г. Владивосток |
|
16 августа 2017 г. |
Дело N А51-10435/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Седовой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Аникеева Алексея Сергеевича,
апелляционное производство N 05АП-5292/2017
на решение от 09.06.2017
судьи А.А. Фокиной
по делу N А51-10435/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Владивостокской таможни (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484)
к индивидуальному предпринимателю Аникееву Алексею Сергеевичу (ИНН 253605156567, ОГРН 316253600080050)
о взыскании суммы утилизационного сбора в размере 270000 руб. по КБК 15311208000015000120
при участии:
от ИП Аникеева А.С.: Сизоненко С.А., доверенность от 10.01.2017, сроком до 31.12.2018, паспорт;
от Владивостокской таможни: Королев А.А., доверенность от 25.05.2017, сроком до 24.05.2018, удостоверение; Лобыч Т.Ю., доверенность от 08.12.2016, сроком до 06.12.2017, удостоверение.
УСТАНОВИЛ:
Владивостокская таможня (далее - заявитель, таможенный орган, таможня) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к индивидуальному предпринимателю Аникееву Алексею Сергеевичу (далее - ИП Аникеев А.С., предприниматель, декларант) о взыскании суммы утилизационного сбора в размере 270000 руб. в доход бюджета по КБК 15311208000015000120.
Решением суда от 09.06.2017 заявленные требования удовлетворены. Также суд взыскал с индивидуального предпринимателя государственную пошлину в сумме 8400 руб.
ИП Аникеев А.С., не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы оспаривает вывод суда о том, что он является плательщиком утилизационного сбора, как противоречащий положениям Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Ссылаясь на пункт 1 ст.24.1 указанного Федерального закона, заявитель жалобы указывает на то, что спорное транспортное средство ввезено им не в целях эксплуатации, что подтверждается отсутствием паспорта самоходной машины. Таможенный орган в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не представил доказательств обратного. В этой связи заявитель считает, что требования таможни удовлетворению не подлежат.
Представитель предпринимателя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Владивостокской таможни на доводы жалобы возразил, считает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения в связи со следующим.
Согласно материалам дела, ИП Аникеевым А.С. на основании внешнеторгового контракта от 18.09.2016 N РС-АS-002 на таможенную территорию Таможенного союза на условиях поставки CFR Владивосток ввезено транспортное средство, которое было помещено под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" по ДТ N10702030/291116/0078817.
В графе 31 указанной декларации задекларирован товар N 1-ТРАКТОР Б/У, ДЛЯ СЕЛЬХОЗ. РАБОТ, НА КОЛЕСНОМ ХОДУ, МАРКА: "ISEKI TX1000F", Г/В: 1996, РАМА: TX1000F-000631, МОД. ДВИГ.:КЕ55, НОМ. ДВИГ.: 3329, ДИЗЕЛЬ. ОБ. ДВ.:544 СМЗ, МОЩН. ДВ.: 11 Л.С., ЦВЕТ: СИНИЙ, ИЗГОТОВИТЕЛЬ: ISEKI, ЯПОНИЯ, ТОВАРНЫЙ ЗНАК: ISEKI; 544 СМЗ; 8.25 КВТ.
В целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, предъявленных при таможенном декларировании товаров, и определения правильности исчисления и своевременности уплаты утилизационного сбора, 03.03.2017 в отношении индивидуального предпринимателя была проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров.
В ходе контрольных мероприятий, результаты которой оформлены актом от 03.03.2017 N 10702000/205/030317/А0039, установлено, что ТПО на уплату утилизационного сбора декларантом отсутствует. Кроме того, при проверке электронной копии карточки транспортного средства в ДТ N10702030/291116/0078817 установлено, что в графе "Утилизационный сбор. Статус" отсутствует информация о взыскании утилизационного сбора; также отсутствует и информация о выдаче паспорта самоходной машины.
Письмом от 09.03.2017 N 25-33/13806 ИП Аникееву А.С. направлен акт проверки.
Кроме того, уведомлением от 06.03.2017, направленным в адрес предпринимателя письмом от 13.03.2017 N 25-33/13809, предпринимателю предложено уплатить утилизационный сбор за транспортное средство ТРАКТОР Б/У ДЛЯ СЕЛЬХОЗ. РАБОТ НА КОЛЕСНОМ ХОДУ МАРКА: "ISEKI TX1000F" Г/В: 1996 РАМА: TX1000F-000631 в размере 270000 рублей.
