г. Москва |
|
16 августа 2017 г. |
Дело N А40-32049/17 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи: Тетюка В.И.,
рассмотрев в судебном заседании делу N А40-32049/1732049/17
по исковому заявлению ОАО "РЖД"
к АО "СГ-Транс"
о взыскании основного долга 47 299 руб. 77 коп., пени в размере 3 145 руб. 43 коп., договор на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов N ТОР-ЦДИЦВ/50 от 05.02.2015
Без вызова сторон.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в суд с требованием о взыскании с АО "СГ-Транс" основного долга 47 299 руб. 77 коп., пени в размере 3 145 руб. 43 коп., договор на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов N ТОР-ЦДИЦВ/50 от 05.02.2015.
При решении вопроса о принятии искового заявления к производству судом установлены основания, предусмотренные статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Определением Арбитражного суда г. Москвы исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 апреля 2017 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
На данное решение АО "СГ-Транс" подана апелляционная жалоба.
Определением от 04 июля 2017 года Девятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А40-32049/17 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Апелляционный суд пришел к выводу, что заявленный истцом частичный отказ от требований в части взыскания задолженности в размере 47 299,77 руб., а также уточнение исковых требований в части взыскания неустойки судом первой инстанции не рассмотрены.
Ко дню судебного заседания суд располагает сведениями о получении сторонами копии определения о переходе к рассмотрению дела N А40-32049/17 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, что является надлежащим извещением в силу статей 121, 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчиком в материалы дела представлен отзыв на исковое заявление.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 АПК РФ без вызова сторон, извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, проверив доводы искового заявления и возражений на него, пришел к следующим выводам.
Истец заявил ходатайство об отказе от иска в части взыскания основного долга.
В соответствии с положениями ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно ст. 150 ч. 1 п. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Поскольку заявленный истцом отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права других лиц, суд принимает заявленный отказ от иска, а производство по делу подлежит прекращению в части отказа от иска в соответствии с указанными нормами права.
Также истец уточнил размер исковых требований в части взыскания неустойки, просил взыскать неустойку в размере 6 141,93 руб. за период с 06.05.2016 г. по 06.11.2016 г.
Как следует из материалов дела, 05 февраля 2015 года между ОАО "РЖД" (Подрядчик) и АО "СГ-транс" (Заказчик) заключен договор на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов N ТОР-ЦЦИЦВ/50.
Согласно п. 1.1. договора, Заказчик поручает и обязуется оплатить, а Подрядчик принимает на себя обязательства производить текущий отцепочный ремонт (далее - ТР-2) грузовых вагонов, принадлежащих Заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании (далее -грузовые вагоны), в эксплуатационных вагонных депо дирекций инфраструктуры - структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (далее - ВЧДЭ), а также обеспечить ответственное хранение запасных частей, предоставленных заказчиком, а также непригодных к дальнейшей эксплуатации запасных частей, образовавшихся в процессе производства ТР-2 (далее - неремонтопригодных запасных частей), на территории ВЧДЭ подрядчика с выполнением погрузочно-разгрузочных работ.
Пунктом 1.3. договора определено, что основанием для отцепки грузового вагона Заказчика в ТР-2 являются требования, установленные Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной на пятидесятом заседании Совета по железнодорожному транспорту Государств-участников Содружества (протокол от 21-22 мая 2009 года N 50).
Согласно п. 1.4 Инструкции осмотрщику вагонов, неисправными считаются вагоны, которые по своему техническому состоянию не могут быть допущены к эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования и требуют ремонта или исключения из инвентаря.
В соответствии с п. 2.3.3. договора, окончательный расчет за проведение ТР-2 грузовых вагонов Заказчика в отчетном месяце производится Заказчиком с учетом выплаченного аванса на основании подписанных Сторонами актов выполненных работ по форме приложения N 7 к настоящему договору, счетов-фактур и иных обязательных документов, указанных в пункте 3.12 договора, в срок до 5 (пятого) числа месяца, следующего за отчетным месяцем, при условии предоставления подрядчиком предусмотренных договором документов.
