Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 декабря 2017 г. N Ф05-18586/17 настоящее постановление отменено
г. Москва |
|
21 августа 2017 г. |
Дело N А41-12025/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Инмии А.Р.,
при участии в заседании:
от ООО племзавод "Барыбино" - Брагина Л.Н., представитель по доверенности от 22.08.2016;
от Администрации городского округа Домодедово Московской области - Шмельков Д.Ю., представитель по доверенности от 09.03.2017;
от МУП "Домодедовский Водоканал" - Белова Н.И., представитель по доверенности от 15.03.2017;
от Комитета по управлению имуществом администрации г.о Домодедово - Шмельков Д.Ю., представитель по доверенности от 23.03.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью племзавод "Барыбино" на решение Арбитражного суда Московской области от 23.05.2017, принятое судьей Новиковой Е.М., по делу N А41-12025/17, по заявлению ООО племзавод "Барыбино" к Администрации городского округа Домодедово Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово признании недействительным отказа в принятии объектов в муниципальную собственность,
третье лицо: МУП "Домодедовский Водоканал",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью племзавод "Барыбино" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором, с учетом его уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ, просило:
- признать незаконными отказы Администрации городского округа Домодедово Московской области и Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области в принятии в муниципальную собственность скважины с водонапорной башней и водопроводные сети в с. Кишкино, скважины и водонапорные сети в с. Введенское городского округа Домодедово Московской области;
- обязать Администрацию и Комитет в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность скважину с водонапорной башней в с. Кишкино г.о. Домодедово Московской области (инв. N 700001), водонапорные сети в с. Кишкино г.о. Домодедово Московской области (инв. N 700030), скважину в с. Введенское г.о. Домодедово Московской области (инв. N 700003), водонапорные сети в с. Введенское г.о. Домодедово Московской области (инв. 200129) (т.1, л.д. 2-5).
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.05.2017 в удовлетворении исковых требований отказано (т. 2, л.д. 121-123).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и удовлетворить исковое заявление.
Администрация городского округа Домодедово Московской области и МУП "Домодедовский Водоканал" представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании представитель истца поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представители ответчиков и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на балансе ООО племзавод "Барыбино" находятся объекты водоснабжения: скважина с водонапорной башней в с. Кишкино г.о. Домодедово Московской области (инв. N 700001), водонапорные сети в с. Кишкино г.о. Домодедово Московской области (инв. N 700030), скважина в с. Введенское г.о. Домодедово Московской области (инв. N 700003), водонапорные сети в с. Введенское г.о. Домодедово Московской области (инв. 200129).
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то обстоятельство, что при приватизации в 1992 году племзавода "Барыбино" указанные объекты водоснабжения не были приняты в ведение органов местного самоуправления Домодедовского района Московской области.
Заявитель неоднократно обращался в Администрацию городского округа Домодедово Московской области и в Комитет по управлению имуществом Администрации г.о. Домодедово Московской области с просьбой о принятии в ведение органов местного самоуправления скважин и водонапорных сетей в с. Кишкино и с. Введенское г.о. Домодедово Московской области (письма от 14.03.2014 исх. N 21, от 04.06.2014 исх. N 79, от 11.06.2015 исх. N 86, от 08.08.2016 исх. N 145).
Администрация письмами от 29.03.2016 N 1-14лп/2, от 23.09.2016 N 3-17/2461 сообщила, что принятие скважины и водонапорных сетей в с. Кишкино и скважины и водонапорных сетей в с. Введенское г.о. Домодедово Московской области в муниципальную собственность не представляется возможным.
Посчитав отказ администрации неправомерным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя суд первой инстанции указал на необоснованность требований общества.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с решением суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий:
- несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Администрацией г/о Домодедово в ответе от 23.09.2016 N 3-17/2461 разъяснено истцу, что в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 и на основании Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки.
Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании.
Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м. от водозабора - при использовании защищенных подземных вод, и на расстоянии не менее 50 м. - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м. от крайних скважин.
В соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 п. 2.2.1, п. 3.3.3.4 и на основании Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации раздел 2.6 водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки.
Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании.
Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м. - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.
Таким образом, водозаборная скважина д. Введенское не соответствует требованиям (ЗСО первого пояса менее 30 м.), также в границах ЗСО второго пояса располагается ферма.
Водозаборная скважина с. Кишкино также ЗСО первого пояса не соответствует санитарным требованиям, так как в непосредственной близости от них располагаются жилые дома и детская площадка.
В связи с этим для устранения указанных нарушений необходим тампонаж существующей скважины и бурение новой.
В соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", требованиями Земельного кодекса РФ к сетям водоснабжения должны быть соблюдены требования к качеству и безопасности воды, подаваемой из централизованных систем водоснабжения, определена зона санитарной охраны объекта водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно пунктам 1-3 статьи 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, и предписаний осуществляющих федеральный государственный эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно- технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии с п. 1.3 Постановления Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН (п.1.17).
