г. Самара |
|
15 августа 2017 г. |
Дело N А55-2331/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Николаевой С.Ю., Пышкиной Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 августа 2017 года в зале N 6 апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 июня 2017 года, по делу NА55-2331/2017 (судья Богданова Р.М.),
по иску Министерства обороны РФ (ОГРН 103700255284)
к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (ОГРН 1026300959871)
третьи лица: ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России, ТУ Росимущества по Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
о признании права собственности,
с участием в судебном заседании:
от заявителя апелляционной жалобы - представитель Симкина А.С. по доверенности от 30.12.2016,
от истца - представитель Халитулин Р.Р. по доверенности от 19.12.2016,
от третьего лица ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России - представитель Халитулин Р.Р. по доверенности от 27.07.2017,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности Российской Федерации на встроено - пристроенное нежилое помещение, площадью 255,2 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Вокзальная, д. 255, кадастровый номер 63:01:0710002:3280.
27.04.2017 года ответчик обратился в суд со встречным иском, в котором просил признавать право собственности муниципального образования городского округа Самара на нежилое помещение, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Вокзальная, д. 255, площадью 255,2 кв.м, кадастровый номер 63:01:0710002:3280.
Определением от 05 мая 2017 года встречное исковое заявление принято для совместного рассмотрения с первоначальным иском.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06 июня 2017 года, по делу N А55-2331/2017 по первоначальному иску признано право собственности Российской Федерации на встроено - пристроенное нежилое помещение, площадью 255,2 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Вокзальная, д. 255, кадастровый номер 63:01:0710002:3280.
По встречному иску отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить и принять новый судебный об удовлетворении иска в полном объеме.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара апелляционную жалобу поддержал, решение суда считает незаконным и необоснованным, просил его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Министерства обороны РФ и ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители третьего лица не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителей сторон, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, Министерство обороны Российской Федерации, в обоснование исковых требований ссылается, что согласно акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 31.12.1997 года заказчиком и подрядчиком жилого многоквартирного дома, отдельную часть которого составляет спорное нежилое помещение, являлись организации подведомственные Министерству обороны Российской Федерации - Центральный спортивный клуб Военно - Воздушных Сил Российской Федерации и Войсковая часть N 32546.
Согласно п.12 ст.1 Федерального закона "Об обороне" от 31.05.1996 года N 61-ФЗ все имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п. 2 раздела 1 (приложение N 1 ) Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество Вооруженных сил независимо от того, на чьем балансе оно находится, и от ведомственной подчиненности предприятия относится исключительно к федеральной собственности.
Сведения о спорном встроено - пристроенном нежилом помещении внесены в реестр федерального имущества в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества".
Согласно выписки из реестра федерального имущества от 25.11.2014 N 687/1 встроено - пристроенное нежилое помещение, площадью 255,2 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Вокзальная, д. 255 зарегистрировано под реестровым номером П 13630002042.
Министерство обороны РФ владеет спорным имуществом, спорное имущество не передавалось в муниципальную собственность города Самара, передавался жилой дом без нежилых помещений в его составе.
Основанием для обращения с настоящим иском в суд явилась невозможность регистрации права собственности Российской Федерации на встроено - пристроенное нежилое помещение, площадью 255,2 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Вокзальная, д. 255 из за спора о праве между Министерством обороны Российской Федерации и Департаментом управления имуществом городского округа Самара. Правовым основанием иска истец указал ст. 209, 218 ГК РФ.
Департамент управления имуществом городского округа Самара, ссылаясь на ст. 218 ГК РФ встречные исковые требования обосновывает следующим образом.
С целью реализации Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ" и освобождения учреждения Министерства обороны РФ - Самарской квартирно-эксплуатационной части района Приволжско-Уральского военного округа от несвойственных ему функций по содержанию объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, а также в соответствии с Положением "Об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформлении прав собственности, утверждённым распоряжением Президента от 18.03.1992 N 114-рп, Главой города Самары было издано постановление от 07.09.1998 N 361а "Об утверждении перечня объектов жилищно-коммунального хозяйства, являющихся федеральной собственностью и находящихся на балансе Самарской квартирно - экплуатационной части района Приволжско-Уральского военного округа, принимаемых в муниципальную собственность г. Самары".
28.09.2005 издано распоряжение Правительства РФ N 1521-р "О передаче в муниципальную собственность г. Самары объектов - Самарской квартирно-эксплуатационной части района, расположенных в г. Самаре", в котором Правительство РФ распорядилось принять предложение администрации г. Самары и Минэкономразвития России, согласованное с Минобороны России и Правительством Самарской области передаче в муниципальную собственность г. Самары находящихся в федеральной собственности объектов Самарской квартирно-эксплуатационной части района, расположенных в г. Самаре.