Пунктом 3.12 договора (в редакции дополнительного соглашения N 2 от 15.06.2016) предусмотрено, что сдача-приемка выполненных объемов работ по ТР-2 грузовых вагонов производится путем оформления и подписания сторонами акта выполненных работ (оказанных услуг) посредством ЭДО СПС не позднее 5 календарных дней с даты выпуска грузовых вагонов из ремонта.
Заказчик в течение 2 (двух) рабочих дней с даты получения через ЭДО СПС актов выполненных работ обязан их подписать и направить в адрес Подрядчика, либо представить мотивированный отказ от их подписания. В случае отказа от подписания актов выполненных работ заказчиком, сторонами составляется протокол с указанием отмеченных недостатков и порядка их устранения. Мотивированный отказ от подписания акта выполненных работ (оказанных услуг) должен быть оформлен и направлен подрядчику посредством ЭДО СПС не позднее двух календарных дней с даты получения акта выполненных работ (оказанных услуг) в ЭДО СПС.
Счет-фактура оформляется Подрядчиком не позднее 5 (пяти) календарных дней с даты подписания в ЭДО СПС акта выполненных работ (оказанных услуг) и предоставляются заказчику до 5 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Согласно материалам дела, 29 марта 2016 года на станции Обозерская Северной железной дороги был отцеплен вагон N 55075972 по причинам выявления технологической неисправности - грение буксы (код неисправности 157), претензия к качеству деповского ремонта (код - 912).
В соответствии с п. 3.3.1. Инструкции осмотрщику вагонов, запрещается постановка в поезд и следование в нем вагонов, у которых буксовый узел имеет повышенный нагрев верхней части корпуса буксы.
Таким образом, ОАО "РЖД" обязано было произвести отцепку вагона при обнаружении признаков его неисправности, которая может быть устранена только в ходе проведения текущего отцепочного ремонта.
31 марта 2016 года Эксплуатационным вагонным депо Исакогорка - структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (ВЧДЭ-10) был выполнен текущий отцепочный ремонт в отношении вагона N 55075972.
Согласно пункту 4.1.1 договора, подрядчик обязан произвести ремонт грузовых вагонов в соответствии с требованиями "Руководства по текущему отцепочному ремонту" N РД32ЦВ-056-97 от 02.09.1997 и других нормативных документов МПС России ОАО "РЖД" в части проведения текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов.
Пунктом 2.4 Руководства по текущему отцепочному ремонту N РД32ЦВ-056-97 от 02.09.1997 установлено, что при текущем отцепочном ремонте должны быть выявлены и устранены неисправности деталей и узлов вагонов.
На основании чего, ОАО "РЖД" в ходе текущего отцепочного ремонта обязано не только установить фактическое наличие или отсутствие неисправностей, по которым вагон был отцеплен в ремонт, но и произвести дополнительный комплекс работ по устранению всех выявленных в ходе текущего отцепочного ремонта неисправностей, в том числе и тех, устранение которых возможно при техническом обслуживании вагонов, что обусловлено предупредительным характером текущего отцепочного ремонта и необходимостью постоянного (по мере его использования) поддержания подвижного состава в надлежащем техническом состоянии.
При проведении ремонта вагона N 55075972 Эксплуатационным вагонным депо Исакогорка были заменены две колесные пары N 1175-029512-08 и N 0005-047873-03 на колесные пары N 0005-152038-06 и N 0029-435183-90, а также была заменена тормозная композиционная колодка, что подтверждается дефектной ведомостью и расчетно-дефектной ведомостью. Стоимость ремонта составила 47299,77 руб. с НДС.
ОАО "РЖД" составило акт выполненных работ N З-и-8 от 31.03.2016, который 06.04.2016 посредством системы электронного документооборота был передан АО "СГ-транс" вместе с документами, предусмотренным п.3.12. договора, а именно, с актом браковки запасных частей, расчетно-дефектной ведомостью, справкой ГВЦ 2612, актом МХ-1 (ТМЦ) и актом МХ-3 (ТМЦ), протоколом начальника станции.
