г. Челябинск |
|
14 августа 2017 г. |
Дело N А76-8301/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Костина В.Ю., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесниковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лимпопо" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 июня 2017 года по делу N А76-8301/2017 (судья Горлатых И.А.).
В заседании принял участие представитель прокурора Калининского района г. Челябинска Кашапова Р.М. (служебное удостоверение).
Прокурор Калининского района г. Челябинска (далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Лимпопо" (далее - заинтересованное лицо, ООО "Лимпопо", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Орел или Решка" (далее - третье лицо, ООО "Орел и Решка").
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.06.2017 по настоящему делу заявление прокурора удовлетворено. Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
В апелляционной заинтересованное лицо просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать прокурору в удовлетворении заявления о привлечении общества к административной ответственности. По мнению подателя апелляционной жалобы арбитражным судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, а выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности податель апелляционной жалобы указывает на то, что в данном случае в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, и ООО "Лимпопо" не является субъектом указанного правонарушения, поскольку в данном случае заинтересованное лицо не осуществляет лицензируемую деятельность по перевозке пассажиров по регулярным городским маршрутам N N 15, 71, а осуществляет перевозку пассажиров по заявке ООО "Орел или Решка" по экскурсионным маршрутам на основании договора фрахтования.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу прокурор Калининского района г. Челябинска просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Третьим лицом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Иные участники процесса, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных участников процесса, не прибывших в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и следует из имеющихся в деле доказательств, общество с ограниченной ответственностью "Лимпопо" 20.05.2016 выдана лицензия N АСС-74-160029 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, сроком действия - бессрочно.
Государственным инспектором ОАТ, АДН и КМАП УГАДН по Челябинской области 29.03.2017 совместно с инспектором государственного технического осмотра и регистрации автотранспортных средств ГИБДД УМВД России по г. Челябинску, проведена выездная проверка соблюдения законодательства о транспортной безопасности в отношении ООО "Лимпопо".
В ходе проведения проверки на автопарковке у дома N 28 А по Свердловскому проспекту в Калининском районе г. Челябинска проведен осмотр:
1. Автобуса "Форд" марки 222702, государственный регистрационный знак М044СМ174, используемого ООО "Лимпопо" и осуществляющего перевозку пассажиров по маршруту N 71 "Чичерина - ЧелГУ - Торговый центр - ЧМЗ" водителем Г.А.И. В результате проведенного осмотра выявлены следующие нарушения: 1) отсутствует расписание (график) движения по маршруту; 2) отсутствует схема маршрута с указанием опасных участков; 3) отсутствует необходимая билетная продукция и квитанции; 4) отсутствуют карты маршрута; 5) отсутствуют указатели маршрута над лобовым стеклом автобуса или в верхней части лобового стекла; 6) отсутствуют указатели маршрута на заднем окне автобуса; 7) отсутствуют табличка с фамилией водителя, информационная табличка содержащая наименование, адрес, телефон органа, обеспечивающего контроль; 8) отсутствует информация о правилах пользования ТС; 9) не горит подсветка номерного знака, правый тормозной фонарь не горит; 10) установлена шторка между салонами и кабиной водителя, отсутствует ручка открывания дверей у водителя (справа).
2. Автобуса марки "Фиат Дукато" государственный регистрационный знак Т093ОЕ174, используемого ООО "Лимпопо" и осуществляющего перевозку пассажиров по маршруту N 15 "ЮУрГУ-ЧМЗ" водителем Т.А.А. В результате проведенного осмотра выявлены следующие нарушения: 1) отсутствует расписание (график); 2) отсутствуют схемы маршрута с указанием опасных участком; 3) отсутствует необходимая билетная продукция и квитанции; 4) отсутствуют карты маршрута; 5) отсутствуют указатели маршрута над лобовым стеклом автобуса или в верхней части лобового стекла; 6) отсутствуют указатели маршрута на заднем окне автобуса; 7) отсутствуют табличка с фамилией водителя, информационная табличка содержащая наименование, адрес, телефон органа, обеспечивающего контроль; 8) отсутствует информация о правилах пользования ТС; 9) не горит подсветка номерного знака, разбит плафон заднего левого блока фонарей; 10) отсутствуют брызговики; 11) отсутствует подголовник пассажирского сиденья, отсутствуют поручни, переставлены сидения.
Приведенные обстоятельства расценены административным органом в качестве нарушения, соответственно:
- подпунктов "з", "и", пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 (далее - Положение N 280);
- пунктов 3, 29, 30, 33, 42, 43, 57, 58, 65, 66 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила N112);
- части 3 статьи 35 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательстве акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ, Закон об организации регулярных перевозок пассажиров);
- части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ, Закон о безопасности дорожного движения);
- пункта 4.3.15-4.3.20 ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки" (далее - ГОСТ Р 51709-2001);
- пунктов 3.3, 7.18 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее - Перечень N 1090).