Акт приема-передачи передаваемых в муниципальную собственность г. Самара объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся балансе Самарской квартирно-эксплуатационной части района 16.12.2005 утвержден руководителем территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области (Росимущество) А.А.Кинжабаевым и подписан уполномоченным должностным лицом Самарской квартирно-эксплуатационной части района.
Департамент управления имуществом городского округа Самара во встречном иске ссылается, что Объект недвижимости - нежилое помещение площадью 255,2 кв.м, расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Вокзальная, д. 255, включен в реестр муниципального имущества 28.09.2005 номером 015562 на основании распоряжения Правительства РФ N 1521 -р от 28.09.2005.
По заявлению Департамента нежилому помещению 29.01.2015 присвоен кадастровый номер 63:01:0710002:3280 в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), решения о передаче имущества из государственной собственности, собственности субъектов РФ в собственность из собственности субъектов РФ в собственность муниципального образования принимаются субъектом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим полномочия собственника имущества по специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно ст. 47 Устава городского округа Самара Самарской области, утверждённого Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N 294, Департамент управления имуществом городского округа Самара осуществляет от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества, представляет городской округ Самара в процессе государственной регистрации прав городского округа Самара на недвижимое имущество.
Департамент управления имуществом городского округа Самара обращался в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области за регистрацией перехода права собственности на спорный объект недвижимости, однако в регистрации было отказано в связи с наличием спора о праве между Министерством обороны Российской Федерации и Департаментом управления имуществом городского округа Самара, а Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском о признании права собственности Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ответчиком со встречным иском в арбитражный суд.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции обосновано удовлетворил первоначальный иск и отказал во встречном иске исходя из следующего.
Распоряжением от 05.12.2003 N 6815-р "О закреплении имущества Самарской квартирно-эксплуатационной части района Минобороны России" Министерство имущественных отношений РФ на основании обращения Министерства обороны РФ закрепило за ФГУ "Самарская КЭЧ района"" находящееся у нее (КЭЧ) на учете имущество. Согласно Приложения к данному распоряжению жилой многоквартирный дом в г. Самара, по ул. Ново-Вокальная, 255 вошел в состав закрепляемого имущества как единый инвентарный объект.
В дальнейшем, исходя из принадлежности имущества, Правительство РФ своим Распоряжением от 28.09.2005 N 1521-р распорядилось передать указанный многоквартирный жилой дом в муниципальную собственность г. Самары. Обеспечение мероприятий по передаче было возложено на Росимущество совместно с Министерством обороны РФ.
По Акту приема-передачи передаваемых в муниципальную собственность г. Самара объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся на балансе Самарской квартирно-эксплуатационной части района, подписанного между КЭЧ и Администрацией г. Самара (утвержденным 16.12.2005 ТУ Росимущества по Самарской области) была осуществлена передача жилого дома по указанному адресу.
Однако как верно отмечено судом первой инстанции из распорядительного акта Правительства РФ и передаточного акта к нему не следует, что жилой многоквартирный дом подлежал передаче с входящими в него нежилыми помещениями.
Согласно ст.ст. 4, 5 Жилищного Кодекса РСФСР, действовавшего на момент вступления в силу Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1, нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера не входили в состав жилищного фонда.
Согласно положений Жилищного Кодекса РФ, действовавшего на момент передачи жилого дома в муниципальную собственность, жилищный фонд это совокупность всех жилых помещений (предназначенных для проживания граждан), находящихся на территории Российской Федерации.
На момент принятия Постановления, так и на момент передачи жилых домов, нежилые помещения в их составе не рассматривались как жилищный фонд. Спорный объект недвижимости - встроено - пристроенное нежилое помещение, площадью 255,2 кв.м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Вокзальная, д. 255, не является жилым и не относится к объектам социально -культурного, жилищно - бытового назначения.
Распоряжением Госкомимущества РФ от 05.02.1993 N 217-р "Об упорядочении процесса учета и разграничения прав собственности на нежилые помещения" был регламентирован порядок передачи нежилых помещений в муниципальную собственность.
