Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 января 2018 г. N Ф08-9397/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
16 августа 2017 г. |
Дело N А63-16109/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Наниковым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.04.2017 по делу N А63-16109/2016
по иску индивидуального предпринимателя Горбатова В.А. (ОГРНИП 312265118600392) к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (ОГРН 1022601934486), администрации города Ставрополя (ОГРН 1022601931901)
о признании незаконным отказа и обязании в месячный срок выставить земельный участок на аукцион,
в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Горбатов В.А. (далее по тексту - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее по тексту - Комитет), администрации города Ставрополя (далее по тексту - администрация) о признании незаконным отказа от 15.09.2016 N 08/14-6665с и обязании в месячный срок выставить на аукцион земельный участок с кадастровым номером 26:12:011604:5726, площадью 178 кв.м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, в районе жилого дома N 41/1, с разрешенным использованием
Решением суда от 14.04.2017 требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, оформленный письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от 19.09.2016 N 08/14-6665с. Суд обязал Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:12:011604:5726, площадью 178 кв.м, расположенного по адресу:
г. Ставрополь, ул. Доваторцев, в районе жилого дома N 41/1, и выполнить мероприятия по подготовке и организации аукциона, установленные статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Комитет не согласился с решением суда первой инстанции и подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неполное выяснение всех обстоятельств дела.
Отзывы на жалобу в суд не поступили.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.04.2017 по делу N А63-16109/2016 отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что предпринимателю принадлежит на праве собственности сооружение - остановочный павильон междугороднего транспорта в квартале 522 литера "А", площадью 77,5 кв.м, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права от 20.10.2005 26 АА 185735.
Указанное сооружение находится на земельном участке с кадастровым номером 26:12:011604:70 площадью 586 кв.м, по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, в районе жилого дома N 41/1.
29.10.2014 предприниматель через муниципальное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Ставрополе" обратился в Комитет градостроительства с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, в районе жилого дома N 41/1.
Уведомлением от 21.11.2014 N 06/1-03-5241 Комитет градостроительства отказал индивидуальному предпринимателю в утверждении схемы расположения земельного участка, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок относится к землям общего пользования, не указан тип объекта, а также неверно указано фактическое использование земельного участка.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 30.06.2016 по делу N А63-1744/2015, оставленным без изменения постановлениями Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015 и Арбитражного суда Северо- Кавказского округа от 05.04.2016, суд признал незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка и обязал КУМИ подготовить проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, а администрацию утвердить схему расположения земельного участка.
Во исполнение судебного акта по делу N А63-1744/2015 постановлением администрации города Ставрополя от 01.07.2016 N 1456 утверждена схема расположения земельного участка со следующими характеристиками: площадь земельного участка - 178 кв.м; кадастровый квартал - 26:12:011604; территориальная зона, в границах которой расположен земельный участок - Ж1. Зона многоэтажной жилой застройки (4-9 этажей); вид разрешенного использования земельного участка - обслуживание автотранспорта (под гостевую автостоянку); категория земель - земли населенных пунктов. Определено местоположение земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения на кадастровом плане территории: г. Ставрополь, квартал 522, ул. Доваторцев, в районе жилого дома N 41/1. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 20.07.2016 и ему присвоен кадастровый номер 26:12:011604:5726.
11.08.2016 предприниматель через МКУ "МФЦ в г. Ставрополе" в Промышленном районе обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду для целей, не связанных со строительством, земельного участка с кадастровым номером 26:12:011604:5726, площадью 178 кв.м расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, в районе жилого дома N 41/1, имеющего разрешенное использование "обслуживание автотранспорта (под гостевую автостоянку)".
В уведомлении от 15.09.2016 N 08/14-6665с Комитет со ссылкой на подпункты 9, 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации сообщил об отказе предпринимателю в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:12:011604:5726 в аренду без проведения торгов.
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился с заявленными требованиями в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (пункт 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
На основании статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 вышеназванного Кодекса.
По общему правилу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Пунктом 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Согласно подпункту 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
Вместе с тем, поскольку доказательств наличия зарегистрированного за кем-либо вещного или иного права на спорный земельный участок, заинтересованным лицом не представлено, кроме того не представлено доказательств наличия на участке зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, принадлежащих гражданам или юридическим лицам, из материалов дела не следует, что спорный участок является территорией общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования, суд первой инстанции обоснованно признал, что оснований для применения положений пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации в рассматриваемом случае не имеется.
Толкование ответчиком заявления истца поданного через муниципальное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Ставрополе" как заявления о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, является ошибочным, поскольку исследованием представленных в материалы дела документов, ранее представленным в многофункциональный центр, в том числе заявления предпринимателя, установлено, что они не содержат требования о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно признал, что оспариваемые действия не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя на приобретение земельного участка на торгах.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.04.2017 по делу N А63-16109/2016 является законным и обоснованным, оснований для его отмены и принятию нового судебного акта не имеется.
В соответствии с пунктом 1.1. части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.04.2017 по делу N А63-16109/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В.Марченко |
Судьи |
И.Н.Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-16109/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 января 2018 г. N Ф08-9397/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Горбатов Василий Александрович
Третье лицо: Администрация г. Ставрополя, Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя