г. Саратов |
|
21 августа 2017 г. |
Дело N А12-12282/2017 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Каплина С.Ю.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Объединенная тепловая компания" (400050, г. Волгоград, ул. Днестровская, д. 14, офис 4, ОГРН 1163443055126, ИНН 3444257317)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 июня 2017 года по делу N А12-12282/2017, принятое в порядке упрощенного производства (судья Стрельникова Н.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Объединенная тепловая компания" (400050, г. Волгоград, ул. Днестровская, д. 14, офис 4, ОГРН 1163443055126, ИНН 3444257317)
к Комитету тарифного регулирования Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. им. Скосырева, д. 7, ОГРН 1063444056048, ИНН 3444134770)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Объединённая тепловая компания" (далее - ООО "ОТК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета тарифного регулирования Волгоградской области (далее - комитет, административный орган) от 30.03.2017 N 03-07/17-032 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Дело рассматривалось в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ОТК", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.06.2017 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.06.2017 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Предметом оспаривания является постановление Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 30.03.2017 N 03-07/17-032 о привлечении ООО "ОТК" к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Основанием для вынесения указанного постановления послужило выявленное административным органом в ходе проведенного в период с 30.11.2016 по 30.12.2016 административного расследования по делу об административном правонарушении N 03-05/16-503, в результате исследования представленных документов и сведений, нарушение обществом установленного порядка ценообразования, выразившееся в неправомерном применении ООО "ОТК" тарифа на тепловую энергию, действующего с 25.11.2016, при начислении и предъявлении платы за оказанную коммунальную услугу по отоплению за октябрь 2016 года и период с 01.11.2016 по 24.11.2016 собственникам помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Волгоградская область, Городищенский район, р.п. Городище, ул. Нефтяников, дома NN 11, 11А, 13; г. Волгоград, ул. Шекснинская, дома NN 32, 32/1; 40, 42, 46.
По факту выявленных нарушений в отношении ООО "ОТК" составлен протокол об административном правонарушении от 16.03.2017 N 03-07/17-032 по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Постановлением Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 30.03.2017 N 03-07/17-032 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6. КоАП РФ, является установленный государством порядок ценообразования.
Согласно статье 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию.
Частью 3 статьи 7 Закона N 190-ФЗ определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 Закона N 190-ФЗ, и осуществляют региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Комитете тарифного регулирования Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 06.02.2014 N 32-п, комитет является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением регулирования цен, относящегося к полномочиям иных органов исполнительной власти Волгоградской области), а также контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области.
Исходя из материалов дела, ООО "ОТК" осуществляет деятельность по эксплуатации автономных газовых котельных, расположенных по адресам: 1) Волгоградская область, Городищенский район, р.п. Городище, ул. Нефтяников, 13А; 2) г. Волгоград, ул. Шекснинская, 32А; 3) г. Волгоград, ул. Шекснинская, 46А, в которых производит тепловую энергию и горячую воду для дальнейшей поставки указанных коммунальных ресурсов потребителям - собственникам помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: 1) Волгоградская область, Городищенский район, р.п. Городище, ул. Нефтяников, дома N N 11, 11А, 13; 2) г. Волгоград, ул. Шекснинская, дома NN 32, 32/1; 3) г. Волгоград, ул. Шекснинская, дома NN 40, 42, 46.
Впервые тарифы на тепловую энергию для ООО "ОТК" по указанным котельным были установлены приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 21.11.2016 N 42/1 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО "Объединенная тепловая компания" и действовали в период с 25.11.2016 по 31.12.2016.
Административным органом установлено, что 01.11.2016 ООО "ОТК" и акционерное общество "Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда" (далее - АО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК") заключили агентский договор N 195/2016, по условиям которого АО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" (Агент) обязано за вознаграждение от ООО "ОТК" (Принципал) проводить информационно-вычислительные работы по расчетам за коммунальную услугу "отопление" по вышеуказанным МКД.
В соответствии с пунктом 2.1.14 данного договора Агент обязан произвести доначисление (компенсация понесенных затрат) платы за услугу "отопление" за октябрь 2016 года по указанным выше МКД по сведениям, предоставленным Принципалом, на основании базы населения, имеющейся у Агента, и результат доначисления отразить в адресно-именных единых платежных документах (далее - АИЕПД) за ноябрь 2016 года в графе "перерасчет".
Также в рамках указанного агентского договора ООО "ОТК" направило в адрес АО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" письменное поручение исх. N 117 (вх. N 11285/в от 01.12.2016) с указанием тарифов на тепловую энергию, которые АО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" должно применить при расчете размера платы за октябрь, ноябрь 2016 года за коммунальную услугу по отоплению для потребителей - собственников помещений в МКД, расположенных по адресам: 1) Волгоградская область, Городищенский район, р.п. Городище, ул. Нефтяников, дома NN 11, 11А, 13; 2) г. Волгоград, ул. Шекснинская, дома NN 32, 32/1; 3) г. Волгоград, ул. Шекснинская, дома NN 40, 42, 46.
АО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" представило в комитет в ходе административного расследования копии платежных документов за ноябрь 2016 года, предъявленных к оплате собственникам жилых помещений в спорных многоквартирных домах, из которых следует, что АО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" выполнило поручение ООО "ОТК" по начислению платы за отопление за октябрь 2016 года и период с 01.11.2016 по 24.11.2016 по тарифам на тепловую энергию, которые вступили в силу с 25.11.2016.
