Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 1 декабря 2017 г. N Ф06-25779/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Самара |
|
18 августа 2017 г. |
Дело N А65-28534/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 августа 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Нур-1" - представитель не явился, извещено,
от государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан - представитель не явился, извещена,
акционерного коммерческого банка "Энергобанк" (ПАО) - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 августа 2017 года апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 мая 2017 года по делу N А65-28534/2016 (судья Минапов А.Р.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нур-1" (ОГРН 1021600813233, ИНН 1616007492), Республика Татарстан, г.Набережные Челны, к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан, Республика Татарстан, с.Высокая Гора, третьи лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань, акционерный коммерческий банк "Энергобанк" (ПАО), Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Нур-1" (далее - ООО "Нур-1", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными действий государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан (далее - Управление ПФР, заинтересованное лицо) по взысканию за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, пени в общей сумме 578 840 руб. 53 коп. путем направления инкассовых поручений по реестру от 07.06.2016, содержащему платежные документы N 01316070983109 на сумму 447 417 руб. 46 коп., N 01316070983110 на сумму 66 210 руб. 32 коп., N 01316070983111 на сумму 19 019 руб. 58 коп., N 01316070983112 на сумму 46 193 руб. 17 коп. по решению N 013S02150023109 от 30.12.2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган), акционерный коммерческий банк "Энергобанк" (далее - АКБ "Энергобанк" (ПАО)).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 мая 2017 года заявление удовлетворено, действия Управления ПФР, выразившиеся во взыскании за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, пени в общей сумме 578 840 руб. 53 коп. путем направления инкассовых поручений по реестру от 07.06.2016, содержащему платежные документы N 01316070983109 на сумму 447 417 руб. 46 коп., N 01316070983110 на сумму 66 210 руб. 32 коп., N 01316070983111 на сумму 19 019 руб. 58 коп., N 01316070983112 на сумму 46 193 руб. 17 коп. по решению N 013S02150023109 от 30.12.2015, признаны незаконными. На Управление ПФР возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Нур-1", путем отзыва инкассовых поручений по реестру от 07.06.2016, содержащему платежные документы N 01316070983109 на сумму 447 417 руб. 46 коп., N 01316070983110 на сумму 66 210 руб. 32 коп., N 01316070983111 на сумму 19 019 руб. 58 коп., N 01316070983112 на сумму 46 193 руб. 17 коп. по решению N 013S02150023109 от 30.12.2015.
В апелляционной жалобе Управление ПФР просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что порядок и сроки взыскания Управлением ПФР соблюдены; вывод суда о том, что Управление ПФР было обязано направить инкассовые поручения должнику, не соответствует нормам действовавшего в период проведения процедуры взыскания закона. В соответствии с положениями закона инкассовые поручения направляются в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации. Доначисленные за различные периоды пени взыскивались Управлением ПФР последовательно, после взыскания собственно недоимки за 1 кв.2012 года: инкассовые поручения от 17.06.2014 направлялись в ОАО "Ак Барс" банк г.Казань, были возвращены без исполнения ввиду отсутствия счета. Затем с 22.05.2014 по 21.10.2014 требование от 21.10.2014, инкассовые поручения от 19.11.2014 направлены в Энергобанк ввиду отсутствия денежных средств поставлены на картотеку (уведомление банка от 24.11.2014), затем денежные средства поступили 29.02.2016.
В отзыве на апелляционную - АКБ "Энергобанк" (ПАО) просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.12.2010 по делу N А65-34414/2009 заявитель признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Управлением ПФР 07.06.2016 на расчетный счет заявителя выставлены инкассовые поручения на основании решения от 30.12.2015 N 013S02150023109, а именно: N 01316070983109 на сумму 447 417 руб. 46 коп., N 01316070983110 на сумму 66 210 руб. 32 коп., N 01316070983111 на сумму 19 019 руб. 58 коп., N 01316070983112 на сумму 46 193 руб. 17 коп.
Заявитель просил признать незаконными действия Управления ПФР по взысканию за счет денежных средств, находящихся на счетах заявителя в банках, пени путем направления инкассовых поручений по реестру от 07.06.2016. Доказательства направления указанных инкассовых поручений заявителю материалы дела не содержат. АКБ "Энергобанк" (ПАО) также не представило в материалы дела доказательства уведомления заявителя о том, что 07.06.2016 инкассовые поручения были выставлены на счет.
