г. Москва |
|
14 августа 2017 г. |
Дело N А40-49366/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Цымбаренко И.Б., Каменецкого Д.В., |
при ведении протокола |
помощником судьи Майер М.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управление Росреестра в г. Москве,
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2017 по делу N А40-49366/17, принятое судьей Аксеновой Е.А. (шифр судьи 121-454)
по заявлению ОАО "МКПК" (ОГРН 1037700018180, ИНН 7725008874, 115114, Москва, Павелецкая наб., д. 8)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822, ИНН 7726639745, 115191, Москва, ул. Большая Тульская, д. 15)
о признании незаконным отказа от 28.12.2016 N 51-11611/2016,
при участии:
от заявителя: |
Петровичев И.О. дов. от 14.03.2017; |
от ответчика: |
Скиперский А.С. дов. N 33842/2016 от 30.12.2016; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "МКПК" (Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по г. Москве, изложенного в Уведомлении от 28.12.2016 N 51-11611/2016, в принятии к рассмотрению заявления ОАО "МКПК" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1253.
Решением суда от 28.04.2017 отказ Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по г. Москве, изложенный в Уведомлении от 28.12.2016 N 51-11611/2016, в принятии к рассмотрению заявления ОАО "МКПК" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1253 - признан незаконным.
Управление Росреестра в г. Москве, не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, рассмотреть дело по правилам суда первой инстанции. Ссылается на то, что суд первой инстанции рассмотрел дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра в г. Москве доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, 22.12.2016 заявитель обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Уведомлением Комиссии от 28.12.2016 г. N 51-11611/2016 Заявителю было отказано в принятии документов к рассмотрению спора, в связи с нарушением срока подачи.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции, исходил из следующих оснований.
Согласно пункту 14 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 г. N 263 (далее - Порядок), при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления.
Пунктом 15 указанного Порядка предусмотрено, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанная в кадастровом паспорте, приложенном к такому заявлению, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя.
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценке), пункта 13 Порядка к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в уполномоченный орган должны быть приложены:
кадастровая справка о кадастровой стоимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
нотариально заверенная копия правоустанавливающего документа на земельный участок;
отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа;
положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценке, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
Как следует из материалов дела, к заявлению, направленному Обществом в Комиссию, были приложены: кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 29.11.2016; нотариально заверенная копия правоудостоверяющего документа на здание -свидетельство о государственной регистрации права от 30.06.2016 N 77 АС1375087, выданное Управлением Росреестра по Москве, отчет об оценке рыночной стоимости N 1-1197-0/2016 от 30.11.2016.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришли к выводу о том, что к заявлению общества были приложены все документы, предусмотренные вышеприведенной нормой, в связи с чем, оснований для отказа в принятии документов не имелось.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России N 69 от 22.02.2011 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Порядок создания и работы комиссии, в том числе, формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/481 была создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении.
Согласно пункту 13 Порядка комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением следующих документов: кадастровый паспорт объекта недвижимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений; отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков (далее - положительное экспертное заключение) в случаях, установленных настоящим Порядком.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Перечень оснований для отказа в принятии заявления, указанный в Порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденном Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Полномочия Комиссии по приему либо возврату заявления являются четко регламентированными; на указанной стадии секретарь обязан проверить наличие необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Порядок не наделяет секретаря комиссии правом на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам, кроме той, которая указана в пункте 15 Порядка, поскольку указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления по существу (пункты 19, 20 Порядка); несоответствие представленных документов по их содержанию заявленным требованиям может являться основанием для принятия Комиссией отказа (отклонения) заявления, а не основанием для отказа в принятии заявления на рассмотрение Комиссии.
Абзацем 10 ст.24.18 Федерального закона Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определено, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со ст.24.19 этого же Федерального закона, но не позднее, чем в течение 5 лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с ч.7 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются.
Таким образом, суд приходит к выводу, что общество праве оспаривать результаты определения кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января 2016 г., ставшей архивной, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности общества, и если не истек пятилетний срок, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-1111 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 01.01.2014 г., подлежащие применению с 01.01.2015.
Оспариваемая в заявлении кадастровая стоимость подлежит применению в период с 01.01.2016 по 31.12.2016, при расчете налога на имущество организаций за 2016 год; кадастровая стоимость является базой для определения размера налога на имущество организаций в соответствии с Законом г.Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций". В соответствии со ст.3 названного закона, налог на здание подлежит уплате по истечении налогового периода и уплачивается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом - то есть, не позднее 30.03.2017.
Поскольку заявление было подано в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве в течение 2016 г. (22.12.2016), то в случае удовлетворения требования в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, или суде, установленная кадастровая стоимость будет применяться в целях законодательства РФ в 2016 г., что, в частности, повлияет на налоговую базу налога на имущество организаций.
Кроме того, заявитель в обоснование заявленных требований указывает, что отказ ответчика в принятии документов не позволяет заявителю обратиться с исковым заявлением в Московский городской суд, поскольку для данной категории дел предусмотрен обязательный досудебный порядок разрешения споров в силу абз.1 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности.
Согласно абз.3 и 4 п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ".. о соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и не рассмотрение ею заявления в установленный законом срок.
Если заявление не принято Комиссией к рассмотрению, то такое обращение не свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что суд первой инстанции рассмотрел дело в его отсутствие, не известив надлежащим образом, отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку противоречит материалам дела.
Согласно материалам дела, определение Арбитражного суда г. Москвы от 23.03.2017 о принятии заявления к производству получено Заинтересованным лицом 30.03.2017 (л.д.105), равно как и определение о назначении от 13.04.2017 (л.д.109, получено - л.д.110-111).
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12, при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле копии первого судебного акта по рассматриваемому делу, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
Аналогичная норма закреплена в п. 6 ст. 121 АПК РФ: "лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда лицами, участвующими в деле, меры по получению информации не могли быть приняты в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств."
Следовательно, заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о дате и времени проведения предварительного судебного заседания в него не явилось, отзыва не предоставило.
Доводы заинтересованного лица об отсутствии информации о проведении судебного заседания 25.04.2017, также являются несостоятельными, так как заинтересованное лицо могло и должно было получить соответствующую информацию с сайта http://kad.arbitr.ru/, где информация была опубликована 14.04.2017.
Довод, что внесена новая регистрационная запись документально не подтвержден и не может быть положен в основу удовлетворения жалобы.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом предмета сформулированных заявителем требований, фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2017 по делу N А40-49366/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
И.Б. Цымбаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-49366/2017
Истец: ОАО "МКПК", ОАО "МОСКОВСКИЙ КАРТОНАЖНО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ"
Ответчик: Управление Росреестра в г. Москве, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