.2017 по делу N А41-24947/2016; Постановлениях Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2017 по делу N А41-12787/17, от 01.06.2017 по делу N А41-13069/17.
Доводы администрации о том, что общество в настоящее время находится на стадии банкротства и ему не могут быть предоставлены в собственность испрашиваемые земельные участки, отклоняются, поскольку не соответствуют действующему законодательству.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.05.2017 по делу N А41-13070/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-13070/2017
Истец: ОАО К/у "Ачкасово", ОАО Конкурсный управляющий "Ачкасово" Копытова Н.М.
Ответчик: Администрация Воскресенского муниципального района Московской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Воскресенского муниципального района Московской области