г. Челябинск |
|
14 августа 2017 г. |
Дело N А07-4116/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Кузнецова Ю.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Уфы на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.05.2017 по делу N А07-4116/2017 (судья Искандаров У.С.).
Общество с ограниченной ответственностью "ТрансТехСервис-Уфа" (далее - заявитель, ООО "ТрансТехСервис-Уфа", общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Уфы Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, ГУ - УПФ РФ в Октябрьском районе г. Уфы, фонд, страховщик) о признании недействительным решения от 14.12.2016 N 002S19160014559 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и требования от 11.01.2017 N 002S01170000596 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.05.2017 требования ООО "ТрансТехСервис-Уфа" удовлетворены: решение от 14.12.2016 N 002S19160014559 признано недействительным.
ГУ - УПФ РФ в Октябрьском районе г. Уфы не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ГУ - УПФ РФ в Октябрьском районе г. Уфы указывает, что в нарушение п.2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), общество представлены неполные сведения.
Пенсионный фонд указывает, что общество представило по телекоммуникационным каналам связи 05.09.2016, сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М исходная за отчетный период "август" 2016 на 63 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке от 15.09.2016. Сведения по форме СЗВ-М дополняющая на 27 застрахованных лиц общество представило 10.11.2016, то есть позже срока, установленного Федеральным законом N 27-ФЗ, что подтверждается извещением о доставке от 10.11.2016.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия сторон и их представителей.
Частью 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Исходя из совокупности условий ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Арбитражный суд первой инстанции, определением от 09.03.2017 предлагал фонду представить письменный отзыв по делу с приложением документов, подтверждающих доводы и возражения в предварительное судебное заседание 13.04.2017; указанное определение было получено фондом 13.03.2017 (л.д. 56) и проигнорировано, равно как фонд не счет необходимым обеспечить участие своего представителя, как в предварительном судебном заседании арбитражного суда первой инстанции 13.04.2017, так и в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции 25.05.2017.
Таким образом, заинтересованное лицо в данном случае самостоятельно распорядилось принадлежащими ему процессуальными правами, приняв при этом риск наступления определенных последствий в результате несовершения определенных процессуальных действий.
В этой связи, в контексте нормы ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции нет правовых оснований для приобщения к материалам настоящего дела, а также исследования и оценки в качестве дополнительных доказательств на стадии апелляционного судопроизводства, документов, значащихся в приложениях 1 - 8 к апелляционной жалобе (тем более, что апелляционная жалоба не содержит, не только обоснования отсутствия возможности представления соответствующих доказательств при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции, но и самого ходатайства о приобщении к материалам дела на стадии апелляционного судопроизводства, дополнительных доказательств; формальное приложение к апелляционной жалобе дополнительных доказательств не означает, что данные дополнительные доказательства будут безоговорочно приобщены к материалам дела на стадии апелляционного судопроизводства).
Дополнительные доказательства, значащиеся в приложениях 1 - 8 к апелляционной жалобе подлежат возврату государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Уфы Республики Башкортостан.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ТрансТехСервис-Уфа" зарегистрировано в качестве страхователя государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Уфы Республики Башкортостан, присвоен регистрационный номер страхователя 002760107320 (где состоит на учете).
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Уфы Республики Башкортостан по результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п.2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ обществом "Транстехсервис-Уфа", 11.11.2016 был составлен акт N 002S18160020722 (л.д.52).
Фондом вынесено решение от 14.12.2016 N 002S19160014559 о привлечении общества к ответственности в виде штрафа в размере 13 500 руб. Страхователь привлечён к ответственности, предусмотренной абз. 4 ст. 17 Федеральным законом N 27-ФЗ (л.д.12-13).
11.01.2017 обществу на основании указанного решения выставлено требование N 002S01170000596 от 11.01.2017 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Посчитав, что решение от 14.12.2016 N 002S19160014559 нарушает права и законные интересы, ООО "ТрансТехСервис-Уфа" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть подписаны электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Вид электронной подписи и порядок ее проверки устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров (п. 1 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ).
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации. Форма представления сведений в форме электронного документа определяется Пенсионным фондом Российской Федерации (абзац 3 части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ).
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ к правам страхователя отнесено право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
К обязанностям страхователя отнесено в числе прочего представление установленный срок органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, определенных настоящим Федеральным законом.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ к правам органов Пенсионного фонда Российской Федерации отнесено в числе прочего: требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом; в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
К обязанностям органов Пенсионного фонда Российской Федерации отнесено в числе прочего, осуществление контроля за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Частью 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной абзацем 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, явился факт представления неполных сведений страхователем, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, ООО "ТрансТехСервис-Уфа" 05.09.2016 по телекоммуникационным каналам связи направило отчет по форме СЗВ-М "исходная" на 63 застрахованных лица за отчетный период "август" 2016 года. Факт представления сведений в установленный срок подтверждается извещением о доставке от 05.09.2016.
Сведения по форме СЗВ-М дополняющая на 27 застрахованных лиц страхователь ООО "ТрансТехСервис-Уфа" представили 10.11.2016, при сроке представления, в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ, не позднее 10.09.2016.
Фондом 14.12.2016 вынесено решение N 002S19160014559 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым ООО "ТрансТехСервис-Уфа" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона N27-ФЗ - в виде наложения штрафа в сумме 13 500 руб.
В решении от 14.12.2016 N 002S19160014559 фондом указано следующее:
"Сведения за период "август" 2016 года, представлены по телекоммуникационным каналам связи 05.09.2016. Факт представления сведений в установленный срок подтверждается извещением о доставке от 05.09.2016. Сведения по форме СЗВ-М "дополняющая" на 27 застрахованных лиц представлены 10.11.2016, позже срока установленного Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ, что подтверждается извещением о доставке от 10.11.2016. Письменные возражения по данному факту плательщик представил 13.12.2016.
За представление страхователем неполных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
При вынесении решения о привлечении страхователя к ответственности должна быть установлена вина лица в совершении вменяемого ему правонарушения.
В рассматриваемой ситуации в действительности из содержания, как акта проверки, так и решения о привлечении страхователя к ответственности, не только представляется возможным установить, в чем именно заключается вина ООО "ТрансТехСервис-Уфа" в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, но в равной степени не установлен факт нарушения заявителем условий п. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Сам по себе факт представления обществом дополнительных сведений по форме СЗВ-М на 27 застрахованных лиц 10.11.2016, не свидетельствует о виновном совершении заявителем правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ; кроме того, представление страхователем корректирующих сведений, в данном случае, не только допускалось положениями пункта 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N987н, но и в равной степени, регламентировано вышеупомянутыми нормами статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ. При этом само по себе, представление страхователем корректирующих сведений также не свидетельствует о совершении им правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Учитывая изложенное, фондом в данном случае не только не установлена и не доказана вина ООО "ТрансТехСервис-Уфа" в совершении вмененного правонарушения, но также не установлен сам факт нарушения заявителем требований п. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Исходя из вышесказанного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.05.2017 по делу N А07-4116/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Уфы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-4116/2017
Истец: ООО "ТрансТехСервис-Уфа"
Ответчик: Управление ПФР в Октябрьском районе г. Уфы