Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 ноября 2017 г. N Ф08-8635/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
11 августа 2017 г. |
Дело N А77-1125/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Макаровой Н.В. и Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Савиным Д.Е., при участии представителей: от АО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания": Станкевича Д.К. (по доверенности от 01.08.2017); от Правительства Чеченской Республики: Алхалаева О-А.И. (по доверенности от 06.07.2017); от ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога": Гоцака О.В. (по доверенности от 19.12.2016); от Министерство транспорта и связи Чеченской Республики: Данаева С-Э.А. (по доверенности от 04.08.2017); от Министерству финансов Чеченской Республики: Нунаева Р.С. (по доверенности от 18.05.2017), Зухайраева М.Т. (по доверенности от 18.05.2017); в отсутствии представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 24.04.2017 по делу N А77-1125/2016 по иску открытого акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" ИНН 6162051289 адрес: 344019 г.Ростов-на-Дону, ул. Закруткина, д.67, для корреспонденции: ул. Депутатская, 3, к ответчику: Чеченской Республике в лице Правительства Чеченской Республики ИНН 2020003892 адрес:ЧР, г.Грозный, ул. Гаражная, 10, к ответчику: Министерству финансов Чеченской Республики ИНН 2013428260 адрес: ЧР, г. Грозный, ул. Гаражная, 2а, третье лицо: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" адрес: 344019, г. Ростов-на-Дону, пл. Театральная, д. 4, третье лицо: Министерство транспорта и связи Чеченской Республики, адрес: ЧР, г. Грозный, ул. Гаражная, 10, третье лицо: Государственный комитет по ценам и тарифам Чеченской Республики, адрес: ЧР, г. Грозный, о взыскании убытков, связанных с государственным регулированием тарифов при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (далее - компания) обратился в Арбитражный суд Чеченской Республики с исковым заявлением о взыскании с Чеченской Республики в лице Правительства и Министерства финансов Чеченской Республики, за счет казны Чеченской Республики, денежных средств в размере 49 024 578 рублей, в возмещение потерь в доходах, возникших в результате государственного регулирования тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки в пригородном сообщении, осуществленные истцом на территории Чеченской Республики в январе-декабре 2013 года.
Решением от 24.04.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, компания обжаловала его в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, просила решение суда отменить, сославшись, что организация в сфере железнодорожного транспорта также вправе осуществлять деятельность в рамках рентабельности активов, праву регулирования объема работ и тарифов корреспондирует обязанность по размещению со стороны субъектов регулирования потерь в доходах, возникающих вследствие такого регулирования.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела и установлено судом, компания в соответствии с договором N 139 от 15 июня 2012 года, заключенным с Правительством Чеченской Республики (Заказчик, далее - Договор N 139), будучи субъектом естественной монополии, являлось перевозчиком на территории Чеченской Республики с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года и обеспечивало организацию перевозок граждан своими силами и за свой счет. Оплату за осуществляемые перевозочные услуги, перевозчик получал по тарифам, установленным решением правления Государственного комитета цен и тарифов Чеченской Республики.
Полагая, что разница между фактическими расходами и доходами компании обусловлена мерами тарифного регулирования, примененными на региональном уровне, компания потребовала от правительства возмещения убытков, невозмещение убытков явилось основаниям для обращения компании с иском в суд.
В соответствии со статьей 6 Закона о естественных монополиях ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня относится к одному из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии со статьей 790 ГК РФ плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Так, Постановлением Правительства Чеченской Республики от 02.05.2012 года N 85 "Об установлении межзонного тарифа на перевозку пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении на территории Чеченской Республики", установлен тариф в размере 7 рублей 00 копеек за одну десятикилометровую зону с 01.01.2013 по 31.12.2013.
Таким образом, Чеченская Республика постановлениями четко ограничило размер возможного возмещения населением размера платы за перевозку пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения и соответственного размер доходов ОАО "СКППК". Субъект, возлагая на население обязательство по оплате не полного размера расходов за перевозку, тем самым осуществляет социальную поддержку населения.
В свою очередь согласно договору от 15.06.2012 года N 169 Правительство Чеченская Республика (Заказчик) взяло на себя обязательство по возмещению ОАО "СКППК" (Исполнителю) в 2013 году потерь в доходах только в пределах средств, предусмотренных бюджетом (пункт 2.4.).
