Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 октября 2017 г. N Ф02-5506/17 настоящее постановление отменено
г. Красноярск |
|
21 августа 2017 г. |
Дело N А74-247/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" августа 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Борисова Г.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Таракановой О.М.,
при участии:
от истца (Администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия): Веселовой С.В., представителя по доверенности от 25.11.2016;
от ответчика (Республики Хакасия в лице Министерства финансов Республики Хакасия): Тахтобиной Н.П., представителя по доверенности от 15.02.2017 N 23д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия, Министерства финансов Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "15" июня 2017 года по делу N А74-247/2017, принятое судьёй Коршуновой Т.Г.,
установил:
Администрация Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (ИНН 1911006432, ОГРН 1061903000015; далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Республике Хакасия в лице Министерства финансов Республики Хакасия (ИНН 1901019947, ОГРН 1021900521785; далее - Минфин Хакасии), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636; далее - Минфин России) о взыскании 10 952 599 рублей 08 копеек финансовых средств, в том числе: 10 484 249 рублей 86 копеек - задолженности по муниципальным контрактам; 354 451 рубль 68 копеек - неустойки, взысканной с Администрации по решению Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 сентября 2016 года по делу N А74-8695/2016; 38 815 рублей - расходов по уплате государственной пошлины, взысканных с Администрации по решению Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 сентября 2016 года по делу N А74-8695/2016; 50 941 рубль 19 копеек - расходов по уплате государственной пошлины, взысканных с Администрации по решению Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 сентября 2016 года по делу NА74-7880/2016; 17 854 рубля 35 копеек - пени, взысканных по делу N А74-12096/2016; 6279 рублей - расходов по уплате государственной пошлины по делу N А74-12096/2016.
Определением арбитражного суда от 16 января 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия (ИНН 1901023622, ОГРН 1021900536118; далее - Управление ГО и ЧС Хакасии), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ИНН 7707034952, ОГРН 1027739591010; далее - МЧС России).
Протокольным определением от 17 мая 2017 года арбитражный суд удовлетворил ходатайство Администрации об указании в качестве лица, выступающего в деле от имени ответчика - Республики Хакасия, помимо Минфина Хакасии, также Управления ГО и ЧС Хакасии, исключив последнее из числа третьих лиц.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 15 июня 2017 года, с учетом определения об исправлении опечатки от 12 июля 2017 года, исковые требования Администрации удовлетворены частично, с Республики Хакасия в лице Управление ГО и ЧС Хакасии за счёт казны Республики Хакасия в пользу Администрации взыскано 10 952 599 рублей 08 копеек убытков. В удовлетворении исковых требований Администрации к Республике Хакасия в лице Минфина Хакасии отказано. В удовлетворении исковых требований Администрации к Российской Федерации в лице Минфина России отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление ГО и ЧС Хакасии и Минфин Хакасии обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Управление ГО и ЧС Хакасии в обоснование апелляционной жалобы ссылается на следующие обстоятельства:
- на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304, поскольку на территории с. Шира пострадало 1351 человек, указанная чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) должна быть определена как ЧС федерального характера; режим ЧС, введенный постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 12.04.2015 N 24-ПП, имел формальное значение, в связи с возникновением пожаров на территории нескольких муниципальных образований республики; финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования;
- МЧС России было принято решение не включать указанные расходы в связи с несоответствием их приложению N 1 к Правилам, что не свидетельствует в свою очередь о принятии Республикой Хакасия расходных обязательств на себя;
- суд первой инстанции, делая вывод о том, что ответчиком по настоящему делу является Управление, не приводит доказательств причинения истцу убытков действиями (бездействием) Управления, наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) Управления и наступившими неблагоприятными последствиями для истца; Управление не может рассматриваться в качестве ответчика по настоящему делу, т.к. Минфином Хакасии не предоставлялись бюджетные средства Управлению на финансирование указанных затрат истца, связанных с ликвидацией ЧС;
- суд необоснованно в качестве убытков определил всю сумму заявленных исковых требований в размере 10 952 599 рублей 08 копеек, согласно платежным поручениям по решениям Арбитражного суда Республики Хакасия истец оплатил задолженность по соответствующим муниципальным контрактам только в сумме 1 028 964 рубля 63 копейки.
