г. Пермь |
|
07 августа 2018 г. |
Дело N А50-11611/2018 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И. В.
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу
апелляционную жалобу истца, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 05 июня 2018 года,
принятое судьей Герасименко Т.С. путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, по делу N А50-11611/2018
по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Перми (ОГРН 1025900509250, ИНН 5902292777)
к обществу с ограниченной ответственностью "СТУДИО 29"
(ОГРН 1155958085051, ИНН 5902024714)
о взыскании финансовых санкций в размере 500 рублей,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Перми (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Закрытому акционерному обществу "СТУДИО 29" (далее - должник, Общество, страхователь) с заявлением о взыскании финансовой санкции в сумме 500 руб. на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за представление неполных и (или) недостоверных сведений за июль 2016 года.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 05 июня 2018 года, принятым путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, в удовлетворении иска отказано.
Управление, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение отменить, исковые требования удовлетворить.
Управление несогласно с выводами суда об отсутствии правовых оснований для привлечения общества к ответственности, в виду реализации лицом права на исправление ранее поданных сведений индивидуального (персонифицированного) учета; вместе с тем в рассматриваемом случае были выявлены расхождения в представленных расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, производящими выплаты в иные вознаграждения физическим лицам РСВ-1 и форме СЗВ-М (исх.) за июль 2016 года.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, Управлением ПФР проведена проверка представленных Обществом сведений индивидуального персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (отменяющая) за июль 2016 года, в ходе которой установлено несоответствие информации, отраженной в отчете по форме СЗВ-М за отмеченный отчетный период, и Расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (Расчет РСВ-10 за 9 месяцев 2016 года: выявлено работающее застрахованное лицо, Сятчихин В.Н., по которому отсутствуют сведения в разделе 6 Расчета РСВ-1 либо не указан период работы в сведениях раздела 6 Расчета РСВ-1, но ежемесячная отчетность по форме СЗВ-М за указанный период представлена.
По факту выявленного нарушения должностным лицом Управления ПФР 09.08.2017 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования фиксирующий выявленное нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
По результатам рассмотрения акта и иных документов, уполномоченным должностным лицом Управления ПФР вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 15.09.2017, которым заявитель привлечен к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб.
Требованием Управления ПФР от 12.10.2017 направленным заказным страхователю предложено уплатить штраф в сумме 500 руб. в срок до 31.10.0217.
Поскольку в установленный требованием срок задолженность по финансовой санкции не уплачена, при этом частью 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию фонда взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке, Управление ПФР обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании с Общества финансовых санкций в указанной сумме.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для привлечения общества к ответственности в виде штрафа, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В апелляционной жалобе Управление настаивает на том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Постановлением Правления ПФР от 23.11.2016 N 1058п утверждены требования к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в том числе форма акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования; форма решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в которых факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования должны быть документально подтверждены, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства.
Частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
В связи с тем, что нормы Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не содержит требования к содержанию решения, арбитражный суд апелляционной инстанции, исходя из части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным применить по аналогии закона нормы законодательства о налогах и сборах (абзац 1 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца 1 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Между тем, представленное в материалы дела решение Управления от 15.09.2017 не содержит описания правонарушения, какие именно представленные страхователем сведения: СЗВ-М "исх" или РСВ -1 являются недостоверными, в чем выражена недостоверность представленных сведений, в решении не указано.
Констатация в решении от 15.09.2017 нарушений без описания надлежащей объективной стороны правонарушения, установления виновных действий либо бездействия заявителя, без установления причинно-следственной связи между такими действиями (бездействиями) и совершенным правонарушением, а также без установления наличия у заявителя реальной возможности для соблюдения указанных норм, в данном случае не является достаточным основанием для привлечения заявителя к публичной ответственности.
Состав нарушения фонду надлежало установить применительно к нормативным требованиям в отношении сроков представления и реквизитов отчетности на момент первоначального представления отчетности с кодом "исхд", а не констатировать факт нарушения (надлежащего описания, исследования и установления которого из решения не усматривается) представления заявителем отменяющих сведений.
Вместе с тем наличие состава правонарушения является необходимым основанием для всех видов юридической ответственности (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 года N 7-П).
Апелляционный суд отмечает, что фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств.
В акте проверки обосновывается факт правонарушения и наличие в деянии лица признаков состава правонарушения, указывается норма законодательства, определяющая конкретный вид правонарушения. Актом, по существу, возбуждается преследование за совершение правонарушения.
Таким образом, привлекая общество к ответственности, предусмотренной статьей 17 закона N 27-ФЗ, фонд должен не только констатировать факт несвоевременного представления сведений, но и обязан был определить все элементы состава данного правонарушения.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
То обстоятельство, что Управление приняло оспариваемый ненормативный акт по не полностью выясненным обстоятельствам, свидетельствует о неправомерности такого решения.
Поскольку состав нарушений надлежащим образом не установлен, не доказан, не зафиксирован в решении управления, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Кроме того, отчет по форме СЗВ-М принят Управлением как надлежащий, сообщения об обнаружении ошибки страхователю не направлено, нарушение не описано.
Поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности фондом не подтверждена, отказ суда во взыскании с общества финансовой санкции является законным и обоснованным.
Оснований не согласиться с выводами суда по доводам жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Взыскание с фонда государственной пошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 05 июня 2018 года, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, по делу N А50-11611/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11611/2018
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛЕНИНСКОМ РАЙОНЕ Г. ПЕРМИ
Ответчик: ООО "СТУДИО 29"
Хронология рассмотрения дела:
07.08.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9981/18