г. Пермь |
|
17 августа 2017 г. |
Дело N А60-50220/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коневой С.А.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Региональные коммунальные системы",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 января 2017 года,
принятое судьей Ворониным С.П.,
по делу N А60-50220/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональные коммунальные системы" (ОГРН 1069620004190, ИНН 6620011148)
к Административной комиссии Нижнетуринского городского округа
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Региональные Коммунальные Системы" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованием к Административной комиссии Нижнетуринского городского округа (далее - заинтересованное лицо, административная комиссия) о признании незаконным и отмене постановления от 07.10.2016 N 17 о привлечении к административной ответственности по п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.01.2017 (резолютивная часть решения объявлена 11.01.2017) требования удовлетворены частично, оспариваемое постановление признано незаконным и изменено в части назначенной меры ответственности по п. 1 ст. 17 Закона N 52-ОЗ, размер административного штрафа уменьшен судом до 100 000 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований, общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, податель жалобы указывает, что неисполнение предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе муниципального контроля, не может быть квалифицировано по п. 1 ст. 17 Закона 52-ОЗ, поскольку такая ответственность установлена ст. 19.5 КоАП РФ; считает, что поскольку не доказана законность предписания, привлечение общества к административной ответственности за неисполнение такого предписания также незаконно.
Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Определением от 18.04.2017 производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу решения Свердловского областного суда по административному делу N 3а-429/2016 от 26.12.2016.
Поскольку обстоятельства, послужившие основанием для приостановления производства по настоящему делу устранены, определением от 05.07.2017 назначено судебное заседание на 17.08.2017 на 10.15 час. для решения вопроса о возобновлении производства по делу и проведении в этом же заседании судебного разбирательства.
Определением от 15.08.2017 на основании статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Щеклеиной Л.Ю. на судью Муравьеву Е.Ю.
В судебном заседании 17.08.2017 протокольным определением производство по настоящему делу апелляционным судом возобновлено, дело подлежит рассмотрению в настоящем судебном заседании.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, явку представителей не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в ходе комиссионного обследования 28.09.2016 сетей водоснабжения, расположенных в районе домов N 21 и N 25 по ул. Декабристов в г. Нижняя Тура Свердловской области, Администрацией Нижнетуринского городского округа установлено, что на поверхности земли в районе указанных домов наблюдается выход холодной воды на рельеф, приводящий к размыву дорожного полотна холодной водой по улице Декабристов, что явилось следствием порыва на сетях водоснабжения (акт от 28.09.2016).
30.08.2016 по факту выявленных нарушений в отношении общества "Региональные Коммунальные Системы" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области", по результатам рассмотрения которого постановлением административной комиссии от 07.10.2016 N 17 общество привлечено к указанной административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании постановления незаконным и его отмене.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения. Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о размере административного штрафа суд, руководствуясь принципом справедливости и соразмерности назначения наказания целям административной ответственности, пришел к выводу о возможности снижения размера административного штрафа до 200 000 рублей.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, коллегия апелляционного суда пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" нарушение установленных муниципальными нормативными правовыми актами правил благоустройства территорий населенных пунктов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Постановлением администрации Нижнетуринского городского округа от 20.08.2015 N 806 утверждены Правила содержания, обеспечения чистоты и благоустройства территории Нижнетуринского городского округа (далее - Правила благоустройства).
В соответствии с пунктом 13.1 Правил благоустройства организации, имеющие на балансе и (или) обслуживании подземные и (или) надземные инженерные коммуникации, обязаны, в том числе производить ремонт подземных и надземных коммуникаций, а также своевременную очистку колодцев и коллекторов, восстановление изоляции наземных коммуникаций; при засорах в канализационных сетях, с выходом сточных вод на поверхность, производить дезинфекцию загрязненной территории и устранение засора в течение трех часов с момента его обнаружения; в течение суток обеспечить ликвидацию последствий аварий, связанных с функционированием коммуникаций (наледь, грязь, жидкости и пр.).
Материалами дела подтверждается, что обществу на основании концессионного соглашения от 13.10.2015, заключенному с администрацией Нижнетуринского городского округа, переданы расположенные на территории городского округа объекты холодного водоснабжения, водоотведения и водоочистки.
Таким образом, общество является лицом, ответственным за соблюдение Правил благоустройства при эксплуатации инженерных коммуникаций.
Административной комиссией в ходе обследования территории 28.09.2016 установлено, что на поверхность земли в районе жилых домов N 21 и N 25 по ул. Декабристов наблюдается выход холодной воды на рельеф, приводящий к размыву дорожного полотна холодной водой по улице Декабристов.
Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем содержании обществом сетей водоснабжения в нарушение требований, предусмотренных пунктом 13.1 Правил благоустройства.
Следовательно, в действиях (бездействии) общества имеется событие административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом. В ходе производства по делу об административном правонарушении вина общества установлена, соответствующие выводы изложены в оспариваемом постановлении.
Вина общества выразилась в том, что, имея возможность для исполнения требований по соблюдению положений Правил благоустройства, общество не предприняло исчерпывающие меры по соблюдению требований Правил, допустив пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Доказательства, подтверждающие отсутствие возможности и наличие объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных Правилами благоустройства обязанностей, заявителем не представлено.
Следовательно, в действиях общества доказан состав административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 17 Закона N 52-ОЗ.
Доводы, изложенные обществом в жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 17 Закона N 52-ОЗ, составляет не неисполнение предписания, а нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий населенных пунктов, и именно за это нарушение общество "Региональные Коммунальные Системы" привлечено к административной ответственности оспариваемым постановлением.
Вместе с тем, апелляционный суд усматривает наличие оснований для признания оспариваемого постановления не подлежащим исполнению в силу следующего.
Решением Свердловского областного суда по делу N 3а-429/2016 от 26.12.2016 п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" признан недействующим.
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2017 (дело N 45-АПГ17-3) решение Свердловского областного суда от 26.12.2016 оставлено без изменения, апелляционные жалобы Губернатора Свердловской области, Екатеринбургской городской Думы и Главы города Екатеринбурга - председателя Екатеринбургской городской Думы - без удовлетворения.
Частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 37 в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 разъяснено, что в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности (абзац 1).
При этом судам необходимо исходить из того, что, если лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Оспариваемое в настоящем деле постановление обществом не исполнено.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, а также вышеуказанными разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении Пленума от 22.06.2012 N 37, суд апелляционной инстанции признает оспариваемое постановление административной комиссии не подлежащим исполнению в связи с признанием недействующим в судебном порядке пункта 1 статьи 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению в силе, апелляционная жалоба оставлению без удовлетворения, оспариваемое постановление не подлежащим исполнению.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 января 2017 года по делу N А60-50220/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональные Коммунальные Системы" - без удовлетворения.
Постановление Административной комиссии Нижнетуринского городского округа от 07.10.2016 по делу об административном правонарушении N 17 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Региональные Коммунальные Системы" к административной ответственности по п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" признать не подлежащим исполнению.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-50220/2016
Истец: ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ НИЖНЕТУРИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА