Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 31 октября 2017 г. N Ф06-25804/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
15 августа 2017 г. |
Дело N А12-233/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Т.В. Волковой, О.И. Антоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 июня 2017 года по делу N А12-233/2017, (судья Пятернина Е.С.)
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ИНН: 3444112640, ОГРН: 1043400312372)
к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ИНН: 3444054540, ОГРН: 1053444031299)
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области,
Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации,
федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области,
об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
при участии в заседании:
от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации представитель Голикова И.Н. по доверенности,
от Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области представитель Кочетов Глеб Владимирович по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - ТУ Росимщества в Волгоградской области, истец) с исковым заявлением к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Облкомимущество, ответчик) об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка площадью 1592 кв.м., кадастровый номер 34:34:030070:222, расположенного по адресу: Россия, Волгоградская область, г. Волгоград, Дзержинский район.
Решением от 07 июня 2017 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А120233/2017 в удовлетворении иска отказано ввиду предъявления иска ненадлежащим лицом.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что спорный земельный участок не был закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за учреждением Минобороны, Заместитель Министра обороны РФ был не вправе распоряжаться этим участком и передавать его в собственность Волгоградской области, распоряжаться данным участком от имени Российской Федерации могло только Управление Росимущества.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, исковые требования мотивированы тем, что в казне Российской Федерации учтен земельный участок площадью 1592 кв.м., кадастровый номер 34:34:030070:222, расположенный по адресу: Россия, Волгоградская область, г. Волгоград, Дзержинский район, категория земель: земли населенных пунктов - для размещения многоквартирного жилого дома.
Право собственности РФ на указанный земельный участок было зарегистрировано в ЕГРП 16.06.2010, запись регистрации N 34-34-01/054/2010-782.
Земельный участок площадью 1592 кв.м., с кадастровым номером 34:34:030070:222, расположенный по адресу: Россия, Волгоградская область, г. Волгоград, был образован в результате раздела земельного участка, общей площадью 80474 кв.м., кадастровый номер 34:34:030070:0191, расположенный по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район.
Постановлением Администрации Волгограда от 13.11.2006 N 3003 земельный участок, общей площадью 80474 кв.м., кадастровый номер 34:34:030070:0191 (учетный N 3-126-171), расположенный по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Донской КЭЧ района. Право постоянного (бессрочного) пользования Донской КЭЧ района в ЕГРП зарегистрировано не было.
22.06.2007 г. на земельный участок, общей площадью 80474 кв.м., кадастровый номер 34:34:030070:0191, расположенный по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, было зарегистрировано право собственности РФ, запись регистрации 34-34- 01/075/2007-477.
Распоряжением ТУ ФАУФИ по Волгоградской области от 18.03.2008 N 251 -р, согласован проект границ земельных участков, образованных в результате размежевания земельного участка с кадастровым номером 34:34:030070:0191, являющегося собственностью Российской Федерации.
В результате размежевания земельного участка с кадастровым номером 34:34:030070:0191, было образовано 2 земельных участка: земельный участок площадью 1592 кв.м, (земельный участок с кадастровым номером 34:34:030070:222), земельный участок площадью 78882 кв.м..
Донской КЭЧ района МО РФ был предоставлен земельный участок площадью 78882 кв.м., а земельный участок площадью 1592 кв.м предоставлен на праве аренды ЗАО "Юниж-Строй".
Согласно проектного плана, при согласовании границ земельных участков, образованных в результате размежевания земельного участка с кадастровым номером 34:34:030070:0191, Начальником Донской КЭЧ района МО РФ, ЗАО "Юниж-Строй" границы земельного участка площадью 1592 кв.м, были согласованы.
В апреле 2016 ТУ Росимущества в Волгоградской области стало известно, что на земельный участок площадью 1592 кв.м., кадастровый номер 34:34:030070:222, расположенный по адресу: Россия, Волгоградская область, г. Волгоград, Дзержинский район, 17.08.2015 зарегистрировано право собственности Волгоградской области. Право собственности РФ на земельный участок площадью 1592 кв.м., кадастровый номер 34:34:030070:222 было прекращено.
Согласно ответу Облкомимущества Волгоградской области от 05.05.2016 N 21-16/9208 по вопросу регистрации права собственности Волгоградской области на земельный участок площадью 1592 кв.м., кадастровый номер 34:34:030070:222, стало известно, что регистрация права собственности Волгоградской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером 34:34:030070:222 осуществлена на основании подписанного передаточного акта объектов недвижимого имущества от 12.12.2014 между начальником Федерального государственного казённого учреждения "Северо-Кавказское территориальное управления имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и министром по управлению государственным имуществом Волгоградской области, изданного во исполнение приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 21.03.2014 N 264 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность Волгоградской области".
ТУ Росимущества в Волгоградской области полагает, что запись в ЕГРП о государственной регистрации права собственности Волгоградской области на земельный участок площадью 1592 кв.м., кадастровый номер 34:34:030070:222, нарушает право Российской Федерации, чьи интересы представляет ТУ Росимущества в Волгоградской области, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии с пунктом 32 совместного постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при применении статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого имущество фактически находится в незаконном владении.
В пункте 36 названного постановления указано, что в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Удовлетворение виндикационного иска возможно при установлении судом совокупности следующих условий:
наличие права собственности истца на истребуемое имущество;
фактическое нахождение имущества у ответчика;
отсутствие у ответчика надлежащего правового основания для владения этим имуществом.
Целью удовлетворения виндикационного иска является прекращение незаконного владения ответчиком индивидуально-определенным имуществом истца и восстановление нарушенного ответчиком права собственности истца.
Объектом виндикации во всех случаях может быть только индивидуально-определенная вещь, существующая в натуре.
Бремя доказывания обстоятельств, подтверждающих факт нахождения имущества в чужом незаконном владении, в соответствии со статьей 65 АПК РФ, возлагается на лицо, заявившее иск.
Как следует из текса постановления администрации Волгограда от 13.11.2006 N 3003 "Об утверждении проекта границ и предоставлении земельного участка (учетный N 3-126-171)" Донской квартирно-эксплуатационной части района предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 80474 кв.м, занимаемый военным городком N 60 (штаб, казармы, склады войсковой части 03005) в Дзержинском районе, для использования по назначению.
Подпунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 (далее - Положение) установлено, что Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Следовательно, правом на распоряжение, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации федеральным имуществом, наделено Минобороны России.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432) федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
При таких обстоятельствах, поскольку в соответствии с постановлением администрации Волгограда от 13.11.2006 N 3003 в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок представлялся для размещения военного городка N 60, правомочия по распоряжению имуществом принадлежат Минобороны России.
В силу абзаца 13 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации суды вправе давать оценку ненормативному акту государственного органа или органа местного самоуправления, и в случае, если данный акт противоречит закону, не применять его независимо от того, предъявлялись ли требования о признании этого акта недействительным.
Согласно абзацу четвертому пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным (абзац тринадцатый статьи 12 ГК РФ).
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ в редакции, действующей в период издания распоряжения ТУ Росимущества в Волгоградской области от 03.04.2008 N 316-р "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Донской квартирно-эксплуатационной части района на земельный участок площадью 1592 кв.м", предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 53 ЗК РФ, в редакции, действующей в спорный период, при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагаются кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка), подлинники документов, удостоверяющих права на землю, в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, а также копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина), или копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица.
К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса (в том числе, государственные учреждения), и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Таким образом, заявление об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования должно было быть подано в Минобороны России (орган, осуществляющий правомочия собственника в отношении спорного земельного участка), а ТУ Росимущества в Волгоградской области, приняв распоряжение от 03.04.20108 г. N 316-р, вышло за пределы своих полномочий.
В нарушение части 2 статьи 53 ЗК РФ согласие учредителя Донской КЭЧ (Минобороны России) на отказ от права постоянного (бессрочного пользования) земельным участкам, представлено не было.
Более того, отказ от права постоянного (бессрочного) пользования возможен лишь в отношении земельного участка.
В силу статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе, описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Вместе с тем, на момент принятия распоряжения ТУ Росимущества в Волгоградской области в государственном кадастре недвижимости отсутствовали сведения о постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 1592 кв.м., образованного из земельного участка с кадастровым номером 34:34:030070:191.
Доводы истца, что на части исходного земельного участка площадью 1 592 кв.м., которая в последующем была выделена в земельный участок с кадастровым номером 34:34:030070:222, отсутствовало имущество военного городка, в связи с чем, ТУ Росимущества в Волгоградской области имело правомочия по распоряжению соответствующей частью, является несостоятельны.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 6 ЗК РФ земельный участок может быть делимым и неделимым.
Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Вместе с тем, делимость земельного участка, предоставленного учреждению Минобороны, по смыслу статьи 29 ЗК РФ, подпункта 71 пункта 7 Положения Минобороны России не умоляет правомочий собственника по распоряжению таковым, и свидетельствует лишь о возможности раздела участка в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1 Требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет (утв. Приказом Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327) для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки, документы о межевании земельных участков.
Таким образом, уполномоченным органом на принятие решений о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:030070:191, и подачу заявлений о постановке на кадастровый учет образованных земельных участков также являлось Минобороны России, которое соответствующего решения не принимало.
На основании приказа заместителя министра обороны Российской Федерации от 21.03.2014 N 264 в собственность Волгоградской области передано имущество согласно приложения к приказу, в том числе земельный участок с кадастровым номером 34:34:030070:191.
Из материалов дела следует, что данный приказ издан в пределах компетенции федерального органа государственной власти, в судебном порядке не оспорен и не признан недействительным.
На основании распоряжения Облкомимущества от 08.06.2015 N 801 -р вышеуказанное имущество принято в состав казны Волгоградской области.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, Министерство обороны Российской Федерации было уполномочено на распоряжение имуществом военного городка N 60, и как следствие на земельный участок с кадастровым номером 34:34:030070:191. То обстоятельство, что из земельного участка с кадастровым номером 34:34:030070:191 были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 34:34:030070:222, а также земельный участок площадью 78 882 кв.м., не изменяет их правового режима в силу статьи 11.8 ЗК РФ, а, следовательно, не влечет прекращение полномочий Минобороны России в отношении таковых.
С учетом изложенного в удовлетворении иска правомерно отказано.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 июня 2017 года по делу N А12-233/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в суд арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-233/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 31 октября 2017 г. N Ф06-25804/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ТУ РОСИМУЩЕСТВО в Волгоградской области), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Волгоградской области
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, ФГБУ "ФКП Росреестра", ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