город Ростов-на-Дону |
|
15 августа 2017 г. |
дело N А32-39887/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткалич М.А.,
при участии:
от ответчика - генерального директора Шорохова И.С., лично, паспорт, выписка из ЕГРЮЛ;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2017 по делу N А32-39887/2015,
принятое судьей Назыковым А.Л.,
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
к обществу с ограниченной ответственностью "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов в городе Сочи"
при участии третьих лиц: Администрации муниципального образования города-курорта Сочи, общества с ограниченной ответственностью "Век", Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра", судебного пристава-исполнителя Сочинского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Краснодарскому краю Мерина Артема Владимировича
о признании отсутствующим права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов в городе Сочи" (далее - общество) со следующими требованиями:
-признать отсутствующим право собственности ООО "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов в городе Сочи" на объекты недвижимого имущества:
-незавершенный строительством санаторный комплекс на 428 мест клуб-столовая, кадастровый номер объекта 23:49:03-14.2003-271;
- волноотбойная стена, кадастровый номер 23:49:0303017:1626;
- волноотбойная стена, кадастровый номер 23:49:0303017:1627;
- сооружение - буна, кадастровый номер 23:49:0303017:1624;
- сооружение - буна, кадастровый номер 23:49:0303017:1625;
- сооружение - буна, кадастровый номер 23:49:0303017:1628;
- сооружение - буна, кадастровый номер 23:49:0303017:1629 (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2017 в иске отказано.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просило отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что право собственности ответчика зарегистрировано на данные объекты на основании решения третейского суда, впоследствии отмененного определением арбитражного суда. Теруправление считает, что Российская Федерация является собственником указанных объектов в силу закона. Спорные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0304003:0002, который, как полагает Теруправление, относится к федеральной собственности. О принадлежности данных объектов ответчику стало известно из уведомления N 746 от 20.08.2015 Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю о готовности к реализации арестованного имущества в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Краснодарского края по делу N А32-25825/2010.
В судебном заседании представитель ответчика апелляционную жалобу не признал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.06.2008 по делу N А32-25231/2007 признано право собственности ООО "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов в городе Сочи" на следующие недвижимые объекты расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, Новороссийское шоссе 20:
незавершенный строительством санаторно-курортный комплекс на 428 мест, включающий в себя:
- подпорную стенку N 1: литер I, длина 86 п. м, ср. ширина 2, 92 п. м, площадь 251, 4 кв. м, объемом 268 куб. м;
- подпорную стенку N 2: литер II, длина 151, 2 п. м, ср. ширина 1, 46 п. м, площадь 220, 5 кв. м, объем 1 242 куб. м;
- подпорную стену N 3: литер III, длина 44, 9 п. м, площадь 65, 4 кв.м;
- лифтоподъемник с пешеходным тоннелем и подпорной стеной: литер IV, ширина по лифтоподъемнику D 9, 60 м, площадь по лифтоподъемнику 72, 3 кв. м, высота по лифтоподъемнику 75 м, объем по лифтоподъемнику 5 423 куб. м; длина по подпорной стене 52 м, ширина по подпорной стене 8 м, площадь по подпорной стене 66, 2 кв. м; высота по подпорной стене 4, 7 м, объем подпорной стене 177 куб. м; длина по тоннелю 248, 35 м, ширина по тоннелю 48, 6 м, площадь по тоннелю 1 245, 6 кв. м, высота по тоннелю 37, 7 м, объем по тоннелю 5 343 кв. м;
- свайное поле спального корпуса, литер А, выполнено из буро-набивных свай 22 шт., длиной сваи 15 м, диаметром 50 см;
- свайное поле клуба-столовой, литер Б, площадь 313, 7 кв. м;
- дорога: литер V, длина по оси 749 м, площадь покрытия 4 556 кв. м;
- волноотбойная стена: литер V, согласно экспликации площадей проезда - длина 139, 4 м, ширина max. 4, 64 м, высота 6, 96 м; элементы улицы (проезда, тротуары), тоннели, набережной, берегоукрепительных сооружений - длина 139,4 м.
В указанном деле ООО "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов в городе Сочи" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю о признании права собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, Новороссийское шоссе 20 - незавершенный строительством санаторно-курортный комплекс на 428 мест, включающий в себя:
- подпорную стенку N 1: литер I, длина 86 п. м, ср. ширина 2, 92 п. м, площадь 251, 4 кв. м, объемом 268 куб. м;
- подпорную стенку N 2: литер II, длина 151, 2 п. м, ср. ширина 1, 46 п. м, площадь 220, 5 кв. м, объем 1 242 куб. м;
- подпорную стену N 3: литер III, длина 44, 9 п. м, площадь 65, 4 кв. м;
- лифтоподъемник с пешеходным тоннелем и подпорной стеной: литер IV, ширина по лифтоподъемнику D 9, 60 м, площадь по лифтоподъемнику 72, 3 кв. м, высота по лифтоподъемнику 75 м, объем по лифтоподъемнику 5 423 куб. м; длина по подпорной стене 52 м, ширина по подпорной стене 8 м, площадь по подпорной стене 66, 2 кв. м; высота по подпорной стене 4, 7 м, объем подпорной стене 177 куб. м; длина по тоннелю 248, 35 м, ширина по тоннелю 48, 6 м, площадь по тоннелю 1 245, 6 кв. м, высота по тоннелю 37, 7 м, объем по тоннелю 5 343 кв. м;
- свайное поле спального корпуса, литер А, выполнено из буро-набивных свай 22 шт., длиной сваи 15 м, диаметром 50 см;
- свайное поле клуба-столовой, литер Б, площадь 313, 7 кв. м;
- дорога: литер V, длина по оси 749 м, площадь покрытия 4 556 кв. м;
- волноотбойную стену: литер V, согласно экспликации площадей проезда - длина 139, 4 м, ширина max. 4, 64 м, высота 6, 96 м; элементы улицы (проезда, тротуары), тоннели, набережной, берегоукрепительных сооружений - длина 139, 4 м.
Исковые требования мотивированы тем, что спорное недвижимое имущество было внесено ОАО "Генеральная дирекция "Кузбассшахтострой" в уставный капитал ООО "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов в городе Сочи" в качестве оплаты стоимости одной доли. Истец обратился к ОАО "Генеральная дирекция "Кузбассшахтострой" с просьбой явится в УФРС по Краснодарскому краю с пакетом документов для регистрации права собственности истца на переданное недвижимое имущество, однако представитель ОАО "Генеральная дирекция "Кузбассшахтострой" в назначенное время и место не явился, позднее истцу стало известно, что данная организация ликвидирована. Поскольку при таких обстоятельствах у истца отсутствует возможность для регистрации права собственности не недвижимость, он обратился в суд с иском о признании права собственности к собственнику земельного участка, на котором возведены спорные строения.
Суд первой инстанции установил, что в рамках дела N А32-25231/2007 Теруправление Росимущества по Краснодарскому краю в лице заместителя руководителя управления В.С. Ерохина поясняло, что спорный объект - незавершенный строительством санаторно-курортный комплекс на 428 мест не значится в перечне объектов, не подлежащих приватизации в составе Генеральной дирекции концерна "Кузбассшахтстрой", приватизация которого осуществлена в 1993 году на основании плана приватизации, утвержденного 22.05.1993 комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области.
Арбитражным судом в решении по делу N А32-25231/2007 установлено, что строительство спорных объектов недвижимости расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, Новороссийское шоссе 20, осуществлялось п/о Гуковуголь, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами: Решением Исполнительного комитета Сочинского городского совета народных депутатов от 05.03.1980 г. N 59 с изменениями от 17.08.1983 г. N 387/25, от 10.05.1984 г. N 201/4, от 20.11.1985 г. N 511/3, от 02.10.1985 г. N 449/2, а также Решением Исполнительного комитета Сочинского городского совета народных депутатов N 358/2 от 20.07.1988 г. "Об отводе дополнительного земельного участка пляжной полосы проектирования и строительства на ней пляжных сооружений санатория на 428 мест".
