г. Пермь |
|
17 августа 2017 г. |
Дело N А60-2510/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балдина Р.А.,
судей Гребенкиной Н.А., Кощеевой М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петровой Н.Ю.,
в отсутствие представителей сторон,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, муниципального казенного учреждения Белоярского городского округа "Отдел капитального строительства, газификации и жилищно-коммунального хозяйства",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 24 мая 2017 года по делу N А60-2510/2017,
принятое судьей Мезриной Е.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "СвердлоблЖилСтрой" (ОГРН 1100917000348, ИНН 0917015833)
к муниципальному казенному учреждению Белоярского городского округа "Отдел капитального строительства, газификации и жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1036602183650, ИНН 6639011470), муниципальному образованию Белоярский городской округ в лице администрации Белоярского городского округа
о взыскании задолженности по муниципальному контракту на выполнение подрядных работ,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Свердлоблжилстрой" (далее - ООО "СвердлоблЖилСтрой", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к муниципальному казенному учреждению Белоярского городского округа "Отдел капитального строительства, газификации и жилищно-коммунального хозяйства" (далее - МКУ БГО "Отдел КС, газификации и ЖКХ", ответчик), муниципальному образованию Белоярский городской округ в лице администрации Белоярского городского округа о взыскании задолженности по муниципальному контракту N 03623001317140001640234058-02 от 15.12.2014 г. в размере 1 886 684,17 руб.
До рассмотрения дела по существу истец заявил ходатайство об уменьшении исковых требований к Муниципальному образованию Белоярский городской округ в лице Администрации Белоярского городского округа до нуля руб. Указанное ходатайство судом удовлетворено на основании ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.05.2017 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме с МКУ БГО "Отдел КС, газификации и ЖКХ" пользу ООО "СвердлоблЖилСтрой" взыскана задолженность в размере 1 886 684,17 руб., на ответчика отнесены судебные расходы по госпошлине.
Ответчик с решением суда первой инстанции не согласился, направил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что работы по муниципальному контракту в полном объеме ООО "СвердлоблЖилСтрой" не выполнены, в частности не выполнены работы по благоустройству придомовой территории и облицовки цоколя зданий, выполнение которых предусмотрено п. 3.8 и п. 3.13 Технического задания (Приложение N 1 муниципального контракта).
Отмечает, что разрешения на ввод в эксплуатацию были получены на ввод домов без учета благоустройства, поскольку была необходимость в переселении жителей из ветхого жилья. Разрешение на ввод домов в эксплуатацию не является актом приемки объекта заказчиком, в соответствии с разделом 7 муниципального контракта. Разрешения на ввод домов в эксплуатацию подписаны Главой Администрации Белоярского городского округа, между тем муниципальный контракт подрядчиком заключен не с Администрацией Белоярского городского округа, а с МКУ БГО "Отдел КС, газификации и ЖКХ", которое не является структурным подразделением Администрации Белоярского городского округа и начальником МКУ БГО "Отдел КС, газификации и ЖКХ" вышеуказанные разрешения не подписывались.
В уведомлении о расторжении муниципального контракта в одностороннем порядке ООО "СвердлоблЖилСтрой" подтверждает факт невыполнения работ по благоустройству территории двора жилого дома по адресу: р.п. Белоярский, ул. Центральная, 29 и устройству малых архитектурных форм, в этом же уведомлении ООО "СвердлоблЖилСтрой" заявляет, что отказывается от дальнейшего исполнения муниципального контракта. Вышеуказанное уведомление о расторжении муниципального контракта было признано недействительным решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.01.2017 дело N А60-51237/2016, в связи с чем ответчик полагает, что муниципальный контракт не расторгнут, работы в полном объеме подрядчиком не выполнены, основания для оплаты всей суммы контракта отсутствуют.
Также судом не приняты во внимание, представленные МКУ БГО "Отдел КС, газификации и ЖКХ" доказательства, подтверждающие факт не выполнения работ в полном объеме ООО "СвердлоблЖилСтрой", а именно: копия Отчёта о результатах выездного мониторинга Государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в котором отражены результаты визуального осмотра спорных жилых домов
В обоснование доводов жалобы ответчик представил дополнительные доказательства - копии актов визуального осмотра домов от 05.05.2017 г., копии фотографий домов от 20.04.2017 г.
