город Ростов-на-Дону |
|
17 августа 2017 г. |
дело N А32-4818/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шемшиленко А.А.,
при участии:
от общества: представитель не явился, извещен;
от заинтересованных лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Строительная компания "Эпрон-8",
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.05.2017 по делу N А32-4818/2017,
по заявлению закрытого акционерного общества "Строительная компания "Эпрон-8",
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю; Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании незаконным бездействие,
принятое судьей Данько М.М.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Строительная компания "Эпрон-8" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее -кадастровая палата); Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управления) со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, выраженное в невнесении с 11.08.2014 в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402001:1002 площадью 22 026 квадратных метров, видом разрешенного использования: "для базы отряда", расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Адлерский район, улица Эпроновская по состоянию на 01.01.2011 в размере 88 654 650 рублей и земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402001:3 площадью 13 000 квадратных метров, видом разрешенного использования: "для изготовления Ж/Б конструкций", расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, поселок Кудепста, участок N 1 по состоянию на 01.01.2011 в размере 47 385 000 рублей, установленной решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2014 года по делу N А32-3750/2014.
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю внести с 11.08.2014 в единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости: земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402001:1002 площадью 22 026 квадратных метров, видом разрешенного использования: "для базы отряда", расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Адлерский район, улица Эпроновская по состоянию на 01.01.2011 года в размере 88 654 650 рублей и земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402001:3 площадью 13 000 квадратных метров, видом разрешенного использования: "для изготовления Ж/Б конструкций", расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, поселок Кудепста, участок N 1 по состоянию на 01.01.2011 года в размере 47 385 000 рублей, установленной решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2014 года по делу N А32-3750/2014.
Решением Краснодарского края от 23.05.2017 по делу N А32-4818/2017 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что кадастровая палата обязана была внести изменения по кадастровой стоимости спорных участок общества с 11.08.2017 (дата постановления апелляционного суда по дела N А32-3750/2014). Общество полагает, что вывод суда о невозможности внесения в реестр сведений задним числом является несоответствующей нормам права.
Кадастровая плата представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество арендует земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402001:1002 и 23:49:0402001:3 на основании договоров от 01.04.2009 N 7700001211 и N 7700001212, соответственно.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2014 по делу N А32-3750/2014 суд установил:
кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402001:1002, равной его рыночной стоимости на 01.01.2011 в размере 88 654 650 рублей;
кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402001:3, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в размере 47 385 000 рублей.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю обязана судом в течение 5-ти дней со дня вступления в законную силу решения внести в государственный кадастр недвижимости сведения о новой кадастровой стоимости земельных участков.
Решение вступило в законную силу 11.08.2014 - даты изготовления в полном объёме постановления суда апелляционной инстанции об оставлении данного решения без изменения.
12.12.2016 заявитель обратился в орган кадастрового учета с запросом о том, с какого момента подлежит применению установленная в судебном порядке кадастровая стоимость земельных участков, а также о том, с какой даты в государственный кадастр недвижимости внесена эта кадастровая стоимость.
Письмом от 10.01.2017 N 02/33-13 уполномоченный орган сообщил следующее.
Согласно статье 24.20. Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Кадастровая стоимость на основании решения суда утверждена 11.08.2014 (дата вступления решения в законную силу) и внесена в государственный кадастр недвижимости 17.12.2014.
Полагая действия кадастровой палаты по невнесению кадастровой стоимости земельных участочков в реестр с 11.08.20142014 (дата вступления решения в законную силу) незаконными, общества обратилось в суд с настоящим заявлением.
Пунктом 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания незаконным обжалуемого заявителем решения необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Статья 24.20. Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" было установлено следующее.
В течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из прямого смысла этой нормы закона следует, что законодатель предусмотрел разрыв во времени между датой установления кадастровой стоимости земельного участка и моментом внесения этих сведений в государственный кадастр недвижимого имущества.
Кроме того, совершение уполномоченным органом действий по внесению в кадастр соответствующих сведений зависит от поведения других лиц, в настоящем случае от органа, принявшего решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, в части направления соответствующего решения органу кадастрового учета.
Суд первой инстанции верно указал, что решение по делу об определении кадастровой стоимости земельных участков общества содержит информацию о необходимости внесения сведений в Реестр не датой его вступления в силу, а не позднее пяти дней от нее, что также допускает разрыв во времени между двумя этими юридически значимыми событиями.
Порядком ведения государственного кадастра недвижимости", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (ред. от 12.03.2014) установлено следующее.
Реестр объектов недвижимости состоит из реестров объектов недвижимости кадастровых округов, ведение которых осуществляется на электронных носителях (далее - Реестры);
Реестры создаются на основе государственных реестров земель кадастровых округов на электронных носителях, являвшихся составной частью Единого государственного реестра земель.
Запись об объекте недвижимости в Реестре имеет, в том числе сведения о:
кадастровой стоимости объекта недвижимости и дате ее утверждения;
дате внесения сведений о кадастровой стоимости в Реестр;
дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости);
реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости;
Выполнение кадастровых процедур, указанных в пункте 4 Порядка, сопровождается принятием решения об учете изменений объекта недвижимости.