Для осуществления строительных работ застройщиком были получены следующие документы: архитектурно-планировочное задание на проектирование пляжных сооружений санаторного комплекса, утвержденное главным архитектором г. Сочи 31.05.1982 г.; постановление об утверждении рабочего проекта берегоукрепительных сооружений санаторного комплекса от 09.10.1985 г. N 801; постановление Министерства угольной промышленности об утверждении проекта на строительство санаторного комплекса от 23.06.1986 г. N 94/35-69; экспертное заключение по рабочему проекту санаторного комплекса и берегоукрепительных сооружений к нему от 1988 г.; акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 29.02.1988 г. Впоследствии, на основании приказа Министерства топлива и энергетики Российской Федерации N 49а от 11.06.1992 г. "О передаче строительства санаторного комплекса от П/О "Гуковуголь" к Генеральной дирекции концерна "Кузбассшахтострой", акта приема-передачи строительства санаторного комплекса от П/О "Гуковуголь" к Генеральной дирекции концерна "Кузбассшахтострой" от 10.07.1992 г., строительство санатория было передано Генеральной дирекции концерна "Кузбассшахтострой".
Права Генеральной дирекции концерна "Кузбассшахтострой" на земельный участок, выделенный под строительство санаторного комплекса подтверждаются постановлением N 910 от 09.11.1993 г. "О выдаче государственных актов на право пользования землей, предоставляемой для строительства" и Государственным актом на право бессрочного (постоянного) пользования землей КК-2 N 426000 504.
Решением Администрации Кемеровской области "О приватизации Генеральной дирекции концерна "Кузбассшахтострой" от 21.05.1993 г. N 152 Генеральная дирекция концерна "Кузбассшахтострой" преобразовано в АООТ "Генеральная дирекция "Кузбассшахтострой". Так же администрацией Кемеровской области утвержден план приватизации Генеральной дирекции концерна "Кузбассшахтострой" и издан приказ Генеральной дирекции концерна "Кузбассшахтострой" о преобразовании организации в АООТ "Генеральная дирекция "Кузбассшахтострой" от 29.06.1993 г. N 22-1/к.
В плане приватизации Генеральной дирекции концерна "Кузбассшахтострой" утвержденном администрацией Кемеровской области (Решение N 152 от 22.05.1993 г.), отсутствует перечень объектов, подлежащий приватизации, однако в пункте 8 плана приведен укрупненный перечень объектов, не подлежащих приватизации: клуб и жилье. Также в пункте 3 Решения от 21.05.1993 г. N 152 "О приватизации и преобразовании государственной Генеральной дирекции концерна "Кузбассшахтострой" в открытое акционерное общество "Генеральная дирекция "Кузбассшахтострой" указано, что открытое акционерное общество "Генеральная дирекция "Кузбассшахтострой" является правопреемником всех имущественных прав и обязанностей Генеральной дирекции концерна "Кузбассшахтострой". В пункте 4 Решения установлено, что объекты социальной сферы - клуб и жилые дома - на общую сумму 109 000 руб. остаются в государственной собственности на отдельном балансе предприятия. Здание ДНТИ и здание концерна "Кузбассшахтострой" остаются в государственной собственности в комитете по управлению госимуществом Кемеровской области. Таким образом, в приведенном перечне имущества, не подлежащего приватизации, объекты санаторного комплекса не указаны.
Исследовав план приватизации, представленную в материалы дела техническую и иную документацию, арбитражный суд в решении по делу N А32-25231/2007 пришел к выводу о том, что право собственности на спорные объекты недвижимости перешло к АООТ "Генеральная дирекция "Кузбассшахтострой" в соответствии с планом приватизации государственного имущества государственной Генеральной дирекции концерна "Кузбассшахтострой". В соответствии с протоколом N 2 внеочередного общего собрания участников ООО "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов в городе Сочи" от 10.02.2002 г. и соглашением N 1 от 10.02.2002 г. ОАО "Генеральная дирекция "Кузбассшахтострой" передало ООО "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов в городе Сочи" в качестве оплаты доли в уставном капитале истца незавершенный строительством санаторный комплекс на 428 мест, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, Новороссийское шоссе, 20 состоящий из подпорных стен в количестве 3 шт., лифтоподъемника с пешеходным тоннелем, свайного поля спального корпуса, свайного поля клуба столовой, бетонной автодороги, волноотбойной стены, бун и земельный участок общей площадью 5, 91 га под незавершенным строительством объектом недвижимости.
Согласно статье 213 Гражданского кодекса Российской Федерации, коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что с момента внесения имущества в уставный (складочный) капитал и государственной регистрации соответствующих юридических лиц учредители (участники) названных юридических лиц утрачивают право собственности на это имущество.
В силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На основании указанных норм общество предприняло необходимые действия для регистрации права собственности на полученное имущество в Управлении Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю. Теруправлением Росимущества было направлено письмо в Отдел по городу Сочи Управлении Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю.
В письме указано, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю не возражает против осуществления государственной регистрации права собственности ООО "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов в городе Сочи" на спорные объекты недвижимости, поскольку 01.11.2005 с истцом заключен краткосрочный договор аренды земельного участка занимаемого объектами недвижимости: буна (литер 2), буна (литер 1), буна (литер 3), буна (литер 4), волноотбойная стена (литер 5).
В ходе подготовки документов для регистрации права собственности обществом была получена выписка из ЕГРЮЛ в отношении ОАО "Генеральная дирекция "Кузбассшахтострой" из которой следует, что данная организация ликвидирована по решению суда, о чем в ЕГРЮЛ 28.10.2004 г. внесена запись о прекращении деятельности юридического лица за N 2044205064011. В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для совершения сделки с объектом незавершенного строительства следует зарегистрировать право на него. Необходимость регистрации при совершении сделки с данным объектом обусловлена тем, что с моментом государственной регистрации связан момент возникновения права собственности на незавершенное строительство. В связи с тем, что у ООО "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов в городе Сочи" отсутствует возможность государственной регистрации перехода права собственности, поскольку передавшая имущество организация ликвидирована и исключена из государственного реестра юридических лиц, а Федеральным законом "О государственном регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не урегулирован порядок регистрации перехода права собственности в случае ликвидации второй стороны на момент подачи заявления о регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации сделки и перехода права собственности. В этой ситуации государственная регистрация сделки и перехода права собственности производится на основании решения суда.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.06.2008 по делу N А32-25231/2007 не обжаловалось, вступило в законную силу.
На основании указанного решения арбитражного суда было зарегистрировано 09.12.2008 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество право собственности ООО "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов в городе Сочи" на незавершенный строительством санаторный комплекс на 428 мест - дорога, общей площадью 4556 кв. м, литер V, лифтоподъемник с пешеходным тоннелем и подпорной стеной, общей площадью 72,3 кв. м, литер IV, подпорная стена N 3 общей площадью 65,4 кв. м, литер III, подпорную стенку N 2, общей площадью 220,5 кв. м, литер II, подпорную стенку N 1 общей площадью 251,4 кв. м, литер I (свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АЕ N 374877, N 374878, N 374874, N 374875, N 374876, выданные 09.12.2008).
Судом первой инстанции установлено, что предоставлению земельного участка и строительству спорных объектов, оформлению прав на них, предшествовали следующие документы:
- решение исполнительного комитета Сочинского городского Совета народных депутатов Краснодарского края от 05.03.1980 N 59 "О согласовании места расположения санаторного комплексов на 400 мест производственному объединению "Гуковуголь" Министерства угольной промышленности СССР в Хостинском районе;
- паспорт от 04.06.1982 N П-25-82 земельного участка для проектирования пляжных сооружений на пляжной полосе протяженностью 100 погонных метров для санаторного комплекса на 400 мест производственного объединения "Гуковуголь", выданный исполнительным комитетом Сочинского городского Совета народных депутатов;
- архитектурно-планировочное задание на проектирование пляжных сооружений санаторного комплекса на 400 мест в Хостинском района, утвержденный 31.05.1982 главным архитектором г. Сочи;
- решение исполнительного комитета Сочинского городского Совета народных депутатов Краснодарского края от 20.07.1988 N 358/2 "Об отводе дополнительного участка пляжной полосы для проектирования и строительства на ней пляжных сооружений санатория на 428 мест объединенной дирекции "Сочиздравшахтострой" комбината "Донецкшахтсрой" Министерства угольной промышленности СССР";
- постановление ордена Трудового Красного Знамени Гуковского производственного объединения по добыче угля (Гуковуголь) об утверждении рабочего проекта "Берегоукрепитльные сооружения и пляж для санаторного комплекса на 400 мест в Хостинском районе г. Сочи" от 09.10.1985;