Минфин Хакасии в апелляционной жалобе, с учетом дополнений, ссылается на следующие обстоятельства:
- Администрация по принятым и вступившим в законную силу решениям Арбитражного суда Республики Хакасия частично исполнила требования о взыскании убытков на сумму 1 028 964 рубля 63 копейки (в подтверждение истец предоставил копии платежных поручений); в ходе судебного разбирательства Администрация не представила доказательств понесенных убытков на оставшуюся сумму 9 923 634 рубля 45 копеек;
- истец не подтвердил также противоправность действий (бездействий) ответчика, наличие причинной связи между действиями (бездействием) Республики Хакасия;
- стороной по муниципальным контрактам в рамках выполнения аварийно- спасательных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате пожаров в апреле 2015 года, являлась Администрация; истец не доказал наличие убытков, возникших в рамках выполнения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации, причиненных Республикой Хакасии в лице Управления по ГО и ЧС Хакасии; в условиях введения на территории муниципального образования Администрации режима чрезвычайной ситуации, финансирование мероприятий, связанных в данном случае с оказанием истцом обусловленных муниципальными контрактами, является расходными обязательствами муниципального образования и подлежит исполнению за счет средств местного бюджета;
- на Администрацию, как орган местного самоуправления, возложены определённые обязанности по установлению мер в рамках выполнения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации;
- при удовлетворении требований арбитражные суды взыскали расходы по уплате государственной пошлины с Администрации в связи с невыполнением ею, как органом местного самоуправления, возложенных функций и, соответственно, данные расходы находятся в причинно-следственной связи с бездействием самого истца по настоящему делу.
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, третьи Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия в судебное заседание не направили своих представителей, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru). В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей указанных лиц.
Представитель ответчика (Министерства финансов Республики Хакасия) изложил доводы своей апелляционной жалобы, дополнений к ней, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Представитель истца в судебном заседании изложил возражения на апелляционные жалобы, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
12 апреля 2015 года на территории Ширинского сельсовета возникла чрезвычайная ситуация в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром и возгоранием жилых домов.
В рамках выполнения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации Администрацией заключены муниципальные контракты, работы по которым выполнены в полном объёме, а именно:
- с государственным казённым учреждением Республики Хакасия "Управление инженерных защит" на сумму 159 000 рублей. По решению Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 ноября 2016 года по делу N А74-12096/2016 с Администрации взыскана сумма задолженности в указанном размере, а также взысканы пени в сумме 17 854 рубля 35 копеек и 6279 рублей расходов по уплате государственной пошлины;
- с обществом с ограниченной ответственностью "ВИС" на сумму 266 400 рублей;
- с муниципальным унитарным предприятием "Райтопсбыт" на сумму 17 959 рублей;
- с обществом с ограниченной ответственностью "Хакасская строительно-транспортная компания на сумму 2 881 721 рубль. По решению Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 сентября 2016 года по делу N А74-8695/2016 с Администрации взыскана сумма задолженности в указанном размере, а также взыскана неустойка в сумме 354 451 рубль 68 копеек и 38 815 рублей расходов по уплате государственной пошлины;
- с обществом с ограниченной ответственностью "Фирма "РИГОР" на сумму 49 105 рублей;
- с индивидуальным предпринимателем Подъячевой О.Б. на общую сумму 96 720 рублей;
- с индивидуальным предпринимателем Тега П.А. на сумму 295 953 рубля;
- с открытым акционерным обществом "Коммунаровский рудник" на сумму 879 872 рубля;
- с государственным унитарным предприятием Республики Хакасия "Ширинское дорожное ремонтно-строительное управление" на сумму 4 470 590 рублей и на сумму 1 423 265 рублей 21 копейка. Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 августа 2016 года по делу N А74-7880/2016 с Администрации в пользу предприятия взыскана задолженность в общей сумме 5 588 237 рублей 86 копеек и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 50 941 рублей 19 копеек;
- с обществом с ограниченной ответственностью "Теплосети" на сумму 85 840 рублей;
- с потребительским обществом "Центр" на сумму 163 450 рублей.
