город Ростов-на-Дону |
|
17 августа 2017 г. |
дело N А53-10646/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель Пономарев В.Б. по доверенности от 13.03.2017,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов-14"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 04.07.2017 по делу N А53-10646/2017,
принятое судьей Чернышевой И.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов-14"
к заинтересованному лицу - Региональной службе государственного строительного надзора Ростовской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов-14" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области (далее - региональная служба) от 07.04.2017 N 171088 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 04.07.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано, что мотивированно наличием в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, отсутствием оснований признания правонарушения малозначительным.
Общество с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов-14" обжаловало решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.07.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ. Допущенные нарушения не повлекли существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; общество относится к субъектам малого предпринимательства; плановая проверка проведена без законных оснований.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя административного органа, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области N 38/ГСН/265 от 08.02.2017 в период с 13.02.2017 по 28.02.2017 проведена плановая проверка на объекте капитального строительства "Административное здание со встроенной подземной автостоянкой по адресу: ул. Красноармейская, 180 в г. Ростове-на-Дону". Проверка была проведена с целью исполнения пункта 1 программы проверок по делу N 01.001.2061.
В ходе проверки установлены следующие нарушения:
- на строительной площадке отсутствует: информационный щит при въезде; знаки безопасности, предупреждающие об ограничении скорости движения автотранспорта; пункт очистки колес автотранспорта; пункт охраны строительной площадки; силовой шкаф с прибором учета и отдельный рубильник освещения расположены в нарушение листа П-1 (стройгенплан подготовительного периода строительств). Нарушены требования ПОС-03/2015;
- руководство сварочными работами на объекте и ведение "Журнала сварочных работ" (ЖСР) осуществляется лицом, не имеющим документа о специальном сварочном образовании или квалификационное свидетельство повышения квалификации по сварке. Нарушены требования: п.10.1.1 СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции".
20.03.2017 в отношении ООО "Комбинат строительных материалов-14" был составлен протокол N 171088 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Постановлением от 07.04.2017 N 171088 региональная служба признала общество виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 102000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного требования ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, заключается в нарушении требований государственных стандартов и технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В части 2 статьи 54 ГрК РФ установлено, что предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, наличия разрешения на строительство, выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
На основании части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
В части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, предоставлять необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В статье 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доводы общества об отсутствии состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ отклоняются судебной коллегией, поскольку материалами дела (актом проверки N 01.001.2061/1 от 28.02.2017. протоколом об административном правонарушении N 171088 от 20.03.2017, объяснениями от 20.03.2017) подтверждается нарушение обществом требований строительных норм, допущенных в результате ненадлежащего строительного контроля.
В ходе административного расследования общество не представило региональной службе доказательств, опровергающих наличие нарушений зафиксированных в акте проверки и протоколе.
Доводы общества о нарушении порядка проведения проверки отклоняются, поскольку КоАП РФ не содержит прямого запрета на использование доказательств, полученных до рассмотрения дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Выявленные правонарушения зафиксированы в акте проверки N 01.001.2061/1 от 28.02.2017, который послужил основанием для составления протокола N 171088 от 20.03.2017, являющимся основной формой фиксации нарушения в силу статьи 26.2 КоАП РФ.
Доводы общества об отсутствии негативного влияния допущенных нарушений на охраняемые общественные отношения, о принадлежности общества к субъектам малого предпринимательства не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей смягчить назначенное наказание.
Состав вменяемого обществу правонарушения является формальным, то есть законодатель, используя данную правовую конструкцию нормы, при которой ответственность наступает вне зависимости от наступления вредных последствий, учитывал особый характер правонарушений в сфере осуществления деятельности в области строительства.
Данная деятельность имеет повышенный уровень опасности для общественных отношений, поскольку нарушения в области строительства могут повлечь возможность угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Таким образом, угроза общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении какого-либо материального ущерба или наличии иного вреда, а в безразличном отношении общества к требованиям закона, выразившемся в неиспользовании всех имеющихся возможностей для исполнения своих обязанностей.
Судебная коллегия признает избранную судом меру наказания соответствующей тяжести совершенного правонарушения и направленной на достижение целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.07.2017 по делу N А53-10646/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-10646/2017
Истец: ООО "КОМБИНАТ СРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ-14"
Ответчик: РЕГИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