г. Хабаровск |
|
21 августа 2017 г. |
Дело N А73-3422/2017 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Шевц А.В.,
рассмотрев в судебном заседании без вызова сторон апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 22.05.2017
по делу N А73-3422/2017
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Левинталь О.М.,
по иску индивидуального предпринимателя Гажур Ольги Юрьевны
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании 221 533 рубля,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: открытое акционерное общество "Сахалинское морское пароходство",
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Гажур Ольга Юрьевна (ОГРНИП 313650905700027, ИНН 650902493401, далее - ИП Гажур О.Ю.) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, далее - ОАО "РЖД") 221 533 рубля пени за просрочку доставки груза по накладной N АР209107.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Сахалинское морское пароходство" (ИНН 6509000854, ОГРН 1026501017828, место нахождения: 694620, г. Холмск, ул. Победы, д. 18а, далее - ОАО "СМП").
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 22.05.2017 исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Ответчик, не согласившись с принятым по делу судебным актом от 22.05.2017, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение отменить и принять новый судебный акт, указав в обоснование на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права.
ОАО "РЖД" в апелляционной жалобе ссылается на необходимость увеличения срока доставки груза по накладной N АР209107 на основании подпункта 6.10 пункта 6 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерством транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245), ввиду задержки груза в порту перевалки Ванино по причине, не зависящей от железнодорожного перевозчика.
Также ответчик не согласен с расчетом пени по спорной накладной, поскольку считает, что плата за накатку-выкатку вагонов на паром и за перестановку вагонов не входит в размер платы за перевозку груза.
Кроме того, ОАО "РЖД" указывает на несоразмерность подлежащей уплате неустойки и на необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайства ответчика о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
ИП Гажур О.Ю. в отзыве на апелляционную жалобу отклонила доводы апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Настоящая апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления отзыва на апелляционную жалобу и иных документов по делу на основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации").
Как следует из материалов дела, в октябре-ноябре 2016 года в адрес грузополучателя ИП Гажур О.Ю. на ст. Холмск ДВ ж.д. направлен груз с оформлением ж.д. накладной N АР209107.
Груз доставлялся в прямом смешанном сообщении - железнодорожным транспортом (перевозчик ОАО "РЖД") и водным транспортом (перевозчик ОАО "СМП")
Перевозчиком допущена просрочка доставки груза, составившая 15 суток.
Поскольку срок доставки грузов перевозчиком превышен, грузополучатель направил в адрес ОАО "РЖД" претензию от 28.11.2016 об оплате неустойки за просрочку доставки груза.
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ИП Гажур О.Ю. в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на неё, исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную указанным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (статья 793 ГК РФ).
В силу статьи 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 УЖТ РФ обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок.
Согласно статье 33 УЖТ РФ грузы считаются доставленными в срок, если до истечения установленного срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам путей необщего пользования для грузополучателей.
Основания увеличения сроков доставки грузов установлены пунктом 6 Правил N 245.
Просрочка доставки грузов по накладной N АР209107 составила 15 суток.
Возражая против взыскания неустойки в отношении груза, доставленного по вышеуказанной накладной, в апелляционной жалобе ОАО "РЖД" сослалось на имеющийся факт задержки груза по причине ожидания отправления груза морским транспортом, что согласно пункту 6.10 Правил N 245 влечет увеличение срока доставки.
В соответствии с пунктом 6.10 Правил N 245, вступивших в законную силу с 27.06.2016, сроки доставки грузов, порожних вагонов увеличиваются на все время задержки в случае задержки грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении в порту перевалки, связанной с ожиданием отправления грузов морским или речным транспортом, если такая задержка произошла по причинам, не зависящим от перевозчика.
В данном случае доставка груза осуществлялась в прямом смешанном сообщении (железнодорожным и морским транспортом).
В силу статьи 65 УЖТ РФ перевозки грузов в прямом смешанном сообщении осуществляются на основании единого транспортного документа (транспортной накладной), оформленного на весь маршрут следования грузов.
Согласно статье 75 УЖТ РФ общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их железнодорожным транспортом и транспортом других видов и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов.
В случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении ответственность за просрочку доставки грузов несет перевозчик транспорта соответствующего вида, выдавший груз. Этот перевозчик вправе предъявить требование о возмещении убытков к организации того вида транспорта, по вине которой допущена просрочка доставки груза.