Полагая, что данные расходы являются расходными обязательствами Республики Хакасия и Российской Федерации, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Частично удовлетворяя исковые требования Администрации о взыскании с Республики Хакасия в лице Управление ГО и ЧС Хакасии за счёт казны Республики Хакасия 10 952 599 рублей 08 копеек убытков, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку ЧС 12.04.2015 на территории Республики Хакасия, в том числе, в Ширинском районе, носила региональный характер, финансовое обеспечение мер по ликвидации её последствий является расходным обязательством Республики Хакасия, то есть лица, не являющегося причинителем вреда, но на которое обязанность по возмещению ущерба возложена в силу закона; Управление ГО и ЧС Хакасии является надлежащим государственным органом субъекта Российской Федерации, полномочным выступать от имени Республики Хакасия в деле о возмещении вреда в указанной сфере деятельности.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
На отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций распространяется действие Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ).
В статье 11 названного Федерального закона определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с положениями статей 11, 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ).
Статьей 25 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ предусмотрено, что резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Порядок создания и использования указанных в настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Во исполнение Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Правительство Российской Федерации постановило утвердить Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций") (далее - Положение о единой государственной системе).
В соответствии с пунктом 20 названного Положения для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.
Пунктом 30 указанного выше Положения предусмотрено, что ликвидация чрезвычайных ситуаций: локального характера осуществляется силами и средствами организации; муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления; межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации; межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
В силу пункта 34 Положения о единой государственной системе финансовое обеспечение функционирования единой системы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.
Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ предусмотрено, что границы зон чрезвычайной ситуации определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ по ликвидации чрезвычайной ситуации на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на чрезвычайные ситуации локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера по указанным в данном нормативном акте признакам.
Как следует из материалов дела, режим чрезвычайной ситуации в апреле 2015 года носил региональный характер (постановление Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 12.04.2015 N 24-ПП), в связи с чем, финансовое обеспечение мер по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в рассматриваемом случае является расходным обязательством субъекта Российской Федерации - Республики Хакасия, то есть лица, не являющегося причинителем вреда, но на которое обязанность по возмещению ущерба возложена в силу закона.
На основании изложенного апелляционная коллегия полагает несостоятельными и подлежащими отклонению доводы апелляционных жалоб Управления ГО и ЧС Хакасии и Минфина Хакасии об отсутствии доказательств причинения истцу убытков действиями (бездействием) Управления, наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) Управления и наступившими неблагоприятными последствиями для истца.
В силу пункта "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов.
В соответствии с подпунктами 5 и 5.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение, в том числе вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий; предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий.
В соответствии со статьей 22 Закона Республики Хакасия от 17.11.1998 N 43 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Хакасия" (далее - Закон РХ от 17.11.1998 N 43) финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - является расходным обязательством Республики Хакасия.
Согласно статье 23 указанного Закона резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются Правительством Республики Хакасия, а также органами местного самоуправления. Порядок создания и использования указанных резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Республики Хакасия и органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.08.2012 N 525 (в редакции, действующей в спорный период) утвержден Порядок предоставления бюджетных средств из резервного фонда Правительства Республики Хакасия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Порядок N 525).
Пунктом 1 Порядка N 525 предусмотрено, что настоящий Порядок определяет цели, механизм, условия предоставления бюджетных средств из резервного фонда Правительства Республики Хакасия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Размер резервного фонда формируется и устанавливается при утверждении республиканского бюджета Республики Хакасия на очередной финансовый год и плановый период.
Бюджетные средства из резервного фонда предоставляются на финансовое обеспечение мер, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального, муниципального и локального характера.
Средства резервного фонда предоставляются при условии недостаточности страховых средств, собственных средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, средств органов местного самоуправления, а также других источников для ликвидации или предупреждения чрезвычайных ситуаций (пункт 2 Порядка N 525).
Согласно подпункту "б" пункта 3 Порядка N 525 бюджетные средства из резервного фонда предоставляются для покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предупреждением или ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе на проведение поисковых и аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации по перечню согласно приложению 6 к настоящему Порядку.
Пунктом 8 приложения 6 к Порядку N 525 предусмотрено, что в указанный выше перечень мероприятий входит обеспечение жизнедеятельности сил ликвидации чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 525 обращения о предоставлении бюджетных средств из резервного фонда для покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предупреждением или ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций регионального или межмуниципального характера направляются Главе Республики Хакасия - Председателю Правительства Республики Хакасия исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия.
Как следует из материалов дела, с целью проведения аварийно-спасательных работ, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации, Администрацией заключены муниципальные контракты, работы по которым выполнены в полном объёме, а именно:
- с государственным казённым учреждением Республики Хакасия "Управление инженерных защит" на сумму 159 000 рублей;
- с обществом с ограниченной ответственностью "ВИС" на сумму 266 400 рублей;
- с муниципальным унитарным предприятием "Райтопсбыт" на сумму 17 959 рублей;
- с обществом с ограниченной ответственностью "Хакасская строительно-транспортная компания на сумму 2 881 721 рубль;
- с обществом с ограниченной ответственностью "Фирма "РИГОР" на сумму 49 105 рублей;
- с индивидуальным предпринимателем Подъячевой О.Б. на общую сумму 96 720 рублей;
- с индивидуальным предпринимателем Тега П.А. на сумму 295 953 рубля;
- с открытым акционерным обществом "Коммунаровский рудник" на сумму 879 872 рубля;
- с государственным унитарным предприятием Республики Хакасия "Ширинское дорожное ремонтно-строительное управление" на сумму 4 470 590 рублей и на сумму 1 423 265 рублей 21 копейка;
- с обществом с ограниченной ответственностью "Теплосети" на сумму 85 840 рублей;
- с потребительским обществом "Центр" на сумму 163 450 рублей.
В силу статьи 11 Закона РХ от 17.11.1998 N 43 Правительство Республики Хакасия, в том числе, организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживает общественный порядок в ходе их проведения, при недостаточности собственных сил и средств обращается к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи.
Согласно Правилам выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N 110 (далее - Правила N 110), бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на проведение аварийно-спасательных работ по перечню согласно приложению N 1 (подпункт "а" пункт 2 Правил N 110).
Пунктом 8 приложения N 1 к Правилам N 110 предусмотрено, что в указанный выше перечень мероприятий входит обеспечение жизнедеятельности сил ликвидации чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 110 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и в случае, если объем запрашиваемых бюджетных ассигнований, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, составляет более 0,5 процента объема налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденного законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
На основании пункта 7 Правил N 110 обращения, предусмотренные пунктами 5 и 6 настоящих Правил, должны содержать обоснование предполагаемых расходов с указанием данных о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил N 110 выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, производится на основании решения Правительства Российской Федерации, в котором указываются общая сумма выделяемых бюджетных ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Правил N 110 рассмотрение вопросов о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда и внесение по результатам их рассмотрения в Правительство Российской Федерации соответствующих предложений осуществляются по поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации в части финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "в" пункта 2 настоящих Правил, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством финансов Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями - в срок, установленный в поручении, или в месячный срок со дня подписания поручения, если в поручении срок не указан.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопросов о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда (пункт 10 Правил N 110).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 11 Правил N 110 для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований по мероприятиям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 2 настоящих Правил, подготавливается заявка о потребности в бюджетных ассигнованиях на финансовое обеспечение проведения аварийно-спасательных работ согласно приложению N 5.
Как следует из материалов дела, 08.05.2015 Правительством Республики Хакасия сопроводительным письмом N ВК-М-1037 директору Департамента территориальной политики МЧС России направлены документы, обосновывающие выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на проведение аварийно-спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей 12.04.2015 в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов в населенных пунктах на территории Республики Хакасия.
Приложением к данному письму в пункте 3 обозначен сводный реестр мероприятий, финансируемых из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в пункте 5 - постановление Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 12.04.2015 N 24-ПП. Названный сводный реестр утвержден Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия 07.05.2015 и согласован начальником Сибирского регионального центра МЧС России 07.05.2015. В данный сводный реестр включены аварийно-спасательные работы, в том числе в муниципальном образовании Ширинский район (том 2 л.д. 33-45).
Аналогичное письмо в адрес директора Департамента территориальной политики МЧС России от 03 июля 2015 года N 819-02-04 с приложением сводного реестра мероприятий, финансируемых из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, направлено Управлением ГО и ЧС Хакасии (том 2 л.д. 46).
