г. Челябинск |
|
15 августа 2017 г. |
Дело N А76-11178/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форпост-М" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21 июня 2017 года по делу N А76-11178/2017 (судья Горлатых И.А.).
В заседании приняли участие представители:
прокурора Правобережного района г. Магнитогорска - Москвитин Н.Н. (служебное удостоверение),
общества с ограниченной ответственностью "Форпост-М" - Устьянцева Л.П. (доверенность от 14.08.2017 N 13).
Прокурор Правобережного района г. Магнитогорска (далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Форпост-М" (далее - заинтересованное лицо, ООО "Форпост-М", общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 21.06.2017 по настоящему делу заявление прокурора удовлетворено. Общество с ограниченной ответственностью "Форпост-М" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и освободить заинтересованное лицо от административной ответственности. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности, податель апелляционной жалобы ссылаются на то, что арбитражный суд первой инстанции необоснованно не применил к спорным правоотношениям положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку совершенное заявителем административное правонарушение не создает существенную угрозу общественным интересам и не причинило вред интересам граждан, общества и государства. Также податель апелляционной жалобы ссылается на то, что обществом по факту выявления допущенных нарушений были приняты меры, направленные на их устранение; кроме того, руководителю общества за совершение данного административного правонарушения назначено административное наказание в виде предупреждения. Помимо изложенного, ООО "Форпост-М" ссылается на то, что арбитражным судом первой инстанции не учтен тот факт, что общество является микропредприятием и ранее к административной ответственности не привлекалось.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, в связи с поступлением в прокуратуру Правобережного района г. Магнитогорска обращения граждан (л.д. 7), содержащего данные о нарушениях законодательства, допускаемых в ресторане "Энигма", принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью "Форпост-М" (л.д. 26, 27), уполномоченным должностным лицом прокуратуры г. Магнитогорска совместно с ведущим специалистом-экспертом территориального отдела в г. Магнитогорске и Агаповском, Кизильском, Нагайбакском, Верхнеуральском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области была проведена проверка общества с ограниченной ответственностью "Форпост-М", результаты которой зафиксированы в акте от 14.04.2017, составленном в присутствии законного представителя общества (л.д. 7 - 10), подтверждены фотоматериалами (л.д. 11 - 16) и отражены в справке по результатам проверки в ресторане "Энигма" по требованию прокурора Правобережного района, составленной уполномоченным должностным лицом территориального отдела в г. Магнитогорске и Агаповском, Кизильском, Нагайбакском, Верхнеуральском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (л.д. 17 - 19).
По факту выявленных нарушений законному представителю ООО "Форпост-М" было вручено уведомление о явке в прокуратуру Правобережного района г. Магнитогорска для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 20).
Прокурором Правобережного района г. Магнитогорска 19.04.2017 в присутствии законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Форпост-М", в отношении общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 4 - 6). Согласно объяснениям законного представителя ООО "Форпост-М" (л.д. 5) по состоянию на момент вынесения указанного постановления, все выявленные нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Форпост-М" устранены: все продукты питания промаркированы в соответствии с техническим регламентом, немаркированная продукция не использовалась при изготовлении блюд в соответствии с меню заведения.
С заявлением о привлечении ООО "Форпост-М" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ прокурор Правобережного района г. Магнитогорска обратился в Арбитражный суд Челябинской области.
Удовлетворяя заявление прокурора, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, и не усмотрел оснований для применения в данном случае положений статьи 2.9 Кодекса.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Примечание. Под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В ходе проведенной проверки установлены и документально подтверждены следующие нарушения, допущенные обществом с ограниченной ответственностью "Форпост-М".
Нарушение требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011); нарушение требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 (далее - ТР ТС 022/2011); нарушение Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", утвержденного решением совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 (далее - ТР ТС 033/2013); нарушение Технического регламента таможенного союза ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", утвержденного решением Совет Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 (далее - ТР ТС 034/2013).
Данные нарушения со стороны общества с ограниченной ответственностью "Форпост-М" выразились в том, что ходе проверки в ресторане "Энигма", принадлежащим обществу установлен факт нахождения в холодильном шкафу ресторана продуктов без маркировочных ярлыков изготовителей, а именно: стейков замороженных из мяса свинины весом 3,034 кг.; фарша из говядины весом 1,150 кг.; печени замороженной весом 474 гр.; сыра весом 808 гр.
Из условий пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" следует, что со дня вступления в силу данного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе, потребителей.
Статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" дано определение технического регламента: документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или Постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации).
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ), под безопасностью пищевых продуктов понимается состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ).
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 принят Технический регламент ТР ТС 021/2011"О безопасности пищевой продукции".
Указанный технический регламент устанавливает:
1) объекты технического регулирования;
2) требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования;
3) правила идентификации объектов технического регулирования;
4) формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента (часть 1 статьи 1).
Статьей 2 ТР ТС 021/2011 установлено, что целями принятия настоящего технического регламента являются:
1) защита жизни и (или) здоровья человека;
2) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей);
3) защита окружающей среды.
Объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются, в том числе пищевая продукция (статья 3).
Согласно части 4 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.
В соответствии с частью 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011 при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем
В случае если осуществляется реализация пищевой продукции, не упакованной в потребительскую упаковку, или часть информации о которой размещена на листках-вкладышах, прилагаемых к упаковке, продавец обязан довести информацию о такой продукции до потребителя (часть 13 статьи 17 ТР ТС 021/2011).
