Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 ноября 2017 г. N Ф04-4387/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
17 августа 2017 г. |
Дело N А70-5261/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер08АП-8741/2017) арбитражного управляющего Холкина Андрея Евгеньевича на определение Арбитражного суда Тюменской области от 25.05.2017 о прекращении производства по делу, вынесенное в рамках дела N А70-5261/2017 (судья Минев О.А.), принятое по заявлению арбитражного управляющего Холкина Андрея Евгеньевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области о признании незаконным и отмене протокола об административном правонарушении от 24.04.2017 N00297217,
при участии в судебном заседании представителей:
от арбитражного управляющего Холкина Андрея Евгеньевича - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
арбитражный управляющий Холкин Андрей Евгеньевич (далее - арбитражный управляющий, Холкин А.Е., заявитель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее по тексту - Управление) о признании незаконным и отмене протокола об административном правонарушении от 24.04.2017 N 00297217.
Определением от 25.05.2017 по делу N А70-5261/2017 суд первой инстанции прекратил производство по настоящему делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду того, что протокол об административном правонарушении не может быть оспорен в арбитражном суде в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным судебным актом, арбитражный управляющий обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит определение Арбитражного суда Тюменской области от 25.05.2017 по делу N А70-5261/2017 отменить, отправить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы арбитражный управляющий указал, что возможность оспаривания протокола об административном правонарушении в арбитражный суд предусмотрена частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление в письменном отзыве на апелляционную жалобу определение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявлены.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и времени судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность определения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Подпункт 2 пункта 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности; арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают другие дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуальною предпринимателя, приобретенный в установленном законе порядке, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Подпункт 3 пункта 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в соответствии с нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд могут быть обжалованы ненормативные правовые акты и решения органов, осуществляющих публичные полномочия, только в случае, если такие акты нарушают права и законные интересы такого лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или незаконно создают препятствия для осуществления такой деятельности.
При этом к признакам ненормативного правового акта для цели решения вопроса о возможности обжалования акта в качестве такового относятся:
1) наличие обязательных предписаний (правил поведения), влекущих юридические последствия;
2) принятие специально уполномоченным субъектом правоприменения (органом, должностным лицом);
3) отражение в нем юридически властного волеизъявления (предписания, запрета или дозволения) уполномоченного субъекта, обязательного для исполнения адресатом;
4) гарантирование исполнения принудительной силой государства;
5) отнесение его к правоприменительным актам (актам применения права);
6) облечение его, как правило, в форму официального письменного документа, составленного в специальной форме.
Вместе с тем, оспариваемый протокол об административном правонарушении не содержит предписаний или запретов, обязательных для исполнения арбитражным управляющим, сам по себе не возлагает на заявителя дополнительных обязанностей и не отменяет его прав, не устанавливает каких-либо запретов, не создает препятствий для осуществления его деятельности и не обеспечивается возможным применением к арбитражному управляющему мер ответственности или наступлением для него иных негативных последствий, то есть, не порождает конкретных правовых последствий для заявителя.
Доказательств обратного в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
Протокол об административном правонарушении является только средством фиксации факта нарушения арбитражным управляющим требований Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в то время как прав и законных интересов Холкина А.Е. сам по себе не затрагивает, поскольку наличие, либо отсутствие нарушения законодательства (состава административного правонарушения) устанавливается непосредственно в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, по итогам которого принимается соответствующее решение.
Учитывая указанное, достаточные основания для признания оспариваемого протокола ненормативным правовым актом, который может быть обжалован в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Оспариваемый протокол не порождает правовых последствий для Холкина А.Е., не образует, не изменяет и не прекращает права и обязанности заявителя, поэтому не может оспариваться последним в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно статье 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обжалованию подлежат постановление по делу об административном правонарушении, либо определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Возможность обжалования протокола об административном правонарушении Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одним из оснований для прекращения арбитражным судом производства по делу является то, что такое дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно сделал выводы о необходимости прекращения производства по делу.
Доводы апелляционной жалобы апелляционным судом не принимаются по вышеуказанным основаниям.
На основании изложенного, апелляционный суд считает необходимым определение Арбитражного суда Тюменской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку оплата государственной пошлины по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьей 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу арбитражного управляющего Холкина Андрея Евгеньевича оставить без удовлетворения, определение Арбитражного суда Тюменской области от 25.05.2017 по делу N А70-5261/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-5261/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 ноября 2017 г. N Ф04-4387/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Арбитражный упраляющий Холкин Андрей Евгеньевич
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тюменской области