Заявитель указал, что о выставлении инкассовых поручений ему стало известно из материалов дела N А65-18820/2016, принятого судом к производству 01.09.2016.
С настоящим заявлением о признании действий Управления ПФР незаконными заявитель обратился в арбитражный суд 29 ноября 2016 года, то есть в течение трех месяцев со дня, ему стало известно о нарушении прав и законных интересов.
Как следует из материалов дела, ввиду неуплаты заявителем страховых взносов Управление ПФР осуществляло мероприятия по взысканию пени на недоимку за 1 квартал 2012 года.
Управление ПФР указывает, что 19.10.2015 выставлено требование N 013S01150082216 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 578 840 руб. 53 коп. со сроком добровольного исполнения в течение 10 календарных дней - до 09.11.2015. В связи с невыполнением требования Управлением ПФР принято решение N 013S02150023109 от 30.12.2015 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, в сумме 578 840 руб. 53 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.
Пунктом 8 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога, которым признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Пунктом 8 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.
На основании пункта 9 статьи 46 НК РФ положения данной статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
Исходя из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П, пеня за неуплату налога по своему существу не выходит за рамки налогового обязательства как такового.
По своей природе пеня является обеспечительной мерой и неразрывно связана с основной обязанностью налогоплательщика (налогового агента).
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" предъявление требования об уплате налога расценивается Налоговым кодексом Российской Федерации в качестве необходимого условия для осуществления в последующем мер по принудительному взысканию постольку, поскольку в таком требовании налоговым органом устанавливается срок его исполнения, с истечением которого Кодекс связывает возникновение у налогового органа права на осуществление принудительного взыскания в бесспорном или судебном порядке указанной в данном документе задолженности.
Таким образом, обязательным условием для осуществления в последующем мер по принудительному взысканию является представление ответчиком требования об уплате налога (сбора, взноса, пени) в установленном законом порядке.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) (действовавшего в период спорных правоотношений) указанный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
На основании частей 1,2,3 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 212-ФЗ. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 Федерального закона N 212-ФЗ.
В силу части 3 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 212-ФЗ.
На основании части 5 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей.
В силу части 2 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Решение Управления ПФР N 013S02150023109 от 30.12.2015, выставленные инкассовые поручения содержат ссылку на требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 19.10.2015 N 013S01150082216.
Из инкассовых поручений следует, что пени доначислены на недоимку за 1 квартал
2012 года, что подтверждает и Управление ПФР в своем отзыве.
На основании частей 4,5 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Следовательно, при сроке уплаты 15 числа следующего месяца - это и есть срок для отчета взыскания недоимки и пени.
В пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 указано, что нарушение срока выставления требования не прерывает течение общего срока на принудительное взыскание пеней.
Начисление пени может быть за любой период после недоимки, но по этому периоду должен быть соблюден порядок взыскания. Отсчет ведется от периода начисления пени, а не срока его уплаты по требованию. Иное толкование указанных норм позволяло бы ответчику осуществлять процедуру внесудебного принудительного взыскания без ограничения срока, что недопустимо.
Управлением ПФР не были соблюдены порядок и сроки взыскания пени на недоимку за 1 квартал 2012 года.
Таким образом, срок давности взыскания пеней по выставленным инкассовым поручениям за 1 квартал 2012 года истек.
Арбитражным судом уже был рассмотрен аналогичный спор между теми же лицами. Так было установлено, что из выставленных инкассовых поручений следует, что взыскиваются взносы (пени) за 1 квартал 2012 года срок уплаты до 15.02.2012, до 15.03.2012, до 15.04.2012.
Согласно представленному в материалы дела расчету пени по заявителю, период начисления пени с 01.01.2010 по 29.02.2016.
Управлением ПФР не соблюдены порядок и сроки принятия решения об обращении взыскания на денежные средства и выставление инкассовых поручений в банк.
Таким образом, истек срок давности взыскания пеней по выставленным инкассовым поручениям за 1 квартал 2012 года.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу судебным актом (решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 мая 2016 года по делу N А65-5791/2016) и не подлежат дополнительному доказыванию.
На основании частей 2,3,5 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов, в котором плательщик страховых взносов состоит на учете.