Протокольным определением от 16.08.2017 в приобщении указанных документов отказано на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ в отсутствие доказательств уважительности причин непредставления в материалы дела документов в суде первой инстанции.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между ООО "СвердлоблЖилСтрой" (подрядчик) и МКУ БГО "Отдел КС, газификации и ЖКХ" (заказчик) на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 04.12.2014 г. N 0362300131714000164 заключен муниципальный контракт N 0362300131714000164-0234058-02 на выполнение работ для муниципальных нужд Белоярского городского округа от 15.12.2014 г., по условиям которого подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по строительству двух малоэтажных жилых домов "под ключ" на территории р. п. Белоярский (Свердловская обл. р. п. Белоярский, ул. Центральная, 29, ул. Школьная, 9) в рамках реализации муниципальной целевой программы "Переселение граждан Белоярского городского округа из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2013-2017 годах", в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1), и сдать объект в эксплуатацию, а муниципальный заказчик обязался принять выполненные подрядчиком работы и оплатить их в соответствии с условиями муниципального контракта.
Согласно п. 2.1 контракта стоимость работ, предусмотренных Муниципальным контрактом, определена по результатам аукциона в электронной форме составляет 43700000 рублей 00 копеек и подтверждена протоколом подведения итогов электронного аукциона от 04.12.2014 г. N 0362300131714000164, в том числе: средства фонда 25 346 000 рублей 00 копеек, средства областного бюджета 10 488 000 рублей 00 копеек, средства местного бюджета 7 866 000 рублей 00 копеек. Стоимость работ в целом по объекту определена на весь срок исполнения Муниципального контракта в ценах периода исполнения Муниципального контракта и является неизменной до окончания действия Муниципального контракта, кроме обстоятельств, указанных в пункте 2.2.
В п. 3.1 контрагентами согласованы сроки выполнения работ: начало - с даты заключения контракта, окончание - не позднее 01.10.2015 г., ввод объекта в эксплуатацию - до 15.10.2015 г.
В разделе 4 контракта предусмотрен следующий порядок оплаты работ:
- оплата производится на основании выполненных работ в пределах объемов утвержденного графика выполнения работ и только, при подтверждении подрядчиком факта выполненных работ (акт на выполненные работы, счет фактура, акт на выполненные работы на СМР формы КС-2) с предоставлением справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС - 3) в течение 10 (десяти) банковских дней после подписания заказчиком указанных документов, в соответствии и в пределах лимитов бюджетных средств, но не более 80% (восьмидесяти процентов) от стоимости контракта;
- окончательный платеж по контракту в размере 20% (двадцати процентов) от цены контракта производится в течении 30 (тридцати) банковских дней после выполнения Подрядчиком всего объема работ, предусмотренного Муниципальным контрактом, и предоставления исполнительной документации (акты на скрытые работы, акты освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения, исполнительные и монтажные схемы по окончании работ), инструкции по эксплуатации многоквартирного дома, энергетического паспорта объекта, технического и кадастрового паспорта на жилые помещения и наружные инженерные сети, подписания акта ввода в эксплуатацию, подписания сводного акта приемки выполненных работ (КС-2), сводной справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), предоставления счета-фактуры, приемки Муниципальным заказчиком законченного строительством объекта и предоставления акта приемки законченного строительством объекта (типовая межотраслевая форма КС-11, КС-14) - на выполнение работ по строительству малоэтажного жилого дома "под ключ" на территории р. п. Белоярскнй (Свердловская обл. р. п. Белоярскнй, ул. Центральная, 29, ул. Школьпая, 9) в рамках реализации муниципальной целевой программы "Переселение граждан Белоярского городского округа из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2013-2017 годах".
В рамках исполнения обязательства по муниципальному контракту подрядчик выполнил работы на сумму 43 700 000 руб.
Сдача-приемка законченного строительством объекта, подтверждается подписанием Акта приемки законченного строительством объекта (форма КС- 11, КС-14) с приложениями согласно Приложения N 3 к муниципальному контракту.
В соответствии с п. 4.3 контракта законченный строительством объект, не представленный подрядчиком к комплексной оценке качества работ, а также объект, имеющий отрицательное заключение по результатам комплексного контроля качества, окончательной приемке и оплате не подлежит.
