г. Санкт-Петербург |
|
22 августа 2017 г. |
Дело N А56-17696/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Семеновой А.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Николаевым И.И.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15154/2017) ООО "Бегет" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.05.2017 по делу N А56-17696/2017(судья Захаров В.В.), принятое
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному Федеральному округу
к ООО "Бегет"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу (адрес: 190000, город Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 27, далее - Роскомнадзор, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт- Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "БЕГЕТ" (адрес: 199034, город Санкт-Петербург, линия 2-я В.О., 5, литер А, пом.11Н, ОГРН: 1077847645590, далее - Общество) к административной ответственности предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 12.05.2017 Общество привлечено к административной ответственности согласно названной квалификации в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы Общество указывает, что результаты агента АС "Ревизор" не могут свидетельствовать о наличии события и состава административного правонарушения, кроме того, невозможно установить источник получения скриншотов.
Стороны извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителей административного органа.
От Управления в апелляционный суд поступила правовая позиция, в которой, возражая против доводов апелляционной жалобы, Роскомнадзор просит оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в результате проведенного мониторинга запрещенных ресурсов доменных имен, согласно данным акта мониторинга N 78/230 от 13.02.2017, административным органом установлено, что оператор связи ООО "Бегет" не осуществляет ограничение доступа к информационной сети Интернет, тем самым нарушил пункт 5 лицензионных условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 139465 на оказание телематических услуг связи, требования пунктов 1, 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", пп. "а" пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575 (далее - Правила).
Установив в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, должностным лицом Управления 02.03.2017 составлен протокол об административном правонарушении N АП-78/6/425.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества в его совершении, при этом суд правомерно руководствовался следующим.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Оператор связи ООО "Бегет" осуществляет лицензируемый вид деятельности - оказание телематических услуг связи в соответствии с лицензией N 117737 (срок действия лицензии до 17.04.2019).
В целях оказания телематических услуг связи ООО "Бегет" в соответствии с условиями лицензии N 117737 и пункта 4 раздела 16 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, обеспечивает предоставление абоненту и (или) пользователю: а) доступ к сети связи лицензиата; б) доступ к информационным системам информационно- телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет; в) прием и передачу телематических электронных сообщений; г) передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при введении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
В соответствии с пп. "а" пункта 26 Правил оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, Правилами, лицензией и договором.
Согласно пунктам 1, 5 статьи 46 Закона N 126-ФЗ оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством сети Интернет, в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ), а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи, установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований.
На основании части 1 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создан и ведется "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Единый реестр).
Единый реестр ведется в соответствии с "Правилами создания, формирования и ведения Единого реестра", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 (далее - Правила ведения Единого реестра).
Согласно пункту 13 Правил ведения Единого реестра перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети Интернет, доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час. 0 минут московского времени.
Согласно части 10 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети Интернет, содержащий информацию, распространение которой в РФ запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обязан ограничить доступ к такому сайту в сети Интернет.
На основании пункта 3 "Порядка получения доступа к содержащейся в Едином реестре информации", утвержденного приказом Роскомнадзора от 21.02.2013 N 169, получение доступа к информации из Единого реестра осуществляется посредством обращения к веб-сервису, описание которого размещено на веб-сайте в сети Интернет: http://eais.rkn.gov.ru (http://vigruzki.rkn.gov.ru). Авторизация для использования указанного веб-сервиса осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной удостоверяющим центром, аккредитованным Министерством связи и массовых коммуникаций РФ.
Мониторинг проводился работниками филиала ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО с использованием разработанной по заказу Роскомнадзора автоматизированной системы контроля за соблюдением операторами связи требований, установленных статьями 15.1 - 15.6 Закона N 149-ФЗ (АС "Ревизор") посредством запуска плановых задач на аппаратно-программных модулях (агентах).
В рамках проведения мониторинга нарушения фиксируются в результате получения прямого доступа при обращении к указанным интернет-ресурсам.
В материалах мониторинга отмечено время фиксации выявленных нарушений.
Мониторинг проведен с использованием технического средства контроля: аппаратного агента АС "Ревизор", на который выдан сертификат соответствия.
На основании выявленных нарушений составлен акт мониторинга от 13.02.2017 N 78/230.
