г. Санкт-Петербург |
|
15 августа 2017 г. |
Дело N А56-5165/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Мельниковой Н.А., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: Тутаевым В.В.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Антипьева Я.Н. по доверенности от 06.03.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11487/2017) Союза организаций строительной отрасли "Строительный Ресурс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2017 по делу N А56-5165/2017 (судья Салтыкова С.С.), принятое
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Инжиниринг Групп"
к Союзу организаций строительной отрасли "Строительный Ресурс"
об обязании,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Инжиниринг Групп" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, в котором просит обязать Союз организаций строительной отрасли "Строительный ресурс" (далее - Союз) прекратить членство общества с ограниченной ответственностью "Инжиниринг Групп" в Союзе организаций строительной отрасли "Строительный ресурс" на основании уведомления о добровольном прекращении членства в связи с переходом в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации юридического лица.
Решением суда от 21.03.2017 г. заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Союз организаций строительной отрасли "Строительный Ресурс" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм процессуального и материального права. Ответчик указывает, что некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций. Особенности саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства устанавливаются законодательством о градостроительной деятельности. Союз организаций строительной отрасли "Строительный ресурс", ранее - Некоммерческое партнерство организаций строительной отрасли "Строительный ресурс", внесен в реестр саморегулируемых организаций 22.04.2011 за N СРО-С-236-22042011. Закон N 191-ФЗ в редакции Закона N 372-ФЗ содержит иные основания для прекращения членства в саморегулируемой организации. Решением внеочередного Общего собрания членов Союза (протокол от 28.10.2016 N 18), принято Положение "О прекращении членства в Союзе организаций строительной отрасли "Строительный ресурс" (в рамках реализации Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Информация о времени и месте проведении внеочередного Общего собрания членов Союза была размещена 23.09.2016 в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Союза http://strovresurs.info/, с которой Истец мог самостоятельно ознакомиться при должной осмотрительности. Судом не учтено то обстоятельство, что Положение не устанавливает дополнительные обязательные требования к членам саморегулируемой организации, их деятельности помимо требований, установленных положениями Союза, принятых во исполнение cт. 55.5 Градостроительного кодекса РФ. Вышеуказанное решение внеочередного Общего собрания членов Союза в судебном порядке обжаловано не было. Документы, подтверждающие соблюдение Истцом процедуры прекращения членства, установленную Положением в Союз не представлены. Истец не мог быть исключен из состава членов Союза на основании уведомления о добровольном прекращении членства в целях последующего перехода в саморегулируемую организацию, зарегистрированную в установленном законом порядке на территории субъекта РФ, на территории которого зарегистрирован Истец, поскольку это бы противоречило принятому Положению, утвержденному внеочередным Общим собранием членов Союза. Вместе с тем, предоставление с уведомлением полного комплекта документов в соответствии с Положением не вызывает для добросовестного строителя затруднений. Заслуживает внимание тот факт, что Истец не лишен права в любой момент добровольно выйти из саморегулируемой организации при соблюдении правил процедуры прекращения членства в Союзе, утвержденных в Союзе и добровольно принятых на себя обязательств по их соблюдению при вступлении в члены Союза (Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного суда РФ от 27.09.2016 N 305-ЭС16-11630).
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 19.12.2014 принято в члены Союза.
Общество направило в адрес Союза уведомление от 29.11.2016 о добровольном прекращении членства в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, СРО Союз организаций строительной отрасли "Строительный ресурс", в связи с переходом в другую саморегулируемую организацию. Уведомление получено Союзом 01.12.2016.