Таким образом, у грузоотправителя отсутствует возможность предъявления иска к перевозчику, непосредственно допустившему просрочку в доставке груза.
В данном случае между перевозчиками - ОАО "РЖД" и ОАО "СМП" возникли разногласия в отношении установления причины задержки груза на путях станции Ванино.
При этом, как правильно указано судом первой инстанции, учитывая положения статей 75, 122 УЖТ РФ, а также принимая во внимание, что именно ОАО "РЖД" являлось конечным перевозчиком, выдавшим груз, вина морского перевозчика не может быть отнесена к числу обстоятельств, входящих в предмет исследования и доказывания по настоящему спору.
При этом возможность увеличения срока доставки груза на все время задержки в случае ожидания отправления грузов морским или речным транспортом, поставлена действующим законодательством в непосредственную зависимость от отсутствия вины перевозчика.
Вместе с тем, как обоснованно установлено судом первой инстанции, объективных данных, свидетельствующих о том, что допущенная задержка в рассматриваемом случае не связана с виной перевозчика, ОАО "РЖД" в материалы дела не представлено.
В качестве довода апелляционной жалобы заявитель утверждает, что плата за накатку/выкатку и перестановку вагонов является сбором, следовательно, рассчитывается отдельно, и не влияет на размер платы за перевозку груза.
Согласно пункту 2 статьи 790 ГК РФ плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В соответствии со статьей 2 УЖТ РФ и статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" (далее - Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ) плата за перевозку грузов взимается на основе тарифов, утверждаемых в централизованном порядке уполномоченным органом. При этом сбор определен как не включенная в тариф ставка оплаты дополнительной операции или работы.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5 утвержден Прейскурант N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2).
Указанное Тарифное руководство разработано в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ, положениями УЖТ РФ и определяет тарифы на перевозки по российским железным дорогам грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами.
Тарифное руководство применяется на всех линиях железных дорог федерального железнодорожного транспорта, широкой и узкой колеи, принятых в постоянную эксплуатацию, является обязательным и единым для всех пользователей услугами железнодорожного транспорта.
При этом исключение таких платежей как накатка/выкатка и перестановка вагонов из состава платы за перевозку груза при определении размера ответственности перевозчика нормами статьи 97 УЖТ РФ не предусмотрено.
Следовательно, такие операции как накатка/выкатка, а также перестановка вагонов, не являются дополнительными для грузоотправителя и оплачиваются им в силу требований нормативных правовых актов, следовательно, являются частью платы за перевозку.
Размер штрафа за просрочку доставки груза определен истцом исходя из провозной платы, состоящей из провозной платы за перевозку железнодорожным транспортом и провозной платы внутренним водным транспортом в сумме, а также 9% платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки (статьи 75, 97 УЖТ РФ).
Учитывая, что груз доставлен с просрочкой и ответчиком не представлены доказательства законных оснований для задержки груза, суд первой инстанции правомерно признал обоснованным требование о взыскании 221 533 рублей пени.
Также в доводах апелляционной жалобы ОАО "РЖД" указывает на неприменение судом первой инстанции положений статьи 333 ГК РФ.
Рассмотрев данный довод, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В пункте 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об уменьшении неустойки (статья 333 ГК РФ) необходимо иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, а при оценке таких последствий судом могут приниматься во внимание в том числе обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства (цена товаров, услуг, сумма договора и т.п.).
Как установлено в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" при обращении в суд с требованием о взыскании неустойки кредитор должен доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником, которое согласно закону или соглашению сторон влечет возникновение обязанности должника уплатить кредитору соответствующую денежную сумму в качестве неустойки (пункт 1 статьи 330 ГК РФ). Соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается.
Исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 ГК РФ) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 названного Кодекса только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
Ответчик должен обосновать явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.12.2000 N 263-О разъяснил, что предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требования статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В пункте 77 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 ГК РФ).
Доказательств, подтверждающих явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, ответчиком не представлено.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, а также требования разумности и справедливости, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соответствии взысканной судом суммы неустойки последствиям нарушения ответчиком своих обязательств.
В связи с чем судебной коллегией отклоняется соответствующая ссылка ОАО "РЖД", изложенная в апелляционной жалобе.
Таким образом, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оспариваемое решение соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.05.2017 по делу N А73-3422/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.В. Шевц |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3422/2017
Истец: ИП Гажур Ольга Юрьевна
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Сахалинское морское пароходство"