г. Пермь |
|
17 августа 2017 г. |
Дело N А60-49291/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е.Ю.,
судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коневой С.А.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Региональные Коммунальные Системы" (ОГРН 1069620004190, ИНН 6620011148) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Административной комиссии Нижнетуринского городского округа (ОГРН 1026601484447, ИНН 6624002144) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Региональные Коммунальные Системы"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 09 января 2017 года
по делу N А60-49291/2017,
принятое судьей Киреевым П.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональные Коммунальные Системы"
к Административной комиссии Нижнетуринского городского округа
об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Региональные Коммунальные Системы" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области с требованием к Административной комиссии Нижнетуринского городского округа об оспаривании постановления от 02.09.2016 о привлечении к административной ответственности по делу об административном правонарушении по делу N 10 по п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" (далее - Закон N 52-ОЗ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.01.2017 (резолютивная часть решения объявлена 28.12.2016) заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемое постановление изменено в части назначенной меры ответственности по п. 1 ст. 17 Закона N 52-ОЗ, уменьшен наложенный на общество штраф до суммы 100 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, податель жалобы указывает, что неисполнение предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе муниципального контроля, не может быть квалифицировано по п. 1 ст. 17 Закона 52-ОЗ, поскольку такая ответственность установлена ст. 19.5 КоАП РФ; считает, что поскольку не доказана законность предписания, привлечение общества к административной ответственности за неисполнение такого предписания также незаконно.
Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Определением от 23.03.2017 производство по делу N А60-49291/2017 приостановлено до вступления в законную силу решения Свердловского областного суда по административному делу N3а-429/2016 от 26.12.2016.
Поскольку обстоятельства, послужившие основанием для приостановления производства по настоящему делу, устранены, определением от 07.07.2017 назначено судебное заседание на 17.08.2017 на 10.30 час. для решения вопроса о возобновлении производства по делу и проведении в этом же заседании судебного разбирательства.
Определением от 16.08.2017 по настоящему делу в порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Трефиловой Е.М. на судью Варакса Н.В.
В судебном заседании протокольным определением производство по настоящему делу апелляционным судом возобновлено, дело подлежит рассмотрению в настоящем судебном заседании.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела апелляционным судом извещены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 23 августа 2016 года специалистами Администрации Нижнетуринского городского округа на основании обращения по факту разрытия котлована и не ограждения его защитными ограждениями в районе дома N 25 по ул. Декабристов в г. Нижняя Тура, проведено обследование территории по указанному адресу, в ходе которого установлено, что на обследуемой территории производятся земельные работы по ликвидации порыва на сетях холодного водоснабжения, место производства земельных работ не огорожено. Разрешение на производство земельных работ было получено ООО "РКС". Сам котлован затоплен водой. В результате проведения аварийно-восстановительных работ ООО "РКС" без согласования с администрацией Нижнетуринского городского округа демонтировало водопроводный колодец.
По результатам обследования составлен акт обследования от 23.08.2016. В ходе обследование осуществлялось фотографирование.
Установлено, что лицом, отвечающим за обслуживание и ремонт объектов холодного водоснабжения, водоотведения, водоочистки и иных объектов города, является Общество с ограниченной ответственностью "Региональные Коммунальные Системы".
По факту выявленных нарушений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Региональные Коммунальные Системы" составлен протокол N 10 об административном правонарушении от 30.08.2016.
02 сентября 2016 года Административной комиссии Нижнетуринского городского округа вынесено постановление N 10 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Региональные Коммунальные Системы" к административной ответственности по п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 г. N52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области", в виде наложения штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, общество "Региональные Коммунальные Системы" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения. Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о размере административного штрафа суд, руководствуясь принципом справедливости и соразмерности назначения наказания целям административной ответственности, пришел к выводу о возможности снижения размера административного штрафа до 100 000 рублей.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее доводы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" нарушение установленных муниципальными нормативными правовыми актами правил благоустройства территорий населенных пунктов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Постановлением администрации Нижнетуринского городского округа от 20.08.2015 N 806 утверждены Правила содержания, обеспечения чистоты и благоустройства территории Нижнетуринского городского округа (далее - Правила благоустройства).