Письмом от 27.12.2016 N 5206/СР Союз разъяснил Обществу, что в соответствии с требованиями Положения о прекращении членства в Союзе, принятого на внеочередном общем собрании членов Союза (протокол от 28.10.2016 N 18), Уведомление считается направленным надлежащим образом в том случае, если оно отправлено с адреса, по которому зарегистрирован член Союза, подписано руководителем юридического лица собственноручно и заверено печатью организации. При этом к Уведомлению должны быть приложены следующие документы:
- оригинал документа, подтверждающий полномочия лица, его подписавшего (на дату подачи Уведомления);
- заверенные надлежащим образом документы, подтверждающие достоверность представленных ранее членом Союза документов для подтверждения соответствия требованиям к выдаче свидетельства о допуске к работам, и находящихся в деле такого члена Союза (на дату подачи Уведомления);
- оригинал или нотариально удостоверенная копия решения учредителей (участников) юридического лица - члена Союза о намерении прекратить членство в Союзе с целью перехода в другую саморегулируемую организацию по месту своей регистрации;
- заверенные надлежащим образом копии платежных документов члена Союза, подтверждающие оплату взноса в компенсационный фонд Союза членских, вступительных и прочих взносов за весь период членства (на дату подачи Уведомления);
- заверенный надлежащим образом акт сверки взаиморасчетов между членом Союза и Союзом (на дату подачи Уведомления).
Ссылаясь на данное Положение, Союз указал Обществу, что его Уведомление о выходе не может быть рассмотрено Советом Союза.
Поскольку в настоящее время Общество продолжает значиться членом Союза, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, апелляционный суд признал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 5 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ) в редакции Федерального закона N 372-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами саморегулируемой организации, в срок не позднее 1 декабря 2016 года обязаны письменно уведомить такую организацию (далее - Уведомление):
1) о намерении добровольно прекратить членство в такой саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию;
2) о сохранении членства в такой некоммерческой организации с приложением документов, предусмотренных частью 2 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с частью 6 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ членство лиц, указанных в пункте 1, прекращается с даты, указанной в таком Уведомлении, но не позднее 1 июля 2017 года.
В пункте 2 статьи 3.3 Федерального закона указано, что под саморегулируемой организацией в настоящей статье понимается саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее в настоящей статье - саморегулируемая организация).
В пункте 3 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ указано, что с 1 октября 2017 года орган надзора за саморегулируемыми организациями принимает решение об исключении некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, из государственного реестра саморегулируемых организаций в следующих случаях:
1) некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации, не представила в орган надзора за саморегулируемыми организациями документы, подтверждающие соответствие такой некоммерческой организации требованиям, установленным частями 1 - 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, не зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением иностранных юридических лиц, а также случая, если на территории субъекта Российской Федерации отсутствует зарегистрированная в установленном законом порядке саморегулируемая организация, соответствующая требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, не выразившие в установленный частью 5 настоящей статьи срок намерение добровольно прекратить или сохранить членство в некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, исключаются из членов такой некоммерческой организации по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации с 1 июля 2017 года.
Таким образом, в случае если членом саморегулируемой организации не будет подано уведомление о намерении добровольно прекратить членство, срок подачи которого установлен до 01.12.2016, саморегулируемая организация в силу вышеуказанных положений будет исключать с 01.07.2017 своих членов, не зарегистрированных в том же субъекте, что и саморегулируемая организация.
При этом, для лиц, направивших уведомление о добровольном прекращении членства в целях последующего перехода в саморегулируемую организацию по месту регистрации, частью 13 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ в редакции Федерального закона N 372-ФЗ предусмотрено право подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено, на перечисление своего взноса в компенсационный фонд в ту саморегулируемую организацию, в которую они переходят.
В таком случае взнос в компенсационный фонд должен быть перечислен в течение семи рабочих дней со дня поступления указанного заявления и документов, подтверждающих факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены саморегулируемой организации по месту регистрации.
В соответствии с указанными нормами закона Общество направило в адрес Союза уведомление о добровольном прекращении членства в Союзе.
