г. Томск |
|
22 августа 2017 г. |
Дело N А27-6203/2017 |
Судья Седьмого арбитражного апелляционного суда Марченко Н.В.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 9 на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14 июня 2017 года по делу N А27-6203/2017 (судья Гатауллина Н. Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 9), г. Междуреченск (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857)
к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Кемеровской области "Междуреченская городская больница", город Междуреченск (ОГРН 1024201391884, ИНН 4214003334)
о взыскании 36 268,46 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 9) (далее - заявитель, Фонд социального страхования, ГУ-КРОФСС РФ) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с государственного бюджетному учреждения здравоохранения Кемеровской области "Междуреченская городская больница" (далее - ответчик, медицинское учреждение, ГБУЗ "МГБ") о взыскании средств обязательного социального страхования, выплаченные по выданным с нарушением установленного порядка листкам нетрудоспособности в размере 36 268,46 руб.
Арбитражный суд Кемеровской области рассмотрел дело по существу в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 14 июня 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд социального страхования обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кемеровской области.
По мнению заявителя жалобы, спорные листки нетрудоспособности на имя Решетова В.А. и Жуланова И.И. выданы ответчиком без медицинского освидетельствования состояния их здоровья (осмотра) и без обоснования необходимости временного освобождения их от работы, соответственно, без установления факта наличия у них страхового случая; виновные действия ответчика повлекли негативные последствия для филиала, а именно нецелевое расходование средств Фонда социального страхования.
ГБУЗ "МГБ" в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с доводами жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с требованиями статьи 272.1 АПК РФ, пунктов 47, 49 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда Кемеровской области рассмотрена судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства судьей единолично без проведения судебного заседания, извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, 13.12.2016 Филиалом N 9 Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации проведена выездная внеплановая проверка ГБУЗ КО МГБ (ранее МБУЗ ЦГБ) по вопросам соблюдения требований установленного порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности, по результатам которой составлен Акт внеплановой проверки N 7 от 13.12.2016.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 624н выдача листков нетрудоспособности осуществляется лицами, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности.
По результатам проверки выявлен, в том числе, факт нарушения требования Порядка N 624н, а именно спорные листки нетрудоспособности на имя Решетова В.А. и Жуланова И.И. выданы ГБУЗ "Междуреченская городская больница" без медицинского освидетельствования состояния их здоровья (осмотра) и без обоснования необходимости временного освобождения их от работы, а, соответственно, без установления факта наличия у них страхового случая, что подтверждается отсутствием в медицинских картах Решетова В.А. и Жуланова И.И. записей о приеме пациентов, о выдачи (продлении, закрытии) им листков нетрудоспособности.
Таким образом, по мнению заявителя, указанные выше листки нетрудоспособности являются неправильно оформленными. В результате ГУ-КРОФСС РФ понесло расходы на страховое обеспечение в размере 36 268,46 руб.
ГУ-КРОФСС РФ (филиал N 9) направлена претензия медицинскому учреждению с требованием возместить 36 268,46 руб. понесенных расходов на страховое обеспечение.
В связи с тем, что указанные расходы страховщику не возмещены, Фонд социального страхования обратился в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно подп. 5 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165 "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются, в том числе, пособия по временной нетрудоспособности.
Основанием для их назначения и выплаты является наступление документально подтвержденного страхового случая (ст. 22 Закона N 165-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Страховщик вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности (п. 6 ч. 1 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ).
Пунктом 8 ч. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ установлено, что страховщик вправе обращаться в арбитражный суд с иском о возмещении вреда, причиненного Фонду социального страхования.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст. 1064 ГК РФ).
На основании ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Из положений главы 59 ГК РФ следует, что удовлетворение исковых требований о возмещении вреда (в настоящем случае - имущественного) возможно при наличии совокупности условий деликтной ответственности (внедоговорной ответственности за причинение вреда): наступление вреда (возникновение убытков) как негативных имущественных последствий для потерпевшего с обоснованием их размера; противоправность поведения причинителя вреда; причинная связь между вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда (в случаях, предусмотренных действующим гражданским законодательством, возможно возложение ответственности на причинителя вреда при отсутствии его вины).
Пунктом 4 ст. 13 Закона N 255-ФЗ установлено, что единственным основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности застрахованного лица (п. 1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).
В настоящее время действует Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н.
Подпунктом 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ определено, что страховщику предоставлено право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
На основании п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение о фонде), расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного Порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя (за первые два дня временной нетрудоспособности) (ч. 1 ст. 3 Закона N 255-ФЗ).
Согласно Методическим указаниям о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденным Постановлением Фонда социального страхования России от 07.04.2008 N 81 (далее - методические указания), контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование, начисления и уплаты страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.
Перед проверкой назначения (исчисления) пособия по временной нетрудоспособности следует обращать внимание на правильность заполнения реквизитов листка нетрудоспособности как финансового документа, который должен иметь разборчивые записи медицинских работников, четкие печати, название или штампы медицинской организации (п. 60 Методических указаний).
При этом пунктом 61 Методических указаний предусмотрено, что при наличии нарушений в оформлении листков нетрудоспособности отделение (филиал отделения) Фонда в ходе проверки дает возможность исправить (устранить) нарушение либо принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки, либо принимает меры к лечебно-профилактическому учреждению, выдавшему листки нетрудоспособности с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности.
Таким образом, законодательством предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Исходя из изложенного, отношения по зачету суммы, выплаченной в качестве пособия с нарушением установленных правил, возникают между страховщиком и страхователем, а не между страховщиком и лечебным учреждением, выдавшим листки нетрудоспособности.
В пункте 10 Положения о фонде определено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Как следует из материалов дела, сумма, предъявленная Фондом социального страхования к взысканию с ответчика, является страховым возмещением по временной нетрудоспособности, уплаченной страхователем своим работникам.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, в том числе акт проверки от 13.12.2016 N 7, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 15, 1064 ГК РФ, правильно исходил из того, что действия учреждения здравоохранения по выдаче листков нетрудоспособности не находятся в причинно-следственной связи с заявленными истцом убытками, поскольку ответчик не является субъектом обязательного социального страхования.
Учитывая, что в рассматриваемом деле отсутствие страхового случая установлено не было, доказательств обратного Фондом социального страхования не представлено, апелляционный суд, также принимая во внимание позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 04.06.2015 N 309-ЭС15-4988, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 05.08.2013 N ВАС-10078/13, сформировавшуюся судебную практику (постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.05.2015 по делу N А45-24282/2013, от 19.12.2014 по делу N А45-22888/2013, от 15.05.2013 по делу N А27-15251/2012), приходит к выводу о недоказанности Фондом социального страхования оснований, влекущих возмещение суммы расходов на страховое обеспечение.
В целом доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению доводов, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 229, 271, 272.1, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14 июня 2017 г. по делу N А27-6203/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-6203/2017
Истец: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 9
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области "Междуреченская городская больница"