Из п.п.1,5 Распоряжения N 217-р и Приложения N 2 к нему, следует что нежилые помещения подлежат передаче в муниципальную собственность как отдельные объекты. Включению в реестр подлежали нежилые помещения, независимо от ведомственной принадлежности предприятий, на балансе которых они находились, за исключением объектов, находящихся на балансе Минобороны России. МБ России, МВД России, Федерального управления железнодорожных войск РФ, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федерального управления специального строительства при Совете Министров - Правительстве РФ (управлений, полков, отрядов и других подразделений)".
В соответствии с нормой статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции верно указал, что доказательств передачи спорного объекта недвижимости, как отдельного объекта в муниципальную собственность ответчик в материалы дела не представил, а также не представил доказательств, что жилой дом, расположенный в г. Самара по ул. НовоВокзальная, д. 255 передавался в муниципальную собственность вместе с нежилым помещением, входящим в его состав.
При этом, Российская Федерация (в лице Министерства обороны Российской Федерации) являлась и является по настоящее время владельцем спорного имущества.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ (утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082), Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления и распоряжения федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных учреждений.
ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России, в отношении которого функции и полномочия учредителя, а также собственника его имущества осуществляет Министерство обороны РФ, является в настоящее время правообладателем правомочий права оперативного управления в отношении спорного помещения, возникших в силу правопреемства при реорганизации юридического лица в форме присоединения.
Таким образом суд первой инстанции обоснованно указал, что учреждение является правопреемником на основании Передаточного акта от 01.01.2011, подписанного с КЭЧ в соответствии с Приказом Министра обороны РФ "О реорганизации федеральных государственных учреждений РФ" от 17.12.2010 N 1871. Данное имущество учтено на балансе Учреждения.
Согласно ч.2 ст.58, ст.59 ГК РФ при присоединении одного юридического лица к другому к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Передаточный акт является документом, определяющим состав прав и обязанностей, переходящих к соответствующему правопреемнику.
С 2005 года спорное имущество находится во временном пользование у ФГУП "Почта России" на основании Договора аренды недвижимого имущества N 428 от 18.02.2005, заключенного с ТУ Росимущества по Самарской области и КЭЧ.
"05" мая 2010 г. дополнительным соглашением (N 141/3/АИД-194) в указанный договор сторонами были внесены изменения, согласно которого арендодателем, в связи с изменением лица, осуществляющего полномочия собственника имущества Вооруженных Сил РФ, стало непосредственно Министерство обороны РФ.
В 2012 г. в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, по заданию Министерства обороны РФ была проведена оценка рыночной стоимости права пользования (и владения) на условиях аренды, спорного имущества.
31.07.2014 стороны подписали дополнительное соглашение N 3 к договору аренды, которым изменен размер арендной платы и прежний титульный владелец заменен на Учреждение.
Суд первой инстанции верно указал, что данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Минобороны России владеет опосредованно данным имуществом, распоряжается им и, как следствие, являются доказательством, подтверждающим то, что спорное имущество не передавалось в муниципальную собственность города Самара, а находилось и находится в собственности Российской Федерации.
Постановлением N 10/22 от 29.04.2010 Пленумов ВС РФ и ВАС РФ "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (п. 59) разъяснено, что иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что поскольку истец доказал обоснованность исковых требований, требования истца о признании права собственности Российской Федерации на встроено - пристроенное нежилое помещение, площадью 255,2 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Вокзальная, д. 255 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы Департамента управления имуществом городского округа Самара -ответчика по делу и истца по встречному иску, что спорное нежилое помещение является муниципальной собственностью суд первой инстанции правомерно отклонил, поскольку спорное встроено - пристроенное нежилое помещение, площадью 255,2 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Вокзальная, д. 255 в муниципальную собственность передано не было.
При этом суд первой инстанции верно отметил, что в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств передачи спорного объекта в муниципальную собственность ответчиком в материалы не представлено, и доказательств, что спорное имущество находится у муниципалитета и муниципалитетом осуществляется владение и распоряжение имуществом через уполномоченные муниципальные органы также не представлено.
Таким образом, требования Департамента управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности муниципального образования городского округа Самара на нежилое помещение, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Вокзальная, д. 255, площадью 255,2 кв.м, правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, в связи с необоснованностью, а также выбором ответчиком ненадлежащего способа защиты права.
Доводы заявителя жалобы несостоятельны и опровергаются представленными доказательствами по делу.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 06 июня 2017 года, принятое по делу N А55-2331/2017, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы. Однако, заявитель жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 июня 2017 года, принятое по делу N А55-2331/2017, оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2331/2017
Истец: Министерство обороны РФ
Ответчик: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Третье лицо: Территориальное управление Росимущества в Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России