В соответствии с п. 13.1 Правил благоустройства организации, имеющие на балансе и (или) обслуживании подземные и (или) надземные инженерные коммуникации, обязаны: производить содержание и ремонт подземных и надземных коммуникаций, а также своевременную очистку колодцев и коллекторов, восстановление изоляции наземных коммуникаций; осуществлять контроль за наличием люков и крышек на колодцах; содержать люки, крышки на колодцах в закрытом и исправном состоянии, своевременно производить их ремонт и замену; обеспечивать безопасность движения транспортных средств и пешеходов в период ремонта и ликвидации аварий подземных коммуникаций, колодцев, установки люков, крышек, в том числе осуществлять установку ограждений и соответствующих дорожных знаков; обеспечивать (собственными силами или с привлечением на договорной основе специализированных предприятий) содержание в исправном состоянии, в одном уровне с полотном дороги, тротуаром, газоном колодцев, люков и крышек, а также их ремонт в границах разрушения дорожного покрытия, вызванного неудовлетворительным состоянием коммуникаций.
Административной комиссией в ходе обследования территории установлено, что за домом N 25 по ул. Декабристов г. Нижняя Тура разрыт котлован, сам котлован не огорожен, отсутствуют защитные ограждения.
Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем содержании обществом "РКС" сетей водоотведения в нарушение требований, предусмотренных пунктом 13.1 Правил благоустройства.
Следовательно, в действиях (бездействии) общества имеется событие административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом. В ходе производства по делу об административном правонарушении вина общества установлена, соответствующие выводы изложены в оспариваемом постановлении.
Вина общества выразилась в том, что имея возможность для исполнения требований по соблюдению положений Правил благоустройства, общество не предприняло исчерпывающие меры по соблюдению требований Правил, допустив пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Доказательства, подтверждающие отсутствие возможности и наличие объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных Правилами благоустройства обязанностей, заявителем не представлено.
Следовательно, в действиях общества доказан состав административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 17 Закона N 52-ОЗ.
Общество полагает, что правонарушение неправильно квалифицировано по ч. 1 ст. 17 Закона N 52-ОЗ, поскольку в случае выдачи предписания возможно только привлечение к административной ответственности за его неисполнение.
Данные доводы апелляционным судом рассмотрены, признаны несостоятельными и отклонены.
В данном случае выдача обществу предписания об устранении выявленного нарушения Правил благоустройства не влияет на квалификацию правонарушения. Установив в действиях общества нарушение нормативных требований Правил благоустройства, административный орган правомерно квалифицировал его по ч. 1 ст. 17 Закона N 52-ОЗ.
Суд апелляционной инстанции, не усматривает оснований для переоценки выводов суда об отсутствии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Существенных нарушений процедуры административного производства судом не установлено.
Вместе с тем, апелляционный суд усматривает наличие оснований для признания оспариваемого постановления не подлежащим исполнению в силу следующего.
Решением Свердловского областного суда по делу N 3а-429/2016 от 26.12.2016 пункт 1 статьи 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" признан недействующим.
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2017 (дело N 45-АПГ17-3) решение Свердловского областного суда от 26.12.2016 оставлено без изменения, апелляционные жалобы Губернатора Свердловской области, Екатеринбургской городской Думы и Главы города Екатеринбурга-председателя Екатеринбургской городской Думы - без удовлетворения.
Частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 37 в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 разъяснено, что в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности (абзац 1).
При этом судам необходимо исходить из того, что, если лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Оспариваемое в настоящем деле постановление обществом не исполнено.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, а также вышеуказанными разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении Пленума от 22.06.2012 N 37, суд апелляционной инстанции признает оспариваемое постановление административной комиссии не подлежащим исполнению в связи с признанием недействующим в судебном порядке пункта 1 статьи 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению в силе, апелляционная жалоба оставлению без удовлетворения, оспариваемое постановление - не подлежащим исполнению.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 января 2017 года по делу N А60-49291/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональные Коммунальные Системы" - без удовлетворения.
Постановление Административной комиссии Нижнетуринского городского округа от 02.09.2016 по делу об административном правонарушении N 10 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Региональные Коммунальные Системы" к административной ответственности по п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" признать не подлежащим исполнению.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-49291/2016
Истец: ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: Административная комиссия Нижнетуринского городского округа