В соответствии с п.2.3.3. договора, проведенные ОАО "РЖД" работы должны были быть оплачены АО "СГ-транс" не позднее 05.05.2016.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно статье 702 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с п. 1 ст. 711 ГК РФ, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок.
В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (пеней, штрафом) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно п. 5.1. договора в случае нарушения сроков оплаты ТР-2 грузовых вагонов и связанных с ним услуг Заказчик уплачивает пеню в размере 0,07% от цены выполненных, но не оплаченных в срок работ (услуг), за каждый день просрочки.
Согласно материалам дела, 07.11.2016 сторонами согласован акт о выполненных работах N З-и-8 от 31.03.2016 на сумму 47428,06 руб.
До подачи искового заявления, ответчик образовавшуюся задолженность оплатил в полном объеме, в связи с чем, истцом было реализовано право на отказ от иска в указанной части, который принят судом в порядке ст. 49 АПК РФ, производство по делу в части отказа от иска подлежит прекращению.
Учитывая, что АО "СГ-транс" подтвердило, что произвело оплату задолженности за ремонт вагона N 55075972 в размере 47428,06 руб. только 07.11.2016, ОАО "РЖД" уточнило размер пени по состоянию на 07.11.2016.
Расчет размера пени по состоянию на 07.11.2016:
47428,06 * 0,07 % * 185 = 6141,93 руб.,
где 47428,06 руб. - сумма задолженности за ремонт вагона, 0,07 % -размер пени, 185 дней - период просрочки с 06.05.2016 по 06.11.2016.
Оснований для уменьшения размера неустойки в порядке ст. 333 ГК РФ не установлено, ответчиком не представлено доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
С учетом вышеизложенного, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что требование истца о взыскании неустойки за период с 06.05.2016 по 06.11.2016 в сумме 6141,93 руб. - законное, обоснованное, подтверждено имеющимися в деле документами, представленными истцом, не оспорено и не опровергнуто ответчиком и подлежит удовлетворению в соответствии с представленным истцом расчетом.
Ссылка ответчика на то, что обязанность по оплате выполненных работ не могла возникнуть до согласования актов сдачи-приемки выполненных работ от 07.11.2016, отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку работы были выполнены 31.03.2016 в полном объеме и надлежащим образом и вагон фактически был принят из ремонта, что подтверждается уведомлением формы ВУ-36-М. Это же следует и из акта выполненных работ, подписанного в ноябре 2016 года.
Кроме того, ответчик не опровергает, что в период с даты выпуска вагона из ремонта до даты подписания сторонами акта выполненных работ вагон эксплуатировался АО "СГ-транс".
В связи с чем, проведенные ОАО "РЖД" работы должны были быть оплачены АО "СГ-транс" не позднее 05.05.2016 и, соответственно, ОАО "РЖД" обоснованно начислило пени с 06.05.2016.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что требование истца о взыскании пени в размере 6 141,93 руб. подлежит удовлетворению.
Расходы по госпошлине подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 апреля 2017 года по делу N А40-32049/17 отменить.
Принять отказ ОАО "РЖД" от иска к АО "СГ-Транс" в части взыскания основного долга в размере 47 299,77 руб.
Производство по делу в данной части прекратить.
Возвратить ОАО "РЖД" из федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 1 772 руб.
Взыскать с АО "СГ-Транс" в пользу ОАО "РЖД" 6 141 руб. (шесть тысяч сто сорок один) руб. 93 коп. неустойки, 246 (двести сорок шесть) руб. расходов по госпошлине по иску.
Взыскать с ОАО "РЖД" в пользу АО "СГ-Транс" 2 634 руб. (две тысячи шестьсот тридцать четыре) руб. 60 коп. расходов по госпошлине по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
В.И. Тетюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-32049/2017
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО СГ-транс
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-25084/17