- постановление N 94/35-69 от 23.06.1986 Министерства угольной промышленности СССР об утверждении проекта на строительство санатория в г. Сочи (Мацеста) Краснодарского края;
- экспертное заключение по рабочему проекту берегоукрепительных сооружений и пляжа санаторного комплекса на 428 мест в г. Сочи, утвержденное начальником комбината "Донецкшахтрострой" в 1988 году;
- акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 29.02.1988;
- приказ от 11.06.1992 N 49 министерства топлива и энергетики Российской Федерации "О передаче строительства санаторного комплекса с г. Сочи концерну "Кузбассшахтстрой", согласно которому производственное объединение "Гуковуголь" передало Объединенную дирекцию по строительству лечебно-оздоровительных объектов в г. Сочи в состав генеральной дирекции концерна "Кузбассшахтострой" в качестве структурного подразделения;
- решение Комитета по управлению государственным имуществом администрации Кемеровской области от 21.05.1993 N 152 "О приватизации и преобразовании государственной Генеральной дирекции концерна "Кузбассшахтрострой" в открытое акционерное общество "Генеральная дирекция "Кузбассшахтрострой";
- постановление администрации города Сочи от 09.11.1993 N 910 "О выдаче государственных актов на право пользования землей, предоставляемой для строительства и иных целей предприятиям и организациям города";
- государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, выданный Объединенной дирекции по строительству лечебно-оздоровительных объектов города Сочи Концерн "Кузбассшахтрострой" на основании постановления главы администрации города Сочи от 09.11.1993 N 910 на право бессрочного (постоянного) пользования 5,91 гектарами земли для строительства и эксплуатации санаторного комплекса на 428 мест;
- приказ генеральной дирекции концерна "Кузбассшахтрострой" от 29.06.1993 "О преобразовании Генеральной дирекции концерна "Кузбассшахтрострой" в АООТ "Генеральная дирекция Кузбассшахтрострой";
- план приватизации генеральной дирекции концерна "Кузбассшахтрострой", утвержденный замглавы администрации Кемеровской области - председателем комитета по управлению госимуществом 22.05.1993.
Судом установлено также наличие договора аренды земельного участка от 16.08.2006 N ВХ-04-30/429С, заключенного Теруправлением Росимущества в Краснодарском крае и ООО "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов г. Сочи", а также решения исполнительного комитета Сочинского городского Совета народных депутатов Краснодарского края от 02.10.1985 N 449/2 об отводе дирекции строящихся предприятий "Гуковуголь" пляжной полосы протяженностью 150 погонных метров с разрешением на ней строительства берегоукрепительных сооружений санаторного комплекса на 400 мест в Хостинском районе.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:003 004 0003:0002 площадью 59 100 кв. м, для строительства санаторного комплекса на 428 мест, был предоставлен ООО "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов в городе Сочи" по договору аренды N 2500 от 30.05.2002, право аренды было зарегистрировано в ЕГРП 06.06.2002 (свидетельство о государственной регистрации права серия 23-АА N 600484, выдано 07.06.2002).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.05.2016 N 90-18488613 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304003:2 площадью 59 100 кв. м зарегистрировано право собственности муниципального образования город-курорт Сочи, дата регистрации права - 21.05.2009.
При этом Теруправлением Росимущества при проведении осмотра данного земельного участка не установлено точное местонахождение спорных объектов, идентификация данных объектов и установление их местонахождения на местности не произведена.
Как указано в акте обследования (осмотра) объектов недвижимости от 17.06.2016, проведенном с участием директора ответчика и специалиста-эксперта Теруправления Росимущества в Краснодарском крае Емельянова А.Н., спорные объекты недвижимости расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0304003:2, находящегося в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, при визуальном обследовании (осмотре) установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0304003:2 расположен объект строительства железо-бетонное сооружение, назначение которого директор ответчика, присутствующий при осмотре, пояснить не смог. Установить и провести осмотр спорных объектов недвижимого имущества специалисту Теруправления Росимущества не представилось возможным, поскольку директором ответчика было сообщено об отсутствии у него информации о месторасположении спорных объектов. В ходе визуального обследования волноотбойные стены, сооружения (буны) в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0304003:2 не выявлены.
Таким образом, Теруправление Росимущества, считающее себя собственником спорных объектов, не смогло установить их местонахождение, идентифицировать эти объекты, тем более, подтвердить свое владение ими.
В соответствии с представленными в материалы дела выписками из ЕГРП от 26.05.2016 N 23/189/002/2016-9149, N 23/189/002/2016-9139, N 23/189/002/2016-9135, N 23/189/002/2016-9132, N 23/189/002/2016-9144, N 23/189/002/2-16-9126, от 27.05.2016 N 23/189/002/2016-9103 право собственности ответчика на спорные объекты - волноотбойные стены и буны зарегистрировано в ЕГРП 23.11.2005, а право собственности на незавершенный строительством санаторный комплекс на 428 мест - клуб-столовая зарегистрировано 13.10.2003.
Теруправлением Росимущества в Краснодарском крае еще в 2005 году было достоверно известно из переписки с Управлением Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю о регистрации права собственности ООО "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов г. Сочи". В частности, в письме от 27.10.2005 N 05-06/1636С Теруправление Росимущества в Краснодарском крае (Сочинский филиал) просит Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю не осуществлять государственную регистрацию права собственности ООО "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов г. Сочи" на спорные объекты недвижимости до окончания работ по проведению инвентаризации и внесению в реестр федерального имущества гидротехнических сооружений, пляжей и прибрежной полосы в целом, расположенных на территории г. Сочи. Однако в письме от 15.11.2005 N 05-06/1823С Теруправление Росимущества в Краснодарском крае (Сочинский филиала) сообщает Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, что оно не возражает против осуществления государственной регистрации права собственности ООО "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов г. Сочи" на объекты недвижимости по адресу: г. Сочи, Хостинский район, п. Хоста, ул. Новороссийское шоссе, 20 (буны, волноотбойная стена), расположенные на земельном участке, предоставленном Теруправлением в аренду по договору от 01.11.2005 ВХ-04-30/245С ООО "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов г. Сочи".
В заявлении от 02.11.2009 N 08-10/13738 Теруправление Росимущества по Краснодарскому краю просило Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю погасить во избежание судебных разбирательств регистрацию права собственности ООО "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов г. Сочи" на объекты недвижимости по свидетельствам о государственной регистрации от 24.11.2005 серия 23 АА N N 480132, 480133, 480134, 480135, 480136, 480137, в связи с тем, что определением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2007 по делу N А32-7062/2007 отменено решение Третейского суда при Торгово-Промышленной палате города Сочи от 01.08.2003.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2007 по делу N А32-7062/2007 было отменено решение Третейского суда при Торгово-Промышленной палате города Сочи от 01.08.2003 по иску ООО "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов г. Сочи" к ОАО "Генеральная дирекция "Кузбассшахтрострой" о признании сделки действительной.
Однако в удовлетворении требований Теруправления о погашении свидетельств о государственной регистрации права собственности ООО "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов г. Сочи" от 24.11.2005 серия 23-АА N N 480132, 480133, 480134, 480135. 480136, 480137 и об аннулировании соответствующих регистрационных записей в ЕГРП арбитражным судом в упомянутом определении было отказано.
Таким образом, спор о праве собственности на указанные объекты в определении Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2007 по делу N А32-7062/2007 между Теруправлением Росимущества и ООО "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов г. Сочи" окончательно разрешен не был, регистрационные записи о праве собственности общества на объекты недвижимости не погашены, объекты во владение Российской Федерации не изъяты.
Судом установлено, что в соответствии с материалами регистрационных дел Управления Росреестра по Краснодарскому краю Теруправление Росимущества в Краснодарском крае обращалось с заявлениями в Управление Росреестра по Краснодарскому краю о прекращении регистрации права собственности ООО "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов г. Сочи" на спорные объекты недвижимости, однако в регистрации прекращения права собственности ООО "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов г. Сочи" на данные объекты было отказано, в связи с тем, что представленное Теруправлением определение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2007 об отмене решения Третейского суда при Торгово-Промышленной палате г. Сочи от 01.08.2003 не содержит сведений о погашении права собственности ООО "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов г. Сочи" и об аннулировании соответствующих регистрационных записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку в удовлетворении заявления о погашении свидетельств о государственной регистрации права собственности ООО "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов г. Сочи" и об аннулировании соответствующих регистрационных записей в ЕГРП указанным определением арбитражного суда было отказано (сообщения Управления Росреестра по Краснодарскому краю об отказе в государственной регистрации от 18.10.2010 N 19/042/2010-080, N 19/039/2010-258, N 19/039/2010-259, N 19/042/2010-082, N 19/039/2010-257, N 19/042/2010-081, N 19/039/2010-258).