Согласно письму МЧС России от 26.11.2015 N 43-5653-7, адресованному Правительству Республики Хакасия, представленные документы на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ по уборке и вывозу мусора (остатков горения) с пострадавших территорий исключены из реестров в связи с их несоответствием требованиям Правил N 110. К письму приложены сводные реестры мероприятий на проведение аварийно-спасательных работ, в которых предусмотрено финансирование затрат в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.10.2015 N 2167-р, в том числе по муниципальному образованию Ширинский район на перевозку пострадавшего населения в результате ЧС, поставку товаров на проведение аварийно-восстановительных работ, подвоз воды для тушения пожара, подвоз воды для населения.
Арбитражный суд Республики Хакасия верно указал, что указанные действия Правительства Республики Хакасия свидетельствуют о том, что заявленные Администрацией расходы на проведение аварийно-спасательных работ (организация питания, услуг бани для сил ликвидации последствий чрезвычайной ситуации) и на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ (погрузка и вывоз мусора, мешающего проезду транспорта, используемого для восстановления инженерной инфраструктуры) приняты органом государственной власти Республики Хакасия как расходные обязательства республиканского бюджета.
Этот же вывод следует из анализа подпунктов "б" и "в" пункта 3 Порядка предоставления бюджетных средств из резервного фонда Правительства Республики Хакасия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (в редакции, действовавшей в спорный период), утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 09 августа 2012 года N 525.
При указанных обстоятельствах является обоснованным вывод суда первой инстанции о правомерном обращении истца с требованиями о взыскании указанных расходов к Республике Хакасия.
Доводы апелляционной жалобы Управления ГО и ЧС Хакасии о том, что на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304, поскольку на территории с. Шира пострадало 1351 человек, указанная чрезвычайная ситуация должна быть определена как ЧС федерального характера; режим ЧС, введенный постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 12.04.2015 N 24-ПП, имел формальное значение, в связи с возникновением пожаров на территории нескольких муниципальных образований республики; финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку основаны на неверном толковании приведенных норм и противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Суд первой инстанции указал на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований Администрации Ширинского района к Российской Федерации в лице Минфина России, поскольку положения Закона N 68-ФЗ и приведённые выше положения Правил N 110, с учётом обстоятельств настоящего дела, не дают оснований относить указанные затраты Администрации к расходным обязательствам Российской Федерации.
Данный вывод суда первой инстанции при апелляционном обжаловании сторонами не оспаривался, соответствующих доводов не приведено.
При обращении с исковыми требованиями, Администрация определила сумму взыскания в качестве убытков. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьёй 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьёй 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По смыслу названных норм возмещение убытков - мера гражданско-правовой ответственности, в силу чего, по требованию о взыскании убытков в виде реального ущерба лицо, требующее такое возмещение, в соответствии со статьёй 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно доказать совокупность следующих фактов: причинение убытков и размер понесённых убытков, противоправности действий (бездействия) ответчиков, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчиков и наступившими неблагоприятными последствиями для истца.
Отсутствие одного из предусмотренных условий состава правонарушения влечёт за собой отказ судом в удовлетворении требования о возмещении убытков.
Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.
Субъектами данной ответственности являются органы государственной власти или местного самоуправления, исполняющие свои властные публичные обязанности и выступающие от имени соответствующих публично-правовых образований, которые возмещают внедоговорной вред за счёт казны.
От имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств отвечает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств (пункт 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причинённый вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Во исполнение Закона N 68-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Правительством Республики Хакасия принято постановление от 24 марта 2004 года N 75 "О территориальной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", которым утверждено Положение о данной подсистеме (далее - территориальная подсистема).
Согласно пункту 2 названного Положения территориальная подсистема создана для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах территории Республики Хакасия, состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению Республики Хакасия, и объединяет органы управления, силы и средства территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Территориальная подсистема действует на региональном, муниципальном и объектовом уровнях. На каждом уровне территориальной подсистемы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил территориальной подсистемы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях (пункты 3, 4 Положения о территориальной подсистеме).
Координационным органом территориальной подсистемы на региональном уровне (в пределах территории Республики Хакасия) является Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Республики Хакасия (пункт 5 Положения о территориальной подсистеме).