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 принят Технический регламент ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", который распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза пищевую продукцию в части ее маркировки (часть 1 статьи 1).
Указанный технический регламент устанавливает требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции (часть 3 статьи 1).
Согласно части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011, маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:
- наименование пищевой продукции;
- состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
- количество пищевой продукции;
- дату изготовления пищевой продукции;
- срок годности пищевой продукции;
- условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;
- наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера);
- рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;
- показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи;
- сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО);
- единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Общие требования к указанию в маркировке срока годности пищевой продукции определены в части 4.7 статьи 4 ТР ТС 022/2011.
Так, указание в маркировке пищевой продукции срока ее годности осуществляется с использованием следующих слов: 1) "годен до" с указанием часа, числа, месяца при сроке ее годности до 72 часов; 2) "годен до" с указанием числа, месяца, года при сроке ее годности от 72 часов до трех месяцев; 3) "годен до конца" с указанием месяца, года или "годен до" с указанием числа, месяца, года при сроке ее годности не менее трех месяцев.
Согласно пункту 1 части 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2011, маркировка пищевой продукции, предусмотренная пунктом 1 части 4.1 и пунктом 1 части 4.2 настоящей статьи, должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения.
При фасовании пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствие потребителя на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения. Иные сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи, доводятся до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции (в том числе путем нанесения на потребительскую упаковку и (или) этикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу или прилагаемый к каждой упаковочной единице продукции) (пункт 5 части 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2011).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 принят Технический регламент ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции".
Настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции для обеспечения свободного перемещения продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Настоящий технический регламент разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продуктов убоя и мясной продукции относительно их назначения и безопасности, и распространяется на продукты убоя и мясную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, а также процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации (пункт 1 ТР ТС 034/2013).
Согласно пункту 9 ТР ТС 034/2013 продукты убоя и мясная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены) при их соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
Изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей продуктов убоя и мясной продукции, обязаны осуществлять процессы их хранения, перевозки и реализации таким образом, чтобы данная продукция соответствовала требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется (пункт 88 ТР ТС 034/2013).
Маркировка продуктов убоя и мясной продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), а также требованиям, установленным пунктами 107 - 126 настоящего технического регламента (пункт 106 ТР ТС 034/2013).
Решением совета Евразийской экономической комиссии 09.10.2013 N 67 утвержден ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции".
Настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Таможенного союза, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке молока и молочной продукции для обеспечения их свободного перемещения.
Настоящий технический регламент разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей молока и молочной продукции относительно их назначения и безопасности, и распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации (п. 1 ТР ТС 033/2013).
Согласно пункту 4 ТР ТС 033/2013 настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к маркировке и упаковке молока и молочной продукции, дополняющие требования технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 881 (далее - технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011)), и технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 769 (далее - технический регламент Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011)), и не противоречащие им.
В силу пункта 66 ТР ТС 033/2013 молоко и молочная продукция должны сопровождаться информацией для потребителей, соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011) и дополнительным требованиям настоящего технического регламента.
В соответствии с частью 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно статье 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации.
На основании пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
В силу условий части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
У общества с ограниченной ответственностью "Форпост-М" имелась возможность выполнения требований технических регламентов, однако заинтересованное лицо пренебрегло имеющейся у него возможностью, в связи с чем, вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наличествует.
У суда апелляционной инстанции нет повода для применения к спорным правоотношениям положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и отмене в связи с этим обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
При рассмотрении в арбитражном суде первой инстанции заявления прокурора Правобережного района г. Магнитогорска о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Форпост-М" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, заинтересованное лицо, о времени и месте судебных разбирательств в арбитражном суде первой инстанции извещенное надлежащим образом (л.д. 37, 42), отзыв на заявление прокурора не представило и каких-либо ходатайств, в том числе о применении положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не заявляло.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 18.1 постановления Президиума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, и производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В рассматриваемой ситуации административное правонарушение, совершенное обществом с ограниченной ответственностью "Форпост-М", посягает на жизнь и здоровье человека (охрана которых является одной из целей вышеупомянутых технических регламентов), - а потому, не может быть признано малозначительным.
Отсутствие наступления вредных последствий от деяний, совершенных заинтересованным лицом, а также устранение совершенного административного правонарушения (при том, что последнее обстоятельство обществом документально не подтверждено), - не является поводом для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Учитывая все обстоятельства совершения обществом с ограниченной ответственностью "Форпост-М" административного правонарушения, административный штраф назначен заинтересованному лицу арбитражным судом первой инстанции в пределах минимального размера санкции, установленной ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Излишне уплаченная обществом с ограниченной ответственностью "Форпост-М" по квитанции Магнитогорского филиала ПАО "Челябинвестбанк" от 10.07.2017 государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 3000 (три тысячи) рублей в силу условий пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью "Форпост-М" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 21 июня 2017 года по делу N А76-11178/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форпост-М" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Форпост-М" из федерального бюджета излишне уплаченную по квитанции Магнитогорского филиала ПАО "Челябинвестбанк" от 10.07.2017 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-11178/2017
Истец: Прокуратура Правобережного района г. Магнитогорска, Прокурор Правобережного района г. Магнитогорска Челябинской области
Ответчик: ООО "Форпост-М"
Третье лицо: Прокуратура Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2017 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7003/17
23.10.2017 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7003/17
15.08.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9013/17
21.06.2017 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-11178/17