Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 3 ноября 2017 г. N Ф09-6775/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
21 августа 2017 г. |
Дело N А50-9587/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т. В.
судей Поляковой М.А., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Некрасовой А.С.,
при участии:
от Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра": Спиридонова Е.И., доверенность от 09.01.2017, паспорт;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю: Спицын А.С., доверенность от 09.08.2017, паспорт;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 07 июня 2017 года
по делу N А50-9587/2016
принятое судьей Вшивковой О.В.,
по заявлению Департамента земельных отношений Администрации города Перми
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю
о признании незаконным бездействия, выразившегося в неустановлении кадастровой стоимости земельного участка, возложении обязанности установить кадастровую стоимость,
третьи лица: Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, Кошелева Елена Евгеньевна
установил:
Департамент земельных отношений администрации города Перми обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю, выразившееся в не установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:01:4410257:18 по ул. Озерной, 16 в г. Перми, а также об обязании установить кадастровую стоимость указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 07 июня 2017 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю, не согласившись с принятым судебным актом, обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение отменить.
В апелляционной жалобе указывает на то, что в удовлетворении заявления Департамента земельных отношений администрации г. Перми об оспаривании бездействия к Управлению Росреестра по Пермскому краю, Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю должно быть отказано, поскольку в случае удовлетворения заявленных требований действия Филиала по установлению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410257:18 повлекут нарушение действующего законодательства РФ. Указывает на то, что действующим законодательством не предусмотрено альтернативных способов определения кадастровой стоимости земельного участка при поставке земельного участка на государственный учет в случае отсутствия удельных показателей кадастровой стоимости. Оспаривает вывод суда о том, что заинтересованным лицам надлежало определить кадастровую стоимость спорного земельного участка в порядке, предусмотренном для случаем перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории по аналогии, ссылаясь на то, что методическими указаниями не предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости по аналогии, в случае удельных показателей кадастровой стоимости, также как такая возможность не предусмотрена и другими нормативными правовыми актами. Полагает, что требование заявителя об обязании Филиал установить кадастровую стоимость незаконно, так как совершение Филиалом действий, выходящих за пределы его полномочий, недопустимо, и является посягательством на регламентированную нормативными правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, в связи с чем считает, что не установление Филиалом кадастровой стоимости спорного земельного участка бездействием не является.
До начала судебного заседания от Департамента земельных отношений Администрации города Перми, Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Заявления судом рассмотрены в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворены на основании ст. 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Управления Росреестра по Пермскому краю просил решение отменить, апелляционную жалобу филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" удовлетворить, представил в судебном заседании письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов сторон, по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, считает, что оснований для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Как следует из материалов дела, 31.12.2016 в Департамент земельных отношений администрации города Перми поступило заявление о предоставлении Кошелевой Е.Е. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410257:18 по ул. Озерная, 16, в Дзержинском районе г.Пермь, под одноэтажный жилой дом лит. А.
Поскольку в кадастровой выписке от 13.01.2016 N 5900/201/16-7349 кадастровая стоимость указанного земельного участка не определена, это делает невозможным расчет цены выкупаемого земельного участка.
Департамент земельных отношений администрации г. Перми 27.01.2016 обратился в Управление Росреестра по Пермскому краю за разъяснением причин отсутствия сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 459:01:4410257:18, и поиска вариантов их устранения.
В ответ на указанное обращение Управление Росреестра по Пермскому краю в письме от 04.02.2016 сообщило Департаменту земельных отношений администрации г. Перми, что в связи с отсутствием среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости по кадастровому кварталу 59:01:4410257, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410257:18 по ул. Озерная, 16 не может быть определена. Порядок определения кадастровой стоимости для таких земельных участков не установлена законодательством. Кроме того, Управление Росреестра по Пермскому краю сообщило Департаменту земельных отношений администрации г. Перми, что с учетом минимальных сроков принятия решения о проведении очередной государственной кадастровой оценки (не чаще, чем один раз в течение 3-х лет), очередная оценка может быть проведена в 2016 году.
Полагая, что Управлением Росреестра по Пермскому краю, а также филиалом ФГБУ "ФКП Управления Росреестра" по Пермскому краю допущено незаконное бездействие по не установлению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410257:18 по ул. Озерной, 16, Департамент обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земли по указанному кадастровому кварталу не установлены.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу ст. 201 АПК РФ для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу ст. 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
При осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом определяется Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пункту 2 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил).
Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" (далее - Методические указания).
Как указано в п. 1.2 Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (абз. 1 п. 2.1.3 Методических указаний).
В случае перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В случае если кадастровый квартал, в котором расположен земельный участок, граничит более чем с одним кадастровым кварталом населенного пункта, то для определения кадастровой стоимости земельного участка используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для граничащих кадастровых кварталов (абз. 2 п. 2.1.3 Методических указаний).
Согласно пункту 2.4. Методических указаний в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов согласно пунктам 2.1.1-2.1.16 настоящих Методических указаний в части определения кадастровой стоимости в случае образования новых или выявления ранее учтенных соответствующих земельных участков.
В случаях, определенных настоящим пунктом, кадастровая стоимость земельного участка определяется на дату определения кадастровой стоимости земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки земель (п. 2.5. Методических указаний).
Как установлено судом первой инстанции спорный земельный участок не вошел в перечень объектов оценки, сформированный по состоянию на 01 января 2013 года. Значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, не установлено.
В соответствии с п. 5 ст. 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (далее - заказчик работ).
Статьей 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ (ред. от 30.11.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действие статей 24.12-24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" приостановлено с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, проведение государственной кадастровой оценки спорного земельного участка по решению Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края невозможно в силу объективных причин.
Вместе с тем, наличие сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости представляется необходимым для целей вовлечения земельного участка в хозяйственный оборот, отсутствие указанных сведений препятствует Департаменту осуществить действия по распоряжению земельным участком и заключить договор купли-продажи с Кошелевой Е.Е.
Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 25, ст. 3052; 2010, N 26, ст. 3350; N 45, ст. 5860; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 15, ст. 2125), таким органом является Росреестр.
Приказом Росреестра от 12.05.2015 N П/210 федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Как следует из материалов дела, 07 декабря 2015 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410257:18, номер кадастрового квартала 59:01:4410257 по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Озерная, 16, разрешенное использование - под 1-этажный жилой дом (литер А), кадастровая стоимость не указана.
Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земли по указанному кадастровому кварталу не установлены.
Отсутствие удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта не должно являться препятствием для определения кадастровой стоимости земельного участка.
Исходя из фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о невозможности определения кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствии с порядком, прописанным в абзаце 1 пункта 2.1.3 Методических указаний, заинтересованным лицам надлежало определить его кадастровую стоимость в порядке, предусмотренном для случаев перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории по аналогии.
Поскольку указанных действий заинтересованными лицами не произведено, вывод суда первой инстанции о незаконности такого бездействия и нарушений прав заявителя является обоснованным.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 07 июня 2017 года по делу N А50-9587/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.В. Макаров |
Судьи |
М.А. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-9587/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 3 ноября 2017 г. N Ф09-6775/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент земельных отношений администрации города Перми
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Третье лицо: Кошелева Елена Евгеньевна, Министерство по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края
Хронология рассмотрения дела:
03.11.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6775/17
21.08.2017 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10536/17
25.07.2017 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10536/17
07.06.2017 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-9587/16