Размер экономически обоснованного тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на 2013 год со стороны Чеченской Республики не устанавливался, тем самым запланированный в бюджете 2013 года размер субсидий, подлежащих возмещению ОАО "СКППК", определен планово и без обосновывающих документов.
Заказчиком не предъявлялось претензий по качеству и объему выполняемых Перевозчиком обязательств по договору от 15 июня 2012 года N 139, разногласий в адрес Перевозчика не направлялось, в связи с чем, обязательства по договору со стороны ОАО "СКППК" выполнены в полном объеме.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении при условии возмещения потерь в доходах, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов Российской Федерации.
Действующее законодательство предусматривает право субъекта федерации вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и устанавливает их обязанность по возмещению потерь в доходах, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.
Чеченская Республика в лице исполнительного органа Правительства Чеченской Республики воспользовалась своим правом и установила тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, а потому должна возместить Исполнителю (перевозчику) недополученные доходы.
В период с 01.01.2013 по 31.12.2013 компания осуществляла перевозку пассажиров в пригородном сообщении на территории Чеченской Республики в соответствии с объемами перевозок и маршрутами движения, определенными договором. Плату за проезд пассажиров взимало в размере тарифа, установленного решением Правления Государственного комитета цен и тарифов Чеченской Республики.
Заказчиком выплачена сумма компенсации потери в доходах в размере 4 800,00 тыс. рублей. Однако, пунктом 6.4 договора от 15 июня 2012 года N 139 определено, что перечисление причитающихся Исполнителю субсидий производится ежемесячно в размере фактических потерь Исполнителя за соответствующий месяц.
Истцом, с целью установления фактического размера потери в доходах, была проведена аудиторская проверка по географическому сегменту "Чеченская Республика". По результатам проверки, аудиторской организацией подготовлено заключение о финансовом результате деятельности ОАО "СК ППК" на территории Чеченской Республики за период с 01.01.2013 года по 31.12.2013 год, в котором подтверждены недополученные доходы компании в размере 53 824 578,00 рублей. Исходя из результатов аудиторской проверки, сумма потерь в доходах Перевозчика за 2013 год составила 49 024 578,00 рублей.
Аудиторская проверка была проведена с целью подтверждения финансового результата деятельности ОАО "СК ППК" на территории Чеченской Республики. Аудиторы провели анализ объема фактически осуществленных пригородных пассажирских перевозок на территории Чеченской Республики; доходов ОАО "СК ППК", полученных на территории Чеченской Республики, расходов прямого и косвенного характера. Выводы аудиторов о размере недополученных доходов Истца за 2013 год подтверждены данными раздельного учета доходов и расходов по географическим сегментам деятельности ОАО "СК ППК", в том числе - на территории Чеченской Республики, в виде показателей статистической отчетности (форма ЦО-22 пригород), аналитического бухгалтерского и управленческого учета и другими первичными документами (контрольными лентами, используемые для отражения денежных поступлений за проездные документы, месячные ведомости снятия показаний суммирующих счетчиков кассовых машин, льготные ежемесячные ведомости снятия показаний суммирующих счетчиков кассовых машин).
Сумма потери в доходах у истца исчисляется как разница между суммой полученных доходов и произведенных расходов (прямых и косвенных) от перевозки пассажиров на территории Чеченской Республики за 2013 год.
При этом доходы определяются в соответствии с Методикой раздельного учета доходов ОАО "РЖД" от пассажирских перевозок в пригородном сообщении по субъектам РФ, утвержденной приказом Минтранса РФ от 31.12.2010 N 311, как сумма провозных платежей, начисляемых по оформленным проездным документам, исходя из установленного тарифа. Доходы учитываются в разрезе субъектов РФ в статистической форме ЦО-22 пригород. Общая сумма доходов от перевозки пассажиров на территории Чеченской Республики за период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года составила 2 364 329, 00 рублей.
При формировании расходов Истцом применена Методика, установленная приказом ФСТ РФ от 28.09.2010 N 235-т/1 "Об утверждении Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в субъектах РФ".
Для расчета прямых производственных расходов в виде расходов на оплату услуг ОАО "РЖД" использовался метод прямого счета в соответствии с натуральными измерителями и ставками, установленными ОАО "РЖД", а также показателями формы ЦО-39. Основой определения расходов являются договоры с ОАО "РЖД". Для распределения собственных расходов ОАО "СК ПИК" использовался показатель доли отправленных пассажиров по всем субъектам РФ, на территории которых ОАО "СКППК" осуществляет перевозку пассажиров ж/д транспортом в пригородном сообщении.