В соответствии с пунктом 8 Положения о территориальной подсистеме постоянно действующими органами управления территориальной подсистемы на региональном уровне является Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия. Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия в рамках функционирования территориальной подсистемы осуществляет взаимодействие с указанным органом управления в соответствии с соглашением.
Согласно пункту 1.1 Положения об Управлении по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 16 февраля 2010 года N 66, Управление ГО И ЧС Хакасии является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции по выполнению мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, организации тушения пожаров и обеспечения пожарной безопасности на территории Республики Хакасия.
К полномочиям Управления ГО И ЧС Хакасии в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отнесены (пункт 2.1 Положения): участие в осуществлении подготовки и содержании в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; содействие организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддержанию общественного порядка в ходе их проведения; участие в содействии устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера; организация создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
В указанных целях Управление ГО И ЧС Хакасии полномочно вносить в Правительство Республики Хакасия проекты законов Республики Хакасия, постановлений Правительства Республики Хакасия, иных правовых актов, документы и предложения по вопросам, относящимся к установленным сферам ведения Управления, по которым требуется решение Правительства Республики Хакасия, в частности: по осуществлению финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, пожарной безопасности; по обращению в Правительство Российской Федерации за оказанием помощи при недостаточности собственных сил и средств при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера (пункт 2.4 Положения об Управлении ГО и ЧС Хакасии).
В силу пункта 2.14 Положения Управление ГО и ЧС Хакасии осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств республиканского бюджета Республики Хакасия.
На основании приведенного нормативного правового регулирования является правомерным вывод Арбитражного суда Республики Хакасия о том, что Управление ГО и ЧС Хакасии является надлежащим государственным органом субъекта Российской Федерации полномочным выступать от имени Республики Хакасия в деле о возмещении вреда в указанной сфере деятельности, в связи с чем, не может быть принята во внимание ссылка в апелляционной жалобе на то, что Управление не может рассматриваться в качестве ответчика по настоящему делу, т.к. Минфином Хакасии не предоставлялись бюджетные средства Управлению на финансирование указанных затрат истца, связанных с ликвидацией ЧС.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, не доведение до Управления ГО и ЧС Хакасии, как главного распорядителя денежных средств из республиканского бюджета на цели организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
В пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" указано, что в силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчиком по иску о возмещении вреда, причинённого государственными или муниципальными органами, а также их должностными лицами, является соответствующее публично-правовое образование. В связи с этим замена органа, уполномоченного представлять публично-правовое образование, не является заменой ответчика в смысле статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что по настоящему делу в качестве ответчиков выступают Республика Хакасия в лице Министерства финансов Республики Хакасия и в лице Управление ГО и ЧС Хакасии, принимая во внимание вышеизложенные положения, Арбитражный суд Республики Хакасия пришёл к обоснованному выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению к Республике Хакасия в лице главного распорядителя бюджетных средств - Управления ГО и ЧС Хакасии за счёт средств казны Республики Хакасия. В удовлетворении исковых требований к Республике Хакасия в лице Минфина Хакасии отказано обоснованно.