В связи с неоплатой ИП Аникеевым А.С. в добровольном порядке утилизационного сбора, таможенный орган обратился в суд с заявлением.
В пункте 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N89-ФЗ) сказано, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 указанной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
Пунктом 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора, в числе которых названы лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора и Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Согласно пункту 2 названного постановления оно вступает в законную силу со дня его официального опубликования (опубликовано 10.02.2016).
Таким образом, из приведенных норм следует, что утилизационный сбор в отношении самоходных машин, указанных в утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 перечне, подлежит взиманию с 10.02.2016.
В пункте 5 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ сказано, что при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Согласно Перечню видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень), в разделе XIV которого предусмотрены тракторы сельскохозяйственные колесные (классифицируемые по коду 8701 90).
Из материалов дела следует, что при ввозе на таможенную территорию РФ предприниматель задекларирован товар N 1-ТРАКТОР Б/У, для СЕЛЬХОЗ. РАБОТ, НА КОЛЕСНОМ ХОДУ, МАРКА: "ISEKI TX1000F", Г/В: 1996, РАМА: TX1000F-000631, МОД. ДВИГ.:КЕ55, НОМ. ДВИГ.: 3329, ДИЗЕЛЬ. ОБ. ДВ.:544 СМЗ, МОЩН. ДВ.: 11 Л.С., ЦВЕТ: СИНИЙ, ИЗГОТОВИТЕЛЬ: ISEKI, ЯПОНИЯ, ТОВАРНЫЙ ЗНАК: ISEKI; 544 СМЗ; 8.25 КВТ, указав при этом код ТН ВЭТ ТС 8701905000.
Таким образом, в отношении данного товара подлежит уплате утилизационный сбор в соответствии с вышеуказанным Перечнем, исходя из базовой ставки 150 000 руб. и коэффициента расчета размера утилизационного сбора для самоходных машин, с мощностью силовой установки не более 30 л.с, равного значению 1,8, то есть общая сумма утилизационного сбора составляет 270 000 руб. (150 000 х 1,8).
Согласно положениям пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации N 81, в случае если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления.
В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Из материалов дела следует и установлено судом, что таможенный орган письмом от 09.03.2017 N 25-33/13809 информировал предпринимателя о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении ввезенного транспортного средства (л.д.17-18).
Учитывая, что доказательств оплаты стоимости утилизационного сбора в размере 270 000 руб. предприниматель в материалы дела не представил, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование Владивостокской таможни является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Доводы предпринимателя, изложенные в апелляционной жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
Так, пунктом 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора, к которым отнесены и лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию, следовательно, обязанность уплаты утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства в Российскую Федерацию. При этом данная обязанность не зависит от наличия либо отсутствия факта дальнейшей эксплуатации ввезенного транспортного средства, на что указывает в жалобе предприниматель.
Как установлено судом из материалов дела, спорное транспортное средство ввезено на таможенную территорию ЕАЭС и помещено под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" по ДТ N 10702030/291116/0078817. В декларации указана отметка "выпуск разрешен".
Проанализировав вышеприведенные нормативные акты, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что под "ввозимым транспортным средством в Российскую Федерацию" (статье 24.1 Закона N 89-ФЗ) следует понимать не транспортное средство, которое фактически пересекло Государственную границу Российской Федерации, а выпущенное в обращение (с целью эксплуатации) на территории Российской Федерации согласно заявленному таможенному режиму (исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений, в данном случае, в свободное обращение). Таким образом, обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у декларанта в момент выпуска самоходной машины таможней в свободное обращение. Следовательно, и утилизационный сбор подлежал расчету на момент указанного выпуска (29.11.2016). Иное противоречило бы требованиям Закона N 89-ФЗ и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности и уменьшения экологического ущерба от эксплуатации транспортного средства.
В этой же связи не имеет правового значения для целей взимания утилизационного сбора довод заявителя жалобы относительного того, что паспорт на спорное транспортное средство не выдавался, что свидетельствует о том, что оно ввезено не в целях эксплуатации.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции по настоящему делу является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены судом правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 09.06.2017 по делу N А51-10435/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-10435/2017
Истец: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ИП АНИКЕЕВ АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