Таким образом, зная о регистрации права собственности ООО "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов г. Сочи" на спорные объекты недвижимости начиная с 2005 года, а также зная об отмене в 2007 году определением арбитражного суда, принятым по заявлению того же Теруправления, решения третейского суда о признании за обществом права собственности на данные объекты, и получив в 2010 году решения Управления Росреестра по Краснодарскому краю об отказе в прекращении регистрационных записей о праве собственности ООО "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов г. Сочи" на те же объекты недвижимости, Теруправление обратилось с настоящим иском в арбитражный суд только 02.11.2015.
Ответчиком заявлено о применении исковой давности.
При этом доказательств владения спорными объектами Теруправление не представило, в связи с чем, суд не может рассматривать требования Теруправления Росимущества как негаторные, на которые исковая давность не распространяется (статьи 208, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В первоначальных исковых требованиях по настоящему делу Теруправление просило именно истребовать спорные объекты недвижимости из чужого незаконного владения ответчика, то есть Теруправление не считало себя владеющим спорными объектами на момент обращения в арбитражный суд.
Последовавшее же затем уточнение исковых требований, в результате которого Теруправление просило только признать отсутствующим право собственности ответчика на те же объекты, мотивировано вовсе не нахождением этих объектов во владении Теруправления, а невозможностью установить месторасположения спорных объектов в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0304003:2, а также тем, что спорные объекты недвижимости фактически отсутствуют на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0304003:2, в связи с чем, Теруправление пришло к выводу о неисполнимости решения об истребовании объектов из чужого незаконного владения и признании права собственности Российской Федерации на них.
Теруправление не только не доказало нахождение спорных объектов на земельном участке, относящемся к федеральной собственности, но и не назвало сам земельный участок, на территории которого расположены эти объекты, равно как признало невозможным определить эти объекты и установить их фактическое местонахождение. При этом земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304003:2 находится в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, право собственности которого зарегистрировано в 2009 году и подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРП от 12.05.2016 N 90-18488613.
При таких обстоятельствах арбитражный суд исходит из того, что Теруправление не является ни владельцем самих спорных объектов, ни владельцем земельного участка, в пределах которого они расположены, иное Теруправлением не доказано, а потому к требованиям Теруправления применяется общий срок исковой давности, составляющий три года, который истек не только начиная с 2005-2007 годов, но и считая с 2010 года, после получения отказов Управления Росреестра в погашении регистрации права собственности ООО "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов г. Сочи" на спорные объекты недвижимости в отсутствие решение суда об аннулировании регистрационных записей о праве собственности на данные объекты.
Кроме того, спор о принадлежности данных объектов и об обоснованности притязаний ООО "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов г. Сочи" на них как на переданных в уставный капитал указанного общества был окончательно разрешен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.06.2008 по делу N А32-25231/2007.
Оснований для переоценки сделанных в данном решении выводов, если учесть, что Теруправление Росимущества выступало в деле N А32-25231/2007 в качестве ответчика, представило отзыв и участвовало в судебном заседании 02-04.06.2008, а затем не обжаловало принятое в пользу ООО "Объединенная дирекция по строительству лечебно-оздоровительных объектов г. Сочи" решение арбитражного суда, не имеется.
При рассмотрении указанного дела арбитражный суд пришел к обоснованному выводу, что спорные объекты не относятся к имуществу, не подлежащему приватизации и находящемуся исключительно в федеральной собственности.
Пропуск срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (статьи 196 - 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2017 по делу N А32-39887/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-39887/2015
Истец: Территориальное Управление Федерального Агенства по Управлению Государственным имуществом в КК, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
Ответчик: ООО "ОБЪЕДИНЕННАЯ ДИРЕКЦИЯ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ В ГОРОДЕ СОЧИ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ Г. СОЧИ, Администрация муниципального образования города-курорта Сочи, ООО Век, Судебный пристав-исполнитель Сочинского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю Мерин Артем Владимирович, Управление Росреестра по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы судебных приставов России по Краснодарскому краю, Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастравая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филила по Краснодарскому краю