г. Москва |
|
16 августа 2017 г. |
Дело N А41-25351/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колесниковой Е.А.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - ООО "Медиа Плюс" - Никитин М.Н. (по доверенности от 27.03.2017);
от заинтересованного лица по делу - администрации Ногинского муниципального района Московской области - Баскакова Е.С. (по доверенности от 17.01.2017);
от заинтересованного лица по делу - Главного управления по информационной политике Московской области - Смоляженкова В.Д.(по доверенности от 10.04.2017 г.), Недашковская З.А. (по доверенности от 16.02.2017);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Медиа Плюс" на решение Арбитражного суда Московской области от 13.06.2017 по делу N А41-25351/17, принятое судьей Ю.Г. Гвоздевым, по заявлению ООО "Медиа Плюс" к администрации Ногинского муниципального района Московской области, Главному управлению по информационной политике Московской области о признании незаконными решений и действий (бездействия),
УСТАНОВИЛ:
ООО "Медиа Плюс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Ногинского муниципального района Московской области и к Главному управлению по информационной политике Московской области (далее - Администрация, Главное управление) с требованиями:
- признать незаконным решение Главного управления об отказе во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории Ногинского муниципального района Московской области в части, касающейся рекламной конструкции ООО "Медиа Плюс", расположенной по адресу: Московская область, г. Ногинск, ул. Трудовая, д. 9;
- признать незаконным бездействия (действия) Администрации о невнесении в схему размещения рекламных конструкций на территории Ногинского муниципального района Московской области, рекламной конструкции ООО "Медиа Плюс", расположенной по адресу: Московская область, г. Ногинск, ул. Трудовая, д. 9;
- обязать Главное управление и Администрацию внести изменения в схему размещения рекламных конструкций на территории Ногинского муниципального района Московской области в части, касающейся рекламной конструкции ООО "Медиа Плюс", расположенной по адресу: Московская область, г. Ногинск, ул. Трудовая, д. 9.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Медиа Плюс" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель ООО "Медиа Плюс", который в своем выступлении поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители администрации Ногинского муниципального района Московской области, Главного управления по информационной политике Московской области возражали против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Медиа Плюс" на основании разрешения N 61 от 08.09.2011 г. размещена рекламная конструкция: отдельно стоящий рекламный щит с одной динамической стороной, на земельном участке к/н 50:16:0302009:0248, по адресу: Московская область, г. Ногинск, ул. Трудовая, д. 9.
Срок действия разрешения истек 09.08.2016.
ООО "Медиа Плюс" 14.03.2016 г. в связи с предстоящим окончанием срока действия разрешения обратилось в Администрацию с просьбой о включении места по адресу: Московская область, г. Ногинск, ул. Трудовая, д. 9 в схему размещения рекламных конструкций на территории Ногинского муниципального района Московской области (далее - Схема).
Письмом от 20.10.2016 N 2929/33 Администрация сообщила Обществу о решении Главного управления об отказе во внесении изменений в Схему.
Дополнительно письмом от 30.12.2016 N 35ИСх-5540 Главное управление сообщило Обществу о причинах такого решения.
Не согласившись с действиями заинтересованных лиц, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.
В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе, органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Процедура согласования органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов Московской области схем размещения рекламных конструкций на земельных участках, расположенных на территории Московской области, утверждена постановлением Правительства Московской области от 28 июня 2013 года N 462/25 "О внесении изменения в Положение о Главном управлении по информационной политике Московской области и утверждении Порядка согласования схем размещения рекламных конструкций". Указанным постановлением утвержден Порядок согласования схем размещения рекламных конструкций, согласно которому уполномоченным по согласованию органом является Главное управление по информационной политике Московской области.
Суд первой инстанции правомерно указал, что схема является нормативным правовым актом, издаваемым для целей предоставления возможности размещения в соответствующем месте рекламной конструкции. Схема не содержит указаний на лицо, которому предоставлено право эксплуатировать рекламную конструкцию. Для размещения рекламной конструкции в соответствии со схемой заинтересованному лицу необходимо получить разрешение, которое является индивидуальным ненормативным правовым актом. Аналогичная правовая позиция изложена в Апелляционном определении Московского областного суда от 09.11.2016 по делу N 33а-30939/2016, решении Санкт-Петербургского городского суда от 11.06.2015 по делу N 3-59/15, определениях Арбитражного суда Московской области от 29.06.2016 по делу N А41-28811/16, 06.02.2017 года по делу А41-18429/17.
В отличие от процедуры выдачи разрешения на установку рекламной конструкции, предусмотренной частями 9 - 15 статьи 19 Закона о рекламе, инициируемой собственником рекламной конструкции или иным заинтересованным лицом, процедура разработки, утверждения и изменения схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования, установленная частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе, относится к исключительным полномочиям органов местного самоуправления, которая не предусматривает возможность участия в ней собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 07 мая 2013 года N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до дня утверждения схем размещения рекламных конструкций органами местного самоуправления (органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) применяется действовавший до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядок размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что общество является владельцем рекламной конструкции по адресу Московская область, г. Ногинск, ул. Трудовая, д. 9, которая была размещена на основании разрешения, выданного до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 07.05.2013 N 98-ФЗ. В настоящий момент указанное разрешение прекратило действие.
На территории Ногинского муниципального района Московской области действует схема размещения рекламных конструкций, в которой отсутствует указанное рекламное место.
У Администрации, равно как и у Главного управления отсутствует закрепленная законом обязанность по внесению изменений в схему рекламных конструкций, в том числе по разрешениям, выданным до вступления изменений в Законе о рекламе.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что определение возможности и целесообразности внесения конкретных мест размещения рекламных конструкций в схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования относится к дискреционным полномочиям органов местного самоуправления.
Аналогичная правовая позиция по делу со схожими обстоятельствами изложена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 03.04.2017 по делу N А41-57836/2016.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Администрация и Главное управления, действуя в пределах полномочий, не нарушили права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку судебная практика, на которую ссылается заявитель жалобы относится к земельным участкам, находящимся в собственности рекламораспространителя. В данном случае земельный участок, на котором расположена конструкция, не находится в собственности рекламораспространителя.
Из Определения Верховного суда Российской Федерации от 24.10.2014 N 301- ЭС14 - 2491, следует, что "отменяя судебные акты первой и апелляционной инстанций в части обязания администрации выдать предпринимателю разрешения на установку рекламных конструкций, суд кассационной инстанции исходил из того, что в связи с внесением Федеральным законом от 07.05.2013 N 98-ФЗ изменений в Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", установка рекламных конструкций на день рассмотрения спора по существу возможна только в местах, указанных в Схеме размещения рекламных конструкций. В соответствующей требованиям нового правового регулирования схеме отсутствуют заявленные предпринимателем места размещения рекламных конструкций".
Между тем, действующим законодательством РФ не регламентирован порядок разработки Схем размещения рекламных конструкций, в том числе, не указано какими критериями должен руководствоваться орган местного самоуправления при включении в нее мест размещения рекламных конструкций.
Императивной нормы, возлагающей на орган местного самоуправления обязанности внести определенные рекламные конструкции в Схему размещения рекламных конструкций по заявлению физических или юридических лиц, не имеется.
Учитывая изложенное выше, арбитражный апелляционный суд считает, что в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано обоснованно.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.06.2017 по делу N А41-25351/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25351/2017
Истец: ООО "МЕДИА ПЛЮС"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ НОГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