Представленными в материалы дела актами о приемке выполненных работ формы КС-2, счет-фактурами и справками о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, подписанными сторонами без возражений подтверждается факт выполнения истцом работ по поименованному контракту на общую сумму 43 700 000 руб.
01.06.2016 г. многоквартирный трехэтажный жилой дом по ул. Центральная, 29, в р. п. Белоярский Свердловской области введен в эксплуатацию, о чем свидетельствует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 66-ru66342000-24-2016 от 01.06.2016 г.
01.06.2016 г. многоквартирный трехэтажный жилой дом по ул. Школьная, 9 в р. п. Белоярский Свердловской области введен в эксплуатацию, о чем свидетельствует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 66-ru66342000- 22-2016 от 01.06.2016 г.
Заказчик, оплату выполненных истцом работ осуществил частично в размере 41 813 315 руб. 86 коп.
Истцом указано, что за ответчиком числится задолженность по оплате выполненных работ в размере 1 886 684,17 руб.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия N 30107 от 28.07.2016 с требованием об оплате задолженности осталась без удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310, 709, 711, 753, 763, 768 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п. 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" и исходил из того, что материалами дела подтвержден факт выполнения работ истцом для ответчика, предусмотренных муниципального контракта, на общую сумму 43 700 000 руб., ответчиком работы оплачены не в полном объеме, задолженность ответчика составляет 1 886 684,17 руб.
Выводы суда, содержащиеся в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Отношения сторон регулируются положениями гл.37 ГК РФ, Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров".
В соответствии со статьей 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
По смыслу ст. 768 ГК РФ к отношениям по государственным (муниципальным) контрактам на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации, в части, не урегулированной им - закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Приемка ответчиком выполненных работ влечет возникновение обязанности по их оплате (ст. 711 ГК РФ, пункт 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
Согласно п. 1 ст. 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.
В силу п. 1 ст. 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Согласно положениям статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Принятие работ свидетельствует о потребительской ценности произведенных работ для заказчика и желании ими воспользоваться. Таким образом, при приемке работ без разногласий ответчик обязан произвести ее оплату.
Поскольку задолженность по оплате выполненных истцом работ на основании муниципального контракта N 0362300131714000164-0234058-02 на выполнение работ для муниципальных нужд Белоярского городского округа от 15.12.2014 г. в сумме 1 886 684, 17 руб. ответчиком не погашена, размер задолженности по неоплаченным работам подтвержден материалами дела, требование истца о взыскании с ответчика задолженности в размере 1 886 684,17 руб. правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе о том, что истцом часть работ по муниципальному контракту не выполнена, аналогичны по существу его возражениям в суде первой инстанции, судом апелляционной инстанции отклоняются, как документально не подтверждённые и противоречащие материалам дела. Как уже было отмечено, факт выполнения работ и их стоимость подтверждены подписанными без каких-либо замечаний актами о приемке выполненных работ формы КС-2, справками о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, дома фактически введены в эксплуатацию, что ответчиком не отрицается. Ответчиком не доказано, что из общего объема работ акты на сумму 1 886 684, 17 руб. им не подписаны, соответствующий расчет не приведен, ходатайство о назначении судебной экспертизы с целью установления объема выполненных работ и их стоимости не заявлено, выводы суда первой инстанции не опровергнуты, доводы жалобы носят общий, не конкретный характер.
При этом как правомерно отметил суд первой инстанции в силу положений ст. 723 ГК РФ в связи с выявлением недостатков ответчик не лишен права обратиться к подрядчику с иными самостоятельными исковыми требованиями при доказанности соответствующих юридически значимых обстоятельств. Между тем ответчик, ссылаясь на указанные обстоятельства соответствующие требования в соответствии со ст. 723 ГК РФ не предъявил.
Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ могут повлечь отмену или изменение судебного акта, апелляционный суд не усматривает.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 мая 2017 года по делу N А60-2510/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Р.А. Балдин |
Судьи |
Н.А. Гребенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-2510/2017
Истец: ООО "СВЕРДЛОБЛЖИЛСТРОЙ"
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ОТДЕЛ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ГАЗИФИКАЦИИ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА", Муниципальное образование Белоярский городской округ в лице Администрации Белоярского городского округа