Заявителем представлены в материалы дела копии реестров почтовых отправлений от 20.10.2015 и от 11.01.2016, согласно которым Управление ПФР утверждает, что требование N 013S01150082216 от 19.10.2015 и решение N 013S02150023109 от 30.12.2015 было направлено в адрес заявителя. Однако из указанных реестров не возможно установить идентификационный номер почтового отправления требования N 013S01150082216 от 19.10.2015 и решения N 013S02150023109 от 30.12.2015, следовательно, невозможно установить движение почтового конверта (кому, по какому адресу и когда направлялось требование N 013S01150082216 от 19.10.2015 и решение N 013S02150023109 от 30.12.2015).
В Едином федеральном реестре сведений о банкротстве опубликовано сообщение о признании заявителя банкротом, указан почтовый адрес конкурсного управляющего заявителя Бурнашевской Е.А. (420044, Казань, а/я 62) по состоянию на момент вынесения требования N 013S01150082216 от 19.10.2015 и решения N 013S02150023109 от 30.12.2015.
Указанная информация является общедоступной и размещена на официальном сайте в сети "Интернет".
Заявитель указал, что ни требование об уплате, ни решение им не были получены.
В требовании N 013S01150082216 от 19.10.2015 и решении N 013S02150023109 от 30.12.2015 указан адрес заявителя: Республика Татарстан, Высокогорский район, с.Альдермыш. В требовании N 013S01150082216 от 19.10.2015 сделана приписка от руки: 420044, Казань, а/я 62. Между тем, когда была сделана данная приписка и кем, определить не представляется возможным.
В качестве доказательств направления требования и решения заявителю Управление ПФР представило суду реестр почтовых отправлений со штампом "Почта России".
Указанный реестр сам по себе не является надлежащим доказательством, подтверждающим направление требования и решения в адрес заявителя.
Почтовые квитанции или уведомления, содержащие идентификационный номер почтового отправления для установления по надлежащему ли адресу (420044, Казань, а/я 62) направлялось требование и решение ответчика, суду не представлены.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.03.2017 у Управления ПФР была запрошена почтовая квитанция с указанием идентификационного номера почтового отправления требования N 013S01150082216 от 19.10.2015 и решения N 013S02150023109 от 30.12.2015 в адрес заявителя.
Указанные документы суду не представлены.
При таких обстоятельствах Управление ПФР не доказало, что копии требования N 013S01150082216 от 19.10.2015 и решения N 013S02150023109 от 30.12.2015 были направлены заявителю по надлежащему адресу: 420044, Казань, а/я 62.
Таким образом, как уже было отмечено выше, Управлением ПФР не соблюдены порядок и сроки принятия решения об обращении взыскания на денежные средства.
В пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 года N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" даны разъяснения, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что решение N 013S02150023109 от 30.12.2015 принято по истечении установленных законом сроков, с нарушением порядка (требование об уплате вынесено с нарушением сроков и заявителю не направлялось), нарушает права и законные интересы заявителя.
Аналогичная правовая позиция получила свое отражение в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 31.01.2017 N Ф06-16256/16 по делу NА65-9654/2016 с участием этих же лиц.
Инкассовые поручения, выставленные по реестру от 07.06.2016 на основании решения N 013S02150023109 от 30.12.2015, направлены также с нарушением срока.
На основании изложенного суд первой инстанции сделал вывод о необходимости отзыва инкассовых поручений по реестру от 07.06.2016, содержащему платежные документы N 01316070983109 на сумму 447 417 руб. 46 коп., N 01316070983110 на сумму 66 210 руб. 32 коп., N 01316070983111 на сумму 19 019 руб. 58 коп., N 01316070983112 на сумму 46 193 руб. 17 коп., выставленных на основании решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках N 013S02150023109 от 30.12.2015.
Доводы апелляционной жалобы о том, что порядок и сроки взыскания Управлением ПФР соблюдены, не принимаются, так как заинтересованным лицом в данном случае заявителю не было направлено требование с расчетом размера пени, в том числе периодом возникновения недоимки, на которую эти пени начислены. При этом истекли сроки на взыскание пени за 1 квартал 2012 года. Взыскание страховых взносов и пеней именно за 1 квартал 2012 года прямо следует из содержания спорных инкассовых поручений.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 11 мая 2017 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заинтересованного лица - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Управлением ПФР в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 мая 2017 года по делу N А65-28534/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-28534/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 1 декабря 2017 г. N Ф06-25779/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Нур-1", г.Набережные Челны
Ответчик: Государственное Учреждение-Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан, с.Высокая Гора
Третье лицо: АО Акционерный коммерческий банк "Энергобанк" (Публичное ), г.Казань, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Республике Татарстан,г.Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара, ООО К.у. "НУр-1" Гайнуллин И.И.