Обосновывая возможность отказа в принятии такого уведомления, Союз сослался на принятое 28.10.2016 Положение о прекращении члентсва в Союзе, в пункте 4.3 которого предусмотрено приложение к Уведомлению следующих документов, которые не были представлены Обществом:
- оригинал документа, подтверждающий полномочия лица, его подписавшего (на дату подачи Уведомления);
- заверенные надлежащим образом документы, подтверждающие достоверность представленных ранее членом Союза документов для подтверждения соответствия требованиям к выдаче свидетельства о допуске к работам, и находящихся в деле такого члена Союза (на дату подачи Уведомления);
- оригинал или нотариально удостоверенная копия решения учредителей (участников) юридического лица - члена Союза о намерении прекратить членство в Союзе с целью перехода в другую саморегулируемую организацию по месту своей регистрации;
- заверенные надлежащим образом копии платежных документов члена Союза, подтверждающие оплату взноса в компенсационный фонд Союза членских, вступительных и прочих взносов за весь период членства (на дату подачи Уведомления);
- заверенный надлежащим образом акт сверки взаиморасчетов между членом Союза и Союзом (на дату подачи Уведомления).
В рассматриваемом случае уведомление было подписано генеральным директором Общества, являвшимся членом Союзом. Предоставление вместе с уведомлением вышеуказанных документов не предусмотрено нормами Федерального закона N 191-ФЗ.
При этом, в силу положений статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация, имеющая право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - саморегулируемая организация), обязана разработать и утвердить:
1) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - свидетельство о допуске), - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;
3) документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
Саморегулируемая организация вправе разработать и утвердить:
1) стандарты саморегулируемых организаций - документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ;
2) правила саморегулирования - документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Саморегулируемая организация не вправе разрабатывать и утверждать документы, устанавливающие обязательные требования к членам саморегулируемой организации, их деятельности, за исключением разработки и утверждения указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи документов.
Документы саморегулируемой организации не должны:
1) противоречить требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям технических регламентов;
2) противоречить целям, указанным в части 1 статьи 55.1 настоящего Кодекса;
3) устанавливать преимущества для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся учредителями такой организации;
4) привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам.
Ни положениями статьи 55.5 ГК РФ, ни какими-то иными нормами данного кодекса на саморегулируемые организации не возложена обязанность по разработке указанного в Федеральном законе N 191-ФЗ порядка уведомления саморегулируемой организации о намерении добровольно прекратить членство.
Данный порядок носит исключительно уведомительный характер, не предполагающий каких-либо дополнительных проверок.
Требование представления документов, определяющих полномочия органа, который вправе принимать решение и подписывать уведомление о выходе из Союза в соответствии с законодательством РФ, является необоснованным. Уведомление о выходе Ассоциации подписывается органом, имеющим право действовать от имени юридического лица, без доверенности; каких-либо иных специальных положений, устанавливающих особый порядок подписания уведомления о намерении добровольно прекратить членство в саморегулируемой организации, в законодательстве, в том числе в Федеральном законе N 191-ФЗ, не содержится. Саморегулируемая организация, членом которой является лицо, подающее ей соответствующее уведомление, располагает всей информацией об исполнительных органах своих членов. При необходимости и наличии сомнений в актуальности имеющейся у саморегулируемой организации сведений ею могут быть соответствующие сведения проверены по выписке из ЕГРЮЛ, которая свободна к получению любым заинтересованным лицом через сайт ФНС России. Также при необходимости данные сведения могут быть запрошены у организации, представившей уведомление.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Сведений о наличии у ответчика аргументированных возражений в деле не имеется.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2017 по делу N А56-5165/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-5165/2017
Истец: ООО ИНЖИНИРИНГ ГРУПП
Ответчик: Союз организаций строительной отрасли "Строительный ресурс"
Третье лицо: АССОЦИАЦИЯ "ОБЩЕРОССИЙСКАЯ НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ОТРАСЛЕВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ "НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ЧЛЕНСТВЕ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СТРОИТЕЛЬСТВО"
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11487/17