г. Самара |
|
18 августа 2017 г. |
Дело N А55-33197/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 августа 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарями судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14.08.2017 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2017 по делу N А55-33197/2016 (судья Якимова О.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (ИНН 6312110828, ОГРН 1116312008340), г.Самара, к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г.Самара, об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
в судебном заседании приняли участие:
представитель общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" Денисова М.П. (доверенность от 10.03.2017),
представители Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Кузнецов С.В. (доверенность от 28.03.2017), Макарова Е.Н. (доверенность от 18.01.2017),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - ООО "СКС", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об отмене постановления Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - административный орган) от 22.11.2016 N 15/8799 по делу об административном правонарушении.
Решением от 23.05.2017 по делу N А55-33197/2016 Арбитражный суд Самарской области в удовлетворении заявления отказал.
ООО "СКС" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции.
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
На основании ст.158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось с 03.07.2017 на 14.08.2017.
В связи с уходом в отпуск судьи Поповой Е.Г. определением от 14.08.2017 произведена замена судьи Поповой Е.Г. на судью Юдкина А.А. Судебное разбирательство произведено с самого начала (ч.5 ст.18 АПК РФ).
В судебном заседании представитель ООО "СКС" апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представители административного органа апелляционную жалобу отклонили, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, в выступлении представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, административный орган установил, что приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 24.12.2015 N 723 установлен индивидуальный размер платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения ООО "СКС" для объекта капитального строительства "Жилой дом по адресу: г.Самара, Октябрьский район, ул.Мичурина".
В силу ч.5 ст.8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ), ст.34 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), пп."а" п.3, п.27 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения (утв.Постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 N 6; далее - Стандарты N 6) ООО "СКС" должно было опубликовать (предоставить для опубликования) на официальном сайте министерства в сети "Интернет" информацию, предусмотренную пп."д" п.15, п.16, 23, 24 Стандартов N 6, в 30-дневный срок со дня принятия приказа от 24.12.2015 N 723 - не позднее 23.01.2016. Фактически эта информация опубликована только 31.10.2016, то есть с нарушением установленного срока.
По данному факту административный орган составил протокол от 01.11.2016 об административном правонарушении и вынес постановление от 22.11.2016 N 15/8799, которым привлек общество к административной ответственности по ч.1 ст.19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, ООО "СКС" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении требований, не учел следующего.
Согласно ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных ст.9.15 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Ч.1 ст.1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ст.26.1 КоАП РФ одними из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, являются наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч.4 ст.210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Таким образом, наличие события административного правонарушения должно быть установлено и доказано административным органом.
Из материалов дела видно, что ООО "СКС" осуществляет эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, отдельных объектов таких систем в городском округе Самара Самарской области.
В п.15 ст.2 Закона N 416-ФЗ указано, что юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства).
В силу осуществления деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры ООО "СКС" является субъектом естественной монополии (ч.1 ст.4 Закона N 147-ФЗ).
Согласно ч.5 ст.8 Закона N 147-ФЗ и ч.1 ст.34 Закона N 416-ФЗ субъекты естественных монополий и организации, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (регулируемые организации), обязаны раскрывать информацию о своей регулируемой деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.31 Закона N 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится, в частности, подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.
Ст.31 Закона N 416-ФЗ также установлено, что в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения (ч.2) и плата за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения, устанавливаемая в индивидуальном порядке (ч.9).
Состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию юридическими лицами, осуществляющими холодное водоснабжение, установлены Стандартами N 6.
В соответствии с п.14 Стандартов N 6 регулируемой организацией подлежит раскрытию информация:
- о тарифах на регулируемые товары (услуги) (пп."б");
- об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (оказание регулируемых услуг), и (или) об условиях договоров о подключении к системе централизованного водоснабжения (пп."ж");
- о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе холодного водоснабжения (пп."з").
П.15 Стандартов N 6 определено, что информация о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере холодного водоснабжения содержит, в частности, сведения об утвержденных тарифах на подключение к централизованной системе холодного водоснабжения (пп."д").
Обязанность по раскрытию информации о плате за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения, установленной в индивидуальном порядке, Стандартами N 6 не предусмотрена.
Довод административного органа о том, что поскольку "тариф" и "плата" являются равнозначными понятиями; подходы к расчету тарифа на подключение и платы за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемой в индивидуальном порядке, идентичны; и тариф на подключение, и устанавливаемая в индивидуальном порядке плата за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения подлежат регулированию, то ООО "СКС" обязано раскрывать информацию о плате за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения, установленной в индивидуальном порядке, является несостоятельным.
П.15 Стандартов N 6 содержит закрытый перечень информации, подлежащей раскрытию, и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно п.23 Стандартов N 6 информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, должна содержать сведения об условиях публичных договоров поставок регулируемых товаров, оказания регулируемых услуг, в том числе договоров о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения.
Исходя из определения, содержащегося в п.1 ст.426 Гражданского кодекса Российской Федерации, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что необходимость размещения сведений об условиях договора, по которому плата за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения установлена в индивидуальном порядке, п.23 Стандартов N 6 не предусмотрена.
П.24 Стандартов N 6 установлено, что информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе холодного водоснабжения, должна содержать:
а) форму заявки о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения;
б) перечень документов, представляемых одновременно с заявкой о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения;
в) реквизиты нормативного правового акта, регламентирующего порядок действий заявителя и регулируемой организации при подаче, приеме, обработке заявки о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, принятии решения и уведомлении о принятом решении;
г) телефоны и адреса службы, ответственной за прием и обработку заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения.
Таким образом, из п.24 Стандартов N 6 также не следует обязанность регулируемой организации раскрывать (размещать) информацию в связи с установлением в индивидуальном порядке платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административный орган в данном случае не доказал наличие события административного правонарушения.
Отсутствие события административного правонарушения в силу п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах заявление общества подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст.269 АПК РФ, суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемое решение в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ) и принимает новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 22.11.2016 N 15/8799.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23 мая 2017 года по делу N А55-33197/2016 отменить.
Принять новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 22 ноября 2016 года N 15/8799 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-33197/2016
Истец: ООО "Самарские коммунальные системы"
Ответчик: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области