Согласно расчёту истца общая сумма убытков составила 10 952 599 рублей 08 копеек:
- 159 000 рублей задолженность государственному казённому учреждению Республики Хакасия "Управление инженерных защит" на основании муниципального контракта от 13.04.2015 N 2, которая вместе с пени в сумме 17 854 рублей 35 копеек и 6279 рублей расходов по уплате государственной пошлины взыскана по решению Арбитражного суда Республики Хакасия от 18.11.2016 по делу N А74-12096/2016;
- 266 400 рублей - обществу с ограниченной ответственностью "ВИС" на основании муниципального контракта от 13.04.2015;
- 17 959 рублей - муниципальному унитарному предприятию "Райтопсбыт" на основании муниципального контракта от 13.04.2015 N 1;
- 2 881 721 рубль - обществу с ограниченной ответственностью "Хакасская строительно-транспортная компания на основании муниципального контракта от 15.04.2015, которая вместе с 354 451 рубль 68 копеек неустойки и 38 815 рублей расходов по уплате государственной пошлины взыскана по решению Арбитражного суда Республики Хакасия от 30.09.2016 по делу N А74-8695/2016;
- 49 105 рублей - обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "РИГОР" на основании муниципального контракта от 15.04.2015;
- 96 720 рублей - индивидуальному предпринимателю Подъячевой О.Б. на основании муниципальных контрактов от 13.04.2015 и от 15.04.2015;
- 295 953 рубля - индивидуальному предпринимателю Тега П.А. на основании муниципального контракта от 16.04.2015;
- 879 872 рубля - открытому акционерному обществу "Коммунаровский рудник" на основании муниципального контракта от 18.04.2015;
- 4 470 590 рублей и 1 423 265 рублей 21 копейка - государственному унитарному предприятию Республики Хакасия "Ширинское дорожное ремонтно-строительное управление" на основании муниципальных контрактов от 12.04.2015 и 14.04. 2015. По решению Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.08.2016 по делу N А74-7880/2016 с Администрации в пользу предприятия взыскана задолженность в общей сумме 5 588 237 рублей 86 копеек и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 50 941 рублей 19 копеек;
- 85 840 рублей - обществу с ограниченной ответственностью "Теплосети" на основании муниципального контракта от 16.04.2015 N 1;
- 163 450 рублей - потребительскому обществу "Центр" на основании муниципальных контрактов от 17.04.2015 и от 22.04.2015.
На основании подписанных сторонами актов к перечисленным договорам оказанные исполнителями услуги приняты заказчиком (Администрацией) без претензий к объёму, качеству и срокам оказания.
Платёжным поручением от 25.04.2017 N 806787 произведена оплата в сумме 159 000 рублей основного долга по решению Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-12096/2016. Платёжным поручением от 25.04.2017 N 806788 произведена оплата пеней и расходов по госпошлине в общей сумме 24 133 рублей 35 копеек по решению Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-12096/2016. Платёжным поручением от 27.04.2017 N 820822 произведена частичная оплата задолженности в сумме 545 831 рубля 28 копеек по решению Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-8695/2016. Платёжными поручениями от 26.05.2017 N 38108 и от 29.05.2017 N 44167 произведена частичная оплата задолженности по решению Арбитражного суда Республики Хакасия от 28.09.2016 года по делу NА74-7880/2016 на сумму 300 000 рублей.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что задолженность перед исполнителями по вышеперечисленным муниципальным контрактам Администрацией погашена в общей сумме 1 028 964 рубля 63 копейки.
Апелляционная коллегия, оценив доводы апеллянтов относительно отсутствия доказательств понесенных Администрацией убытков на оставшуюся сумму, приходит к выводу об их отклонении, как противоречащие представленным в материалы дела доказательствам (информация о блокировке счетов администрации Ширинского сельсовета по состоянию на 03.03.2017, том 2 л.д. 105), а также положениям части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, в том числе, должно будет произвести.
При указанных обстоятельствах апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что размер убытков истцом обоснован в заявленной сумме.
В дополнении к апелляционной жалобе Минфин Хакасии указало, что при удовлетворении требований арбитражные суды взыскали расходы по уплате государственной пошлины с администрации в связи с невыполнением ею, как органом местного самоуправления, возложенных функций и, соответственно, данные расходы находятся в причинно-следственной связи с бездействием самого истца по настоящему делу.
Оценивая приведенный довод и полагая его подлежащим отклонению, суд апелляционной инстанции принимает во внимание пояснения истца о том, что в данном случае неустойка, пени и государственная пошлина - это убытки Администрации, которые не возникли бы, если бы ответчики исполнили свои обязательства.
Исходя из положений статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", исковые требования подлежат удовлетворению за счёт средств казны Республики Хакасия.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 15.06.2017 по делу N А74-247/2017 подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия и Министерство финансов Республики Хакасия на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "15" июня 2017 года по делу N А74-247/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-247/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 октября 2017 г. N Ф02-5506/17 настоящее постановление отменено
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ШИРИНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА ШИРИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Ответчик: Министерство финансов Республики Хакасия, Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, МЧС России в лице Главного управления МЧС России по РХ, Управление по ГО, ЧС и ПБ РХ, Веселова Светлана Владимировна, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4955/18
24.10.2018 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-247/17
16.07.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2649/18
29.03.2018 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-247/17
26.10.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5506/17
21.08.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4307/17
15.06.2017 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-247/17