Таким образом, в связи с невыполнением ООО племзавод "Барыбино" вышеуказанных требований, невозможно будет получить разрешение и положительное заключение Роспотребнадзора о возможности использования водозаборов, что повлечет за собой нарушение лицензионных требований законодательства и как следствие невозможность оплаты налога на добычу подземных ископаемых (НДПИ).
При передаче имущества в муниципальную собственность необходимо учитывать волеизъявление органа местного самоуправления на такую передачу и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий; ответчик не принимает спорные объекты в муниципальную собственность из-за их ненадлежащего технического состояния, невозможности использовать их по прямому функциональному назначению для решения вопросов местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 ГК РФ).
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем признания незаконными действий (бездействия) государственных органов.
Арбитражный апелляционный суд принимает во внимание также то обстоятельство, что заявителем пропущен срок обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как следует из материалов дела, ООО племзавод "Барыбино" оспаривает отказ Администрации городского округа Домодедово Московской области и Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области в принятии в муниципальную собственность скважины с водонапорной башней и водопроводные сети в с. Кишкино, скважины и водонапорные сети в с. Введенское городского округа Домодедово Московской области.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, оспариваемый отказ датирован 23.09.2016.
В арбитражный суд с настоящим заявлением общество обратилось 14.02.2017, то есть со значительным пропуском предусмотренного законом трехмесячного срока.
В соответствии с части 1 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле.
Заявителем ходатайство о восстановлении срока не заявлено.
В силу части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Пропуск без уважительных причин процессуального срока на обжалование решения является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19.04.2006 N 16228/05, пропуск установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока, при отсутствии уважительных причин для его восстановления, является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании незаконными действий и бездействий государственных органов и органов местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных ООО племзавод "Барыбино" требований является правомерным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ООО племзавод "Барыбино", о наличии у Администрации городского округа Домодедово Московской области обязанности принять в муниципальную собственность водонапорные сети и скважины, отклонены арбитражным апелляционным судом.
Согласно актам разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности по сетям электроснабжения и водозаборных скважин в с. Кишкино владельцем является ООО "Юником", в д. Введенское - ЗАО племзавод "Барыбино".
В связи с этим указанные объекты не являются бесхозяйными.
Водопроводные сети построены племзаводом "Барыбино" и владельцами жилых домов.
Согласие на передачу в Администрацию городского округа Домодедово сетей от владельцев не оформлено надлежащим образом.
Кроме того, водопроводная сеть проходит по частным земельным участкам, что в дальнейшем сделает невозможным обслуживание данной сети.
В соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 п. 2.2.1, п. 3.3.3.4 и на основании Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации раздел 2.6 водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки.
Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании.
В соответствии с п. 1.3 Постановления Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" 2.1.4.1110-02, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Указанным постановлением предусмотрено, что зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4).
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения; второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения; санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой; в каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (п. 1.5).
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО; при разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода (п. 1.6).
Проект ЗСО должен являться составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним.
Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (п. 1.11).
Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН (п. 1.17).
В соответствии с пунктом 14.4 Строительных норм и правил СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" водопроводные сооружения должны ограждаться. Для площадок станций водоподготовки, насосных станций, резервуаров и водонапорных башен следует, как правило, принимать глухое ограждение высотой 2,5 м.
Допускается предусматривать ограждение на высоту 2-м- глухое и на 0,5 м - из колючей проволоки или металлической сетки, при этом во всех случаях должна предусматриваться колючая проволока в 4-5 нитей на кронштейнах с внутренней стороны ограждения.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, для принятия объектов водоснабжения и водоотведения в с. Введенское и с. Кишкино в муниципальную собственность, заявителю необходимо предоставить следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; приложения к лицензии на пользование недрами, а именно: приложение N 1 условия пользования недрами; приложение N 2 приказ об оформлении лицензии на право пользования недрами по Московской области; приложение N 3 участок местоположения подземных вод; санитарно-эпидемиологическое заключение; заключение о гидрогеологических условиях участка недр; документы по электроснабжению скважины; расширенные анализы воды в соответствии п. 3.1.; табл. 1, табл. 2, табл. 5 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения"; актуализированную топографическую съемку с прохождением водопроводных и канализационных сетей, а также технический план сетей, выполненный специализированной аккредитованной организацией.
Однако указанные требования законодательства не были выполнены заявителем.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.05.2017 по делу N А41-12025/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-12025/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 декабря 2017 г. N Ф05-18586/17 настоящее постановление отменено
Истец: ООО "Барыбино"
Ответчик: Администрация городского округа Домодедово Московской области, Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово, Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области
Третье лицо: МУП ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОМОДЕДОВО "ДОМОДЕДОВСКИЙ ВОДОКАНАЛ"
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18586/17
21.08.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10180/17
16.06.2017 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9281/17
23.05.2017 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-12025/17