В ходе мониторинга, согласно данным протокола мониторинга (от 13.02.2017 N 78/227) установлено, что оператор связи ООО "Бегет" не осуществляет ограничение доступа по 9 адресам ресурсов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Приступить к ограничению доступа к информации, размещенной на данном сайте в сети "Интернет", ООО "Бегет" обязано в течение суток с даты внесения сайта в "Единый реестр", согласно части 10 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ. Далее обязано постоянно ограничивать доступ к информации, размещенной на данном сайте до даты исключения данного сайта из "Единого реестра".
В ходе мониторинга филиала ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО (13.02.2017) запрещенная информация, размещенная, в том числе, на вышеуказанных сайтах в сети "Интернет, была отображена. Файлы скриншотов, подтверждающие отображение информации, размещенной по адресам:
http://go-krit.eom/l 172-taren.html;
http://sukebei.nvaa.se/?page=view&tid=469294;
http://porncomics.info/leave-it-to-beaver/page_14/;
http://ozppnn.ru/pamvatka-potrebitelvam-pri-poseschenii-okkupirovann yh-territoriy/;
http://sokrytoe.org/20371-pamyatka-rossiyskim-potrebitelyam-chto-zhd et-rossiyskihturistov-na-puti-v-krym.html (размещенные в архиве по электронному адресу: 5 А56-17696/2017 https://www.rfc-re\izor.rii/monitoring/CFffiCK_78_230_l7486/scr-78-227.zi p, под номерами: s_79323_78_227_l_0.jpg;s_8415 l_78_227_2_0.jpg;s_84151_78_227_2_1.jpg;s_93770_78_227_3_0.jpg; s_205649_78_227_8_0.jpg;s_264618_78_227_9_0.jpg).
Анализ содержимого скриншотов информационных страниц вышеперечисленных ресурсов сети Интернет показывает, что оператором связи ООО "Бегет" вышеуказанные ресурсы не блокируются (согласно статей 15.1-15.3, 15.6 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации")
Анализ содержимого скриншотов информационных страниц вышеперечисленных ресурсов сети Интернет показывает, что оператором связи ООО "Бегет" вышеуказанные ресурсы не блокируются (согласно статьям 15.1 - 15.3, 15.6 Закона N 149-ФЗ).
Таким образом, 13.02.2017 ООО "Бегет" не ограничило доступ к информации, размещенной, в том числе, на указанных сайтах в сети "Интернет".
Указанными действиями Общество нарушило пункты 1, 5 статьи 46 Закона N 126-ФЗ.
На основании пункта 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 117737 оператор связи ООО "Бегет" обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно объяснениям Управления, несовпадение времени создания скриншота и времени выявления факта неблокировки обоснованно, поскольку АС "Ревизор" не изготавливает скриншоты в момент фиксации факта отсутствия блокировки. Он фиксирует информацию сети "Интернет", позволившую ему выявить факт отсутствия блокировки. В дальнейшем эта информация встает в очередь на создание скриншотов.
Представленные суду скриншоты в полном объеме отвечают всем предъявленным требованиям, поскольку они изготовлены электронным способом и содержат в себе все необходимые данные, позволяющие идентифицировать их принадлежность к конкретному акту мониторинга (ID записи, ID агента, ID адреса и т.д.).
Доказательства, представленные Роскомнадзором, подтверждают факт правонарушения применительно к требованиям КоАП РФ и АПК РФ.
Протокол об административном правонарушении содержит все значимые сведения по статье 28.2 КоАП РФ, позволяющие определить обязательные элементы состава правонарушения.
Общество, получив лицензию на оказание телематических услуг связи, приняло на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности. Несоблюдение Обществом лицензионных требований и условий свидетельствует о наличии вины в его действиях, поскольку доказательств принятия Обществом исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, которые позволили бы судить об отсутствии вины (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ), в материалах дела не содержится.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, объект посягательства правонарушения, отсутствие исключительности совершения правонарушения, суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ.
Назначенное судом наказание в виде предупреждения соответствует тяжести и характеру правонарушения, степени вины правонарушителя, принципам соразмерности и справедливости.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не установлено.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является правильным и отмене либо изменению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 мая 2017 года по делу N А56-17696/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бегет" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17696/2017
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО СЕВЕРО-ЗАПАДНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: ООО "БЕГЕТ"
Хронология рассмотрения дела:
22.08.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15154/17