г. Санкт-Петербург |
|
16 августа 2017 г. |
Дело N А56-3134/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Загараевой Л.П., Лущаева С.В.
при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.
при участии:
от истца (заявителя): Сукачев М.И. по доверенности от 16.11.2016
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14421/2017) ООО "Водоканал Кировского городского поселения" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2017 по делу N А56-3134/2017 (судья Хорошева Н.В.), принятое
по заявлению Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу
к ООО "Водоканал Кировского городского поселения"
о взыскании
установил:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН: 1099847008545, далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском (уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, именуемого далее - АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал Кировского городского поселения" (ОГРН: 1124706001122, далее - ООО "Водоканал Кировского Г.П.", Общество) о взыскании 4 863 799,46 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду за IV квартал 2013 года и I квартал 2014 года.
Решением суда от 19.04.2017 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу решением Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать. Податель жалобы указывает, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в данном случае лежит на арендодателе - Комитете по управлению муниципальным имуществом Кировского муниципального района Ленинградской области, поскольку плата возникла из-за неработающих канализационных очистных сооружений, принадлежащих Кировскому муниципальному району.
В судебном заседании представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в письменном отзыве; ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, представителя не направил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Водоканал Кировского Г.П." исполнило обязанность по исчислению платы за негативное воздействие на окружающую среду: 17.01.2014 направило за подписью руководителя и главного бухгалтера в Департамент расчет платы за 4 кв. 2013 года за негативное воздействие на окружающую среду, 15.04.2014 расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 кв. 2014 года.
На основании сведений, предоставленных Обществом, Департаментом вычислена задолженность по плате за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, как разница между начислениями и произведенной Обществом оплатой на общую сумму 4 863 799,46 руб.
Общество в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 г. и 1 квартал 2014 г. не внесло, в связи с чем Департаментом было направлено в его адрес Требование от 04.08.2014 N 04-28/7684 об уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду, в которых Обществу предложено оплатить задолженность в течение 30 рабочих дней с момента получения требований.
Поскольку данное требование в установленный срок не исполнено, Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением (с учетом его уточнения) к Обществу о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за IV квартал 2013 года и I квартал 2014 года.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд правомерно удовлетворил заявленное Департаментом требование.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами (часть 1). К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (часть 2). Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3).
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (Далее - Порядок N 632).
Согласно пункту 1 данного Порядка он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду - по итогам отчетного периода, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается Обществом факт осуществления негативного воздействия на окружающую среду.
Пунктом 5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О разъяснено, что по смыслу статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", платежи за "различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.
Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа.
Плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем, чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
Таким образом, вопреки доводам апеллянта, именно ООО "Водоканал Кировского Г.П." в соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
ООО "Водоканал Кировского Г.П." исполнило обязанность по исчислению платы за негативное воздействие на окружающую среду: 17.01.2014 направило за подписью руководителя и главного бухгалтера в Департамент расчет платы за 4 кв. 2013 года за негативное воздействие на окружающую среду, 15.04.2014 расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 кв. 2014 года.
Общество 16.10.2014 направило в адрес Департамента корректировочный расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 кв. 2013 и 1 кв. 2014 года в связи с допущением ошибок при обработке данных, полученных в результате выполнения количественного химического анализа. Департамент принял корректировку Общества, в связи с чем, задолженность Общества по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 года и 1 квартал 2014 года составила 4 863 799,46 руб., в связи чем уточнил заявленные требования. Указанный расчет проверен судами первой и апелляционной инстанций и признан правильным.
Таким образом, все необходимые условия для удовлетворения исковых требований доказаны, судом первой инстанции доказательства были исследованы полно и всесторонне в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, апелляционная жалоба по изложенным в ней основаниям удовлетворению не подлежит.
Основания для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе подлежат оставлению на заявителе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2017 по делу N А56-3134/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3134/2017
Истец: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу
Ответчик: ООО "Водоканал Кировского городского поселения"