г. Санкт-Петербург |
|
20 августа 2018 г. |
Дело N А56-34160/2018 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Сомова Е.А.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16809/2018) ФГУП "Почта России" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2018 по делу N А56-34160/2018 (судья Синицына Е.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по заявлению ФГУП "Почта России"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "ПОЧТА РОССИИ" (далее - заявитель, Предприятие, ФГУП "Почта России") обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее - заинтересованное лицо, Управление) об оспаривании постановления от 15.03.2018 N Ю78-00-03-0314-18 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.4 КоАП РФ.
Дело рассмотрено по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 04.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Предприятие просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что ответ на претензию (нарушение срока его предоставления) не является услугой почтовой связи, в связи с чем вмененное Предприятию правонарушение не могло быть квалифицировано по части 2 статьи 14.4 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, Управлением при изучении обращения гр. Васильева С.В. N 2158/з от 31.01.2018 установлено, что ФГУП "Почта России" допустило оказание услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, а именно: утерю международного почтового отправления N RB423045536SG (далее - МПО), непредставление ответа по существу на заявление гр. Васильева С.В. от 29.12.2017 по розыску МПО, в нарушение пункта 5 статьи 4, пункта 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закона РФ N 2300-1), статьи 16, 37 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ), пункта 3.2.2.3 ГОСТа Р 53724-2009, пункта (а, в) Правил оказания услуг почтовой связи.
Управлением 12.03.2018 в отношении ФГУП "Почта России" составлен протокол об административном правонарушении N 78-00-03-1179.
На основании выявленного правонарушения Управлением 15.03.2018 вынесено Постановление N Ю78-00-03-1314-18 по делу об административном правонарушении ФГУП "Почта России" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с законностью указанного постановления, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Частью 1 данной статьи предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона N 2300-1, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать услугу соответствующую этим требованиям.
В силу статьи 37 Закона N 176-ФЗ при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда
Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо не выплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств.
Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке.
Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки: на претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней; на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств - в течение тридцати дней. Претензии по розыску международных почтовых отправлений принимаются и рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 46 (а, в) Правил, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки, обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Согласно пункту 3.2.2.3 ГОСТР 53724-2009, каждому этапу оказания услуги соответствуют основные потребительские свойства, характеризующие ее объективные особенности, проявляющиеся при потреблении, в том числе: надежность, бесперебойность, качество передачи, качество услуги в целом.
Согласно информации, размещенной на сайте ФГУП "Почта России" www.russianpost.ru, в разделе "отслеживание почтовых отправлений", МПО 24.12.2017 прибыло в место вручения 190000 Санкт-Петербург, 24.12.2017 получено адресатом, тогда как фактически МПО получено не было.
В заявлении гр. Васильева СВ. указано, что 24.12.2017 в 13:57 он получил sms-уведомление о поступлении МПО на главпочтамт в отделение почтовой связи 190000 по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Почтамтская, д. 9, литер А. однако, получить МПО в тот же день не удалось, оператор не нашла посылку. Повторно гр. Васильев СВ. посетил ОПС 190000 Санкт-Петербург 29.01.2017, написал заявление на розыск пропавшей посылки.
УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области - филиал ФГУП "Почта России" в ответе на запрос Управления факт снижения качества обслуживания и утери МПО не отрицает и сообщило, что заявление от 29.12.2017 на розыск МПО из Сингапура направлено для проведения проверки и розыскных мероприятий в отдел по работе с иностранными почтовыми администрациями по претензионной работе ФГУП "Почта России". Срок проведения проверки в случае решения вопроса относительно материальной ответственности может продлиться до трех месяцев.
Оценив представленные доказательства, Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу пришло к правомерному выводу о том, что ФГУП "Почта России" не проявило должной заботы и осмотрительности и не приняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению возложенных на него законодательством обязанностей.
Доводы заявителя о неправильной квалификации правонарушения не могут быть признаны основанными на законе и материалах дела, поскольку в настоящем случае Почте России вменяется оказание населению услуг, не соответствующих требованиям Правил оказания услуг почтовой связи, а не нарушение лицензионных условий (Определения Верховного Суда РФ от 21.08.2017 N 305-АД17-10625, от 01.11.2017 N 305-АД17-15573).
Поскольку материалами дела подтверждается, что аналогичное правонарушение совершено предприятием повторно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества события правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения предприятием требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия заявителем необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины ФГУП "Поста России" во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правильно установлен состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного заявителем правонарушения, не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы предприятия не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2018 по делу N А56-34160/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГУП "Почта России" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-34160/2018
Истец: ФГУП "ПОЧТА РОССИИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