Таким образом, ООО "ОТК" поручило АО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" произвести доначисление потребителям платы за коммунальную услугу "отопление" за октябрь и часть ноября 2016 года (с 01.11.2016 по 24.11.2016) по тарифам на тепловую энергию, которые вступили в силу только с 25.11.2016, что является нарушением установленного порядка ценообразования.
До 25.11.2016 общество не имело соответствующего тарифа, утвержденного в установленном законом порядке.
Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В силу пункта 38 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Следовательно, ООО "ОТК" допустило нарушение порядка ценообразования в части неправомерного применения тарифов на тепловую энергию, установленных приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 21.11.2016 N 42/1, при начислении и предъявлении платы за оказанную коммунальную услугу по отоплению за октябрь 2016 года и период с 01.11.2016 по 24.11.2016 собственникам спорных многоквартирных домов.
Обжалуя постановленный по делу судебный акт, заявитель апелляционной жалобы указывает на неверный и несоответствующий фактическим обстоятельствам дела вывод суда первой инстанции о времени совершения правонарушения. Общество считает, что тариф по услуге "отопление" неправомерно применялся в период с 11.10.2016 по 24.11.2016 в отношении жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Волгоград, ул. Шекснинская, дома N N 32, 32/1, 40, 42, 46; и в период с 12.10.2016 по 24.11.2016 в отношении жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: Волгоградская область, Городищенский район, р.п. Городище, ул. Нефтяников, дома NN 11, 11А, 13, поскольку отопительный сезон в г. Волгограде начался с 11.10.2016, а в р.п. Городище Городищенского района Волгоградской области с 12.10.2016.
Вместе с тем, решение суда первой инстанции по настоящему делу содержит вывод о неправомерном применения тарифов на тепловую энергию при начислении и предъявлении платы за оказанную коммунальную услугу по отоплению за октябрь 2016 года и период с 01.11.2016 по 24.11.2016.
Вышеуказанное уточнение, содержащееся в апелляционной жалобе, не имеет существенного правового значения для рассмотрения настоящего спора и не исключает наличие в действиях общества состава вменяемого правонарушения, поскольку в любом случае временем совершения правонарушения является 30.11.2016, то есть дата формирования платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг за ноябрь 2016 года.
Обстоятельства правонарушения установлены судом апелляционной инстанции и подтверждаются представленными в материалах дела доказательствами.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У общества имелась возможность для соблюдения действующего законодательства, однако выявленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения вышеуказанных положений законодательства в сфере порядка ценообразования.
ООО "ОТК" не проявило ту степень заботливости, которая требовалась от него для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей как ресурсоснабжающей организации.
Общество имело возможность обратиться в комитет с заявлением об установлении тарифов ранее, чем 20.09.2016, так как договоры аренды указанных котельных оно заключило уже 16.08.2016.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на заключение договора поставки газа в вышеуказанные котельные только 06.10.2016, без которого тарифы не могли быть установлены, поскольку расходы на газ закладываются в тариф, не принимается апелляционной коллегией, поскольку данное обстоятельство не может рассматриваться в качестве объективной причины, вызвавшей невозможность своевременного обращения в комитет с заявлением об установлении тарифов и его рассмотрения компетентным органом до начала отопительного сезона.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество действовало в состоянии крайней необходимости, поскольку на него возложена обязанность по обеспечению граждан тепловой энергией, был рассмотрен судом первой инстанции и правомерно отклонен как несостоятельный.
В соответствии со статьей 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Таким образом, лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности, если оно своими действиями пыталось предотвратить опасность, угрожающую общегосударственным интересам или законным интересам субъектов частного права. При этом опасность могла быть устранена только в результате совершения административного правонарушения, а причиненный вред должен быть менее значим, чем вред предотвращенный.
ООО "ОТК", заключив договоры аренды автономных газовых котельных с их собственником, а также договоры на поставку тепловой энергии и горячей воды для предоставления коммунальных услуг потребителям с управляющими организациями, приобрело статус ресурсоснабжающей организации, тарифы которой (на тепловую энергию и горячую воду) подлежат государственному регулированию, а, следовательно, обязано соблюдать обязанности, установленные действующим законодательством для таких субъектов хозяйственной деятельности.
Применение ООО "ОТК" неустановленных тарифов на тепловую энергию в рассматриваемом случае не является основанием для признания действий заявителя, совершенных в состоянии крайней необходимости, и не является причиной для неисполнения обязанности по подаче коммунального ресурса потребителям, предусмотренной договорами с управляющими организациями.
Расчеты фактически понесенных ООО "ОТК" затрат на производство тепловой энергии в период с начала отопительного сезона до момента вступления в силу тарифа на тепловую энергию в материалы дела не представлены.
Обстоятельства, приведенные обществом, не обладают свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что материалы дела не содержат доказательств совершения обществом действий в состоянии крайней необходимости применительно к положениям статьи 2.7 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2011 по делу N А12-6074/2011 несостоятельна, в связи с тем, что предметом рассмотрения указанного дела являлись иные обстоятельства, кроме того, названный судебный акт не имеет преюдициального значения для разрешения настоящего спора.
Нарушений порядка привлечения ООО "ОТК" к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель апелляционной жалобы привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются судом апелляционной инстанции по вышеуказанным основаниям.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.06.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Оставить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 июня 2017 года по делу N А12-12282/2017 без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
С.Ю. Каплин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-12282/2017
Истец: ООО "ОБЪЕДИНЕННАЯ ТЕПЛОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: КОМИТЕТ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