г. Пермь |
|
21 августа 2017 г. |
Дело N А60-50812/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Муравьевой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коженовой А.М.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Региональные коммунальные системы",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 25 января 2017 года по делу N А60-50812/2016,
принятое судьей Водолазской С.Н.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональные коммунальные системы" (ОГРН 1069620004190, ИНН 6620011148)
к Административной комиссии Нижнетуринского городского округа
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Региональные Коммунальные Системы" (далее - заявитель, общество) обратилось с в Арбитражный суд Свердловской области с требованиями к Административной комиссии Нижнетуринского городского округа (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 11.10.2016 N 20 о привлечении к административной ответственности по п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.01.2016 (резолютивная часть решения объявлена 18.01.2017) заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое постановление изменено в части назначенного административного наказания по п. 1 ст. 17 Закона N 52-ОЗ, наложенный на общество административный штраф уменьшен до 100 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе общество приводит доводы о неправильной квалификации правонарушения; полагает, что неисполнение предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе муниципального контроля, не может быть квалифицировано по п. 1 ст. 17 Закона 52-ОЗ, поскольку такая ответственность установлена ст. 19.5 КоАП РФ. Кроме того, податель жалобы ссылается на незаконность предписания, неисполнение которого ему вменяется.
Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Определением от 27.04.2017 производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу решения Свердловского областного суда по административному делу N 3а-429/2016 от 26.12. 2016.
Поскольку обстоятельства, послужившие основанием для приостановления производства по настоящему делу устранены, определением от 05.07.2017 назначено судебное заседание на 21.08.2017 на 11 час. 45 мин. для решения вопроса о возобновлении производства по делу и проведении в этом же заседании судебного разбирательства.
В судебном заседании протокольным определением производство по настоящему делу апелляционным судом возобновлено, дело подлежит рассмотрению в настоящем судебном заседании.
На основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ по настоящему делу произведена замена судьи Варакса Н.В. на судью Муравьеву Е.Ю.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела апелляционным судом извещены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, специалистами Администрации Нижнетуринского городского округа на основании обращения по факту о ненадлежащем содержании канализационных колодцев, расположенных в районе торгового центра "Красная горка" в сторону ул. Щорса в г. Нижняя Тура и далее вдоль проезда между улицами Шихановская и Набережная, 03.10.2016 и 04.10.2016 проведено обследование территории, в ходе которого установлено, что канализационные колодцы, расположенные в указанном районе в результате действий/бездействий ООО "Региональные Коммунальные Системы" эксплуатируются с нарушением пунктов 3.1.10 - 3.1.12 ГОСТ Р 50597-93 - отсутствуют крышки и люки на канализационных колодцах. В ходе обследования осуществлялось фотографирование, результаты обследования отражены в актах обследования от 03 и 94 октября 2016 года (л.д. 79-83).
Администрацией установлено, что лицом, отвечающим за состояние колодцев, является ООО "Региональные Коммунальные Системы".
По факту выявленных нарушений в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 20 от 07.10.2016.
11.10.2016 административным органом вынесено постановление N 20 о привлечении общества "Региональные Коммунальные Системы" к административной ответственности по п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" от 14.06.2005 N 52-ОЗ в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании постановления незаконным и отмене.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения. Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о размере административного штрафа суд, руководствуясь принципом справедливости и соразмерности назначения наказания целям административной ответственности, пришел к выводу о возможности снижения размера административного штрафа до 100 000 рублей.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, коллегия апелляционного суда пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" нарушение установленных муниципальными нормативными правовыми актами правил благоустройства территорий населенных пунктов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Постановлением администрации Нижнетуринского городского округа от 20.08.2015 N 806 утверждены Правила содержания, обеспечения чистоты и благоустройства территории Нижнетуринского городского округа (далее - Правила благоустройства).
В соответствии с п. 13.1 Правил благоустройства организации, имеющие на балансе и (или) обслуживании подземные и (или) надземные инженерные коммуникации, обязаны: производить содержание и ремонт подземных и надземных коммуникаций, а также своевременную очистку колодцев и коллекторов, восстановление изоляции наземных коммуникаций; осуществлять контроль за наличием люков и крышек на колодцах; содержать люки, крышки на колодцах в закрытом и исправном состоянии, своевременно производить их ремонт и замену; обеспечивать безопасность движения транспортных средств и пешеходов в период ремонта и ликвидации аварий подземных коммуникаций, колодцев, установки люков, крышек, в том числе осуществлять установку ограждений и соответствующих дорожных знаков; обеспечивать (собственными силами или с привлечением на договорной основе специализированных предприятий) содержание в исправном состоянии, в одном уровне с полотном дороги, тротуаром, газоном колодцев, люков и крышек, а также их ремонт в границах разрушения дорожного покрытия, вызванного неудовлетворительным состоянием коммуникаций.
Устранение недостатков, указанных в пунктах 3.1.9 и 3.1.10 ГОСТ Р 50597-93, необходимо устранять в течение не более суток с момента их обнаружения. Разрушенные крышки и решетки должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующими дорожными знаками. Их замена должна быть проведена в течение не более 3 часов.
Материалами дела подтверждается, что обществу на основании концессионного соглашения от 13.10.2015, заключенному с Администрацией Нижнетуринского городского округа, переданы расположенные на территории городского округа объекты холодного водоснабжения, водоотведения и водоочистки.
Таким образом, как правомерно указано судом, общество является лицом, ответственным за соблюдение правил благоустройства при эксплуатации инженерных коммуникаций.
Административной комиссией в ходе обследования территории установлено, что канализационные колодцы, расположенные в вышеуказанном районе эксплуатируются с нарушением пунктов 3.1.10-3.1.12 ГОСТ Р 50597- 93.
ООО "Региональные Коммунальные Системы" не осуществляет контроль за наличием люков и крышек на колодцах, за состоянием люков, крышек на колодцах, которые должны быть в закрытом состоянии, своевременно не производит их ремонт и замену.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в частности, актами обследования, фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении.
Следовательно, в действиях (бездействии) общества имеется событие административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты исчерпывающие меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом. В ходе производства по делу об административном правонарушении вина общества установлена, соответствующие выводы изложены в оспариваемом постановлении.
Вина общества выразилась в том, что имея возможность для исполнения требований по соблюдению положений Правил благоустройства, общество не предприняло исчерпывающие меры по соблюдению требований Правил, допустив пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Доказательства, подтверждающие отсутствие возможности и наличие объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных Правилами благоустройства обязанностей, заявителем не представлено.
Следовательно, в действиях общества доказан состав административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 17 Закона N 52-ОЗ.
Общество полагает, что правонарушение неправильно квалифицировано по ч. 1 ст. 17 Закона N 52-ОЗ, поскольку в случае выдачи предписания возможно только привлечение к административной ответственности за его неисполнение.
Данные доводы апелляционным судом рассмотрены, признаны несостоятельными и отклонены.
В данном случае выдача обществу предписания об устранении выявленного нарушения Правил благоустройства не влияет на квалификацию правонарушения. Установив в действиях общества нарушение нормативных требований Правил благоустройства, административный орган правомерно квалифицировал его по ч. 1 ст. 17 Закона N 52-ОЗ.
Суд апелляционной инстанции, не усматривает оснований для переоценки выводов суда об отсутствии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Существенных нарушений процедуры административного производства судом не установлено.
Вместе с тем, апелляционный суд усматривает наличие оснований для признания оспариваемого постановления не подлежащим исполнению в силу следующего.
Решением Свердловского областного суда по делу N 3а-429/2016 от 26.12.2016 пункт 1 статьи 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" признан недействующим.
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2017 (дело N 45-АПГ17-3) решение Свердловского областного суда от 26.12.2016 оставлено без изменения, апелляционные жалобы Губернатора Свердловской области, Екатеринбургской городской Думы и Главы города Екатеринбурга-председателя Екатеринбургской городской Думы - без удовлетворения.
Частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 37 в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 разъяснено, что в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности (абзац 1).
При этом судам необходимо исходить из того, что, если лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Оспариваемое в настоящем деле постановление обществом не исполнено.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, а также вышеуказанными разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении Пленума от 22.06.2012 N 37, суд апелляционной инстанции признает оспариваемое постановление административной комиссии не подлежащим исполнению в связи с признанием недействующим в судебном порядке пункта 1 статьи 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению в силе, апелляционная жалоба оставлению без удовлетворения, оспариваемое постановление не подлежащим исполнению.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 января 2017 года по делу N А60-50812/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональные Коммунальные Системы" - без удовлетворения.
Постановление Административной комиссии Нижнетуринского городского округа от 11.10.2016 по делу об административном правонарушении N 20 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Региональные Коммунальные Системы" к административной ответственности по п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" признать не подлежащим исполнению.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Л.Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-50812/2016
Истец: ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ НИЖНЕТУРИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Третье лицо: Администрация Нижнетуринского городского округа