Принятием органом кадастрового учета указанных решений является внесение в Реестр соответствующих сведений. Внесение сведений в Реестр или изменение содержащихся в Реестре сведений подтверждается подписанием внесенных сведений простой электронной подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета, принявшего соответствующее решение, с указанием его фамилии и инициалов, даты и времени (с точностью до минуты) внесения (изменения) в Реестр соответствующих сведений.
Указанные решения, принимаемые уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета (далее - решение), оформляются в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью данных должностных лиц и зарегистрированного в регистрационно-контрольной форме, за исключением решения об отклонении заявления об исправлении технической ошибки, которое подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью данного должностного лица.
Кадастровое дело объекта недвижимости формируется в электронном виде (электронное кадастровое дело) после присвоения объекту недвижимости кадастрового номера из учетного дела, состоящего из заявления, документов, необходимых для кадастрового учета, документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия, а также оформленного и подписанного уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета протокола проверки и решений, предусмотренных пунктом 19 Порядка.
Из указанного следует, что государственный кадастр недвижимости ведется в электронном виде, внесение в него сведений осуществляется уполномоченным лицом и заверяется его электронной подписью.
Представитель органа кадастрового учета сообщил суду, что внесение в кадастр сведений задним числом невозможно. Электронный реестр не позволяет совершать такие действия.
Принимая во внимание эти особенности ведения электронного реестра, Минэкономразвития в Приказе N 42 установил обязательность по внесению в него трех дат: дату утверждения кадастровой стоимости, дату внесения сведений о ней в реестр, дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости).
Внесение в официальный документ, в настоящем случае документ, ведущийся в электронном виде, который является источником юридически значимых для неограниченного круга заинтересованных лиц, сведений не фактической датой их внесения, а более ранней датой, является фальсификацией этого документа.
Суд первой инстанции указал, что поскольку для общества значимой является дата, с которой новую кадастровую стоимость будет возможно использовать в прикладных целях - для исчисления арендной платы и прочего.
Кроме того, согласно абзацу 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Закона N 225-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, апелляционный суд полагает, что права общества не нарушены поздним внесением изменений кадастровой стоимости земельных участков, поскольку сведения о кадастровой стоимости, установленные решением суда по делу N А32-4818/2017, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2014, когда бы они в течение 2014 года не были внесены государственный кадастр недвижимости: 11.08.14г. или 17.12.14г.
Сходный правовой подход изложен, в частности, в Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.04.2017 N Ф08-1231/2017 по делу N А32-14276/2016.
Кроме того, в решении суда первой инстанции указано на необходимость внесения сведений не в день его вступления в законную силу, а в течение 5 дней с этой даты.
В силу изложенного выше, апелляционный суд не установил оснований для удовлетворения жалобы общества.
Доводы кадастровой палаты о том, что споры, предметом которых является кадастровая стоимость рассматривается, в порядке Кодекса Административного судопроизводства РФ подлежит отклонению.
В статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации") закреплено право на оспаривание кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный данной статьей срок.
При этом 06 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 04 июня 2014 года N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами", в соответствии с которым в статью 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (статья 3), а также в статью 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (статья 6) внесены изменения о рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в качестве суда первой инстанции Верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области, автономного округа.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 апреля 2016 года, разъяснено, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 4 июня 2014 года N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами" (далее - Закон N 143-ФЗ) в части 1 и 5 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" внесены изменения, направленные на исключение дел об оспаривании результатов определения кадастровой оценки из компетенции арбитражных судов.
Закон N 143-ФЗ установил также родовую подсудность указанных споров, дополнив часть 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пунктом 8 о рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой оценки верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа по первой инстанции.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление N 28) результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:
- об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (в соответствии с правилами главы 25 Кодекса административного судопроизводства);
- об оспаривании решения или действия (бездействия) комиссии (по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства).
В пункте 5 постановления N 28 указано, что в целях соблюдения правил подсудности и подведомственности дел требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не подлежат совместному рассмотрению с иными требованиями.
Требования, связанные с применением норм земельного и градостроительного законодательства, предъявление которых не направлено на установление рыночной стоимости объекта недвижимости или на изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте, требованиями об оспаривании результатов кадастровой стоимости не являются.
К таким требованиям, в частности, относятся требования об оспаривании решения органа государственной власти или местного самоуправления об изменении или отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, об оспаривании решений, действий (бездействия) органа кадастрового учета, а также требования, вытекающие из межевых споров, и др.
В данном случае оспариваемые обществом действия кадастровой палаты связаны с несвоевременным исполнением кадастровой палаты решения по делу N А32-3750/2014, то есть не является спором по определения кадастровой стоимости участка.
В данном случае заявлено требование в порядке главы 24 Кодекса, которое по существу направлено на оспаривание действий кадастровой палаты относительно сроков исполнения им решения суда по делу N А32-3750/2014. С учётом этого результатом рассмотрения данного дела не будет изменение или установление кадастровой стоимости земельного участка. Она уже установлена решением суда по делу N А32-3750/2014. В связи с чем, такой спор подлежит рассмотрению по правилам, определенным АПК РФ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда по настоящему делу. Апелляционная жалоба отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2017 по делу N А32-4818/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4818/2017
Истец: ЗАО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "ЭПРОН-8", ЗАО Эпрон-8
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, ФГБУ ФКП Росреестра по КК
Третье лицо: Управление Росреестра, Управление Росреестра по КК