Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 декабря 2017 г. N Ф05-19043/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
14 августа 2017 г. |
Дело N А40-223130/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.08.2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.08.2017 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.Б. Расторгуева,
судей Д.В. Пирожкова, А.И. Трубицына,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С.Момот,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 мая 2017 года по делу N А40-223130/16, принятое судьей Ю.Ю. Лакоба
по иску ЗАО "РН-Транс" к ОАО "РЖД" о взыскании пени
при участии в судебном заседании:
от истца: ЗАО "РН-Транс" Борисов Б.Я (доверенность от 01.01.2017 г.)
от ответчика: ОАО "РЖД" Антонова Е.В. (доверенность от 09.01.2017 г.)
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество (ЗАО) "РН-Транс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу (ОАО) "Российские железные дороги" о взыскании пени за просрочку доставки грузов в размере 3 701 335 руб. 27 коп. (с учетом уменьшения суммы иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 18.05.2017 г. иск удовлетворен в размере 3 100 000 руб., в остальной части иска отказано.
При этом суд исходил из того, что спорные вагоны доставлены ответчиком с просрочкой, в связи с чем истец правомерно начислил пени за просрочку доставки порожних вагонов, расчет истца является правильным, однако размер пени несоразмерен последствиям нарушения обязательства.
ОАО "Российские железные дороги" не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и оставить заявление без рассмотрения, ссылаясь на несоблюдение истцом претензионного порядка, либо изменить решение суда и отказать в удовлетворении иска в сумме 2 112 654 руб. 77 коп., ссылаясь на увеличение сроков доставки из-за неприема вагонов станцией назначения не по вине перевозчика и необходимость исчисления сроков доставки из фактически пройденного расстояния в обход железнодорожных транспортных узлов.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Рассмотрев дело в порядке статей 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность и обоснованность решения суда, заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Из материалов дела следует, что в апреле-июне 2016 года ответчик доставлял грузы истца с нарушениями установленных сроков доставки.
Статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлена обязанность перевозчиков доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов перевозчик указывает в транспортной железнодорожной накладной.
Пунктом 3.2 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России N 39 от 18.06.2003 г., предусмотрено, что расчетную дату истечения срока доставки груза в графе "срок доставки истекает" заполняет сам перевозчик.
Статьей 97 Устава предусмотрено, что за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 9 (девяти) процентов от платы за перевозку грузов, доставку порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.
Нормативные сроки доставки грузов (далее - срок доставки), в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки груза считаются за полные. Расчетное время - Московское.
Судом взысканы с учетом уменьшения истцом суммы иска с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации за просрочку доставки вагонов пени в размере 3 100 000 руб.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в данном объеме.
Судом признается необоснованным довод ответчика о несоблюдении претензионного порядка.
В соответствии со статьей 120 Устава к претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования. Указанные документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
К направленным ответчику претензиям приложены все необходимые документы, при этом обязательное приложение к претензии доверенности на лицо, ее подписавшее, не предусмотрено указанной выше нормой права.
Нарушение срока на подачу претензии само по себе не свидетельствует о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора.
Доводы апелляционной жалобы о неприменении пункта 6.6 Правил исчисления сроков доставки, в соответствии с которым сроки доставки увеличиваются на все время задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, отклоняются апелляционным судом, поскольку, как правильно установил суд первой инстанции, представленные ответчиком акты общей формы не являются надлежащими доказательствами вины грузополучателя.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств выполнения станцией назначения обязанности по извещению грузополучателя о задержке вагонов.
Согласно пункту 8 Правил исчисления сроков доставки грузов сроки доставки опасных грузов определяются по фактически пройденному расстоянию с учетом обхода железнодорожных транспортных узлов, перечень которых публикуется в сборнике правил перевозок железнодорожным транспортом, исходя из норм суточного пробега, указанных в пункте 2.1 Правил.
В соответствии с п. 3.7.9 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам (утвержденных СЖТ СНГ, протокол от 05.04.1996 N 15 (в редакции от 07.05.2014)) если крупные железнодорожные узлы имеют обходы, то транзитные поезда, в составах которых есть вагоны с ВМ, должны пропускаться по обходам. Перечень таких узлов определяется и устанавливается железнодорожной администрацией.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 31.08.2012 N 1759р "О порядке пропуска транзитных поездов, в составе которых имеются вагоны с опасными грузами (взрывчатыми материалами), в обход крупных ж/д узлов, имеющих такие обходы" предусмотрен перечень станций, в обход которых должен следовать опасный груз класса 1 (взрывчатые материалы).
Поскольку грузы "Топливо дизельное", "Битум жидкий" не относятся к классу опасности 1, о чем имеется соответствующая отметка в ж/д накладных, пункт 8 Правил исчисления сроков доставки грузов в данном случае не может быть применен.
Перечень узлов, в обход которых должны следовать вагоны с грузом класса опасности 2, ответчиком не представлен, обоснованность следования указанным фактическим маршрутом не доказана.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 мая 2017 года по делу N А40-223130/16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "РЖД" в доход федерального бюджета 3000 (Три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Расторгуев |
Судьи |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-223130/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 декабря 2017 г. N Ф05-19043/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "РН-Транс", ЗАО "РН-Транс"
Ответчик: ОАО "РЖД"