Общая сумма расходов от перевозки пассажиров на территории Чеченской Республики за период с 1 января по 31 декабря 2013 года составила 56 188 907,00 рублей.
Пунктом 6.1. договора от 15.06.2012 года N 139 определено, что перечисление причитающегося возмещения производится ежемесячно. Заказчиком выплачена Перевозчику сумма компенсации потери в доходах в размере 4 800 00,00 рублей. В результате потери в доходах, подлежащие компенсации, составляли 49 024 578, 00 рублей.
В силу пункта 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда в соответствии с законами или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров или багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (п. 5 ст. 790 Кодекса).
В соответствии с подп. 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ от 06.10.1999, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта, относится реализация субъектом Российской Федерации права на государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
При реализации субъектом Российской Федерации права на государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, у последнего возникает обязанность по возмещению перевозчику убытков за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950 утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля. Согласно пунктам 1, 3, 4 и 6 этого Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" N 643 от 05.08.2009 утверждено Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок.
Перевозка пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении относится к естественно-монопольным видам деятельности, подлежащим государственному ценовому регулированию, осуществляемому посредством установления цен (тарифов).
Кроме того, во исполнение указанного Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, Федеральной службой по тарифам разработана Методика N 235-т/1.
Основным методом государственного регулирования тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки является метод экономически обоснованных затрат. Вместе с тем, органы регулирования могут применять и иные методы ценового регулирования. В частности, в целях обеспечения доступности услуг железнодорожного транспорта для населения при установлении тарифов при необходимости определяются меры по компенсации потерь в доходах субъекта регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 13 Положения N 643).
Таким образом, Положение N 643 допускает отступление от метода экономически обоснованных затрат для обеспечения доступности транспортных услуг. Подобное отступление влечет за собой установление тарифа на уровне ниже экономически обоснованного. В таком случае на публично-правовом образовании, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение, лежит обязанность по возмещению перевозчику соответствующих убытков, если публично-правовым образованием не были приняты меры, направленные на компенсацию потерь иным способом. Сходная правовая позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П. Поскольку упомянутые убытки возникают вследствие учета платежеспособности населения субъектом Российской Федерации, действующим в пределах предоставленных ему полномочий по государственному регулированию цен на пригородные пассажирские железнодорожные перевозки, для взыскания убытков, вызванных тарифным регулированием, оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
Вместе с тем, каких-либо документов, подтверждающих экономическое обоснование затрат на аренду подвижного состава, ремонт, техническое обслуживание подвижного состава, истцом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела также не представлено.
В то же время, при формировании экономически обоснованных тарифов затраты перевозчиков подлежат оценке с экономической точки зрения с целью исключения из расчетной базы расходов, вызванных нерациональным использованием производственных ресурсов.
На публично-правовое образование не могут быть переложены те затраты, которые не связаны с тарифным регулированием и обусловлены действиями самого перевозчика (ошибки в управленческих решениях, установление экономически необоснованных цен в договорах, заключаемых с контрагентами, утрата или повреждение арендованного имущества и т.п.).
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 302-ЭС15-11950 по делу N А10-554/2013.
При формировании экономически обоснованных тарифов на перевозку железнодорожным транспортом в пригородном сообщении затраты перевозчиков подлежат оценке с экономической точки зрения.
Позиция пассажирской компании, уклоняющейся от проверки возможности учета показателей ее хозяйственной деятельности применительно к экономически обоснованному тарифному регулированию, ведет по существу к бесконтрольному увеличению затрат с последующим их возложением на публично-правовое образование, что противоречит целям и задачам законодательства о естественных монополиях.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и не влияют на правильность принятого по делу судебного акта, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение от 24.04.2017 является законным и обоснованным, оснований для его отмены и принятию нового судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 24.04.2017 по делу N А77-1125/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.А. Бейтуганов |
Судьи |
Н.В. Макарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А77-1125/2016
Истец: ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания"
Ответчик: Министерство финансов ЧР, Правительство ЧР
Третье лицо: Государственный комитет цен и тарифов ЧР, Министерство транспорта и связи ЧР