Исполняющим обязанности прокурора Калининского района г. Челябинска 31.03.2017 в присутствии защитника общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
С соответствующим заявлением прокурор обратился в Арбитражный суд Челябинской области.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Частью 2 статьи 2 и частью 2 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирования конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 4 Положения N 280 лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются, в том числе: соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (пп. "з"); соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (пп. "и").
В соответствии с абзацем 8 частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок (ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ).
Пунктом 3 Правил N 112 предусмотрено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям.
Согласно пункту 29 Правил N 112 транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства.
На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок (пункт 30 Правил N 112).
На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на заднем окне транспортного средства, проставляется номер маршрута регулярных перевозок (пункт 33 Правил N 112).
Согласно пункту 37 Правил N 112 внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация: наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора (пп. "а"); наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; в) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения (пп. "б"); стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа (пп. "г"); указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения (пп. "д"); указатели мест расположения огнетушителей (пп. "е"); указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства (пп. "ж"); указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами (пп. "з"); правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил (пп. "и").
Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам (пункт 42 Правил N 112).
Билет должен содержать обязательные реквизиты. Формы и обязательные реквизиты билетов представлены в приложении N 1. На билете допускается размещение дополнительных реквизитов (пункт 43 Правил N 112).
Провоз ручной клади, количество или размер которой превышает установленную норму бесплатного провоза, осуществляется при наличии квитанции на провоз ручной клади (пункт 57 Правил N 112).
Квитанция на провоз ручной клади должна содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении N 2. На квитанции допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа (пункт 58 Правил N 112).
Сдача багажа перевозчику оформляется багажной квитанцией (пункт 65 Правил N 112).
Багажная квитанция должна содержать обязательные реквизиты. Формы и обязательные реквизиты багажных квитанций представлены в приложении N 3.
На багажной квитанции допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа (пункт 66 Правил N 112).
Пунктом 4.3.15 ГОСТ Р 51709-2001 установлено, что габаритные, контурные огни, а также опознавательный знак автопоезда должны работать в постоянном режиме.
Сигналы торможения (основные и дополнительные) должны включаться при воздействии на органы управления тормозных систем и работать в постоянном режиме (пункт 4.3.16).
Фара заднего хода должен включаться при включении передачи заднего хода и работать в постоянном режиме (пункт 4.3.17)
Указатели поворотов должны быть работоспособны. Частота следования проблесков должна находиться в пределах (90 +/- 30) проблесков в минуту или (1,5 +/- 0,5) Гц. (пункт 4.3.18).
Аварийная сигнализация должна обеспечивать синхронное включение всех указателей поворота в проблесковом режиме с частотой по 4.3.18 (пункт 4.3.19).
Фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака должен включаться одновременно с габаритными огнями и работать в постоянном режиме (пункт 4.3.20).
Пунктом 3.3 Перечня N 1090 установлен запрет на эксплуатацию ТС в случае, если не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
Пунктом 7.18 Перечня N 1090 установлено, что внесение в конструкцию транспортного средства изменений без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации, относится к условиям, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.
Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
Факт совершения обществом вмененного ему административного правонарушения подтвержден актами осмотра (обследования) автобуса от 29.03.2017, путевыми листами, фотоматериалами, объяснениями водителя Г.А.И. и пассажиров.
Доводы общества об осуществлении им экскурсионной деятельности были предметом оценки со стороны арбитражного суда первой инстанции и были обоснованно отклонены, поскольку соответствующие опровергаются вышеперечисленными доказательствами.
Также арбитражный суд первой инстанции обоснованно указал на то, что заключение между ООО "Орел или Решка" и ООО "Лимпопо" 27.06.2016 договора фрахтования N 1Ф/2016 не имеет значения, поскольку данный договор заключен для создания видимости осуществления отличной от перевозки по регулярным маршрутам деятельности.
Данное обстоятельство в равной степени подтверждено вступившими в законную силу судебными актами Арбитражного суда Челябинской области по делам N А76-30166/2016 и N А76-3254/2017.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ).
Поскольку действия общества свидетельствуют об умышленном совершении им административного правонарушения, арбитражный суд первой инстанции правомерно избрал меру ответственности в пределах максимального размера санкции, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил заявление прокурора Калининского района г. Челябинска.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения определения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 июня 2017 года по делу N А76-8301/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лимпопо" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-8301/2017
Истец: Прокуратура Калининского района г. Челябинска, Прокурор Калининского района г. Челябинска
Ответчик: ООО "Лимпопо"
Третье лицо: ООО "Орел и Решка", Прокуратра Челябинской области, Прокуратура Челябинской области