г. Хабаровск |
|
22 августа 2017 г. |
А04-2368/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Пичининой И.Е., Шевц А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.
при участии в заседании:
представители лиц, участвующих в деле, не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Амурской области
на решение от 11.05.2017
по делу N А04-2368/2017
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Наринской С.А.
по иску акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства"
к Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области
о взыскании 1 223 962 руб. 90 коп.
третьи лица: Администрация муниципального образования Белогорского района; Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" обратилось в Арбитражный суд Амурской области (ОГРН 1095110000325, ИНН 5116000922, далее - АО "ГУ ЖКХ") с исковым заявлением о взыскании с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области (ОГРН 1072801008928, ИНН 2801123618, далее - Минфин Амурской области) за счет средств казны Амурской области убытков за период с 01.12.2016 по 31.12.2016 в размере 1 223 962 руб. 90 коп.
Определением суда от 30.03.2017 к участию в дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования Белогорского района, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.
Решением суда от 11.05.2017 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Минфин Амурской области просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
В доводах жалобы заявитель указал, что истцом не доказаны все обстоятельства необходимые для возложения на ответчика обязанности по возмещению возникших у него убытков. Субвенции на финансовое обеспечение расходов на осуществление государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций Администрацией Белогорского района распределены в полном объеме. Указывает, что у ответчика отсутствуют полномочия по возмещению выпадающих доходов, поскольку главным распорядителем и получателем денежных средств является Министерство ЖКХ Амурской области.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "ГУ ЖКХ" не согласилось с доводами жалобы, указав на их несостоятельность, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения дела, явку представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, поступивших возражений, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как установлено АО "ГУ ЖКХ" является единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2015-2016 годах закупок, работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя для нужд Минобороны России и подведомственных ему учреждений.
Соответствующий государственный контракт N 6-ТХ между Минобороны России (государственный заказчик) и АО "ГУ ЖКХ" (исполнитель) заключен сторонами 28.10.2016. Со сроком начала оказания услуг - с 01.11.2015.
По договору от 01.11.2015 N 28-01-047, заключенному между АО "ГУ ЖКХ" (теплоснабжающая организация) и ООО "Управляющая компания "Домсервис" (исполнитель коммунальных услуг) АО "ГУ ЖКХ" обязалось осуществлять поставку тепловой энергии и (или) теплоносителя в целях теплоснабжения жилых домов, расположенных по адресам: Амурская область, Белогорский район, с. Возжаевка, ДОС, NN 13, 53, 64, 68, 69.
В рамках заключенного между АО "ГУ ЖКХ" (теплоснабжающая организация) и ОП "Амурский" ООО "ГУ ЖФ" (исполнитель коммунальных услуг) договора теплоснабжения от 12.11.2015 N 28-01-071, истец обязался осуществлять поставку тепловой энергии и (или) теплоносителя в целях теплоснабжения жилых домов, расположенных по адресам: Амурская область, Белогорский район, с. Возжаевка, ДОС, N N 48, 49, 50, 51, 56, 57, 58, 61, 62, 63, 65, 66, 67; с.Томичи, ул. Загородная, NN 4, 6, 8, 10.
Согласно представленным в материалы дела договорам теплоснабжения от 01.11.2015, от 12.11.2015, ведомости распределения тепловой энергии к акту от 31.12.2016 N 76052, ведомостям реализации тепловой энергии физическим лицам от 30.11.2016, реестров лицевых счетов потребителей коммунальных услуг АО "ГУ ЖКХ" за период 01.12.2016 по 31.12.2016 в указанные выше МКД поставлена тепловая энергия на нужды отопления.
Приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 11.12.2015 N 199-пр/т АО "ГУ ЖКХ" установлен экономически обоснованный тариф для производства и передачи тепловой энергии на нужды населения в размере 3 362,81 руб./Гкал.
Приказом управления государственного регулирования цен и тарифом Амурской области от 18.12.2015 N 213-пр/т истцу как теплоснабжающей организации установлены льготные тарифы на тепловую энергию для оказания коммунальных услуг населению Возжаевского и Томичевского сельсоветов Белогорского района в период с 01.07.2016 по 31.12.2016, которые составили 2133,97 руб. и 3 067,33 руб. соответственно.
Во исполнение Закона Амурской области от 24.12.2012 N 131-03 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель теплоснабжающим организациям для населения Амурской области" и Порядка предоставления субсидий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения муниципального образования Белогорского района, утвержденного Постановлением Главы муниципального образования Белогорского района от 18.03.2013 N 149, АО "ГУ ЖКХ" 02.12.2016 обратилось с заявлением на получение субсидии на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) за декабрь 2016 года.
Рассмотрев обращение АО "ГУ ЖКХ", Администрация письмом от 29.12.2016 сообщила истцу о предоставлении ему субсидии за декабрь 2016 года в размере 415 434 руб. 76 коп.
В связи с чем, между АО "ГУ ЖКХ" и администрацией муниципального образования Белогорского района Амурской области 26.12.2016 заключено соглашение N 12/2 на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций в сумме 415 434 руб. 76 коп. из которых: 345 687 руб. 59 коп. в качестве доплаты за ноябрь 2016 года, 69 747 руб. 17 коп. в качестве оплаты за декабрь 2016 года.
Платежным поручением от 27.12.2016 N 2219 денежные средства в размере 415 434 руб. 76 коп. перечислены истцу.
АО "ГУ ЖКХ" ссылаясь на не возмещение выпадающих доходов за декабрь 2016 года в размере 1 223 962 руб. 90 коп. обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" деятельность по производству и передаче тепловой энергии является регулируемым видом деятельности в части вопроса о цене услуг по производству и передаче тепловой энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ) общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ (подпункты 1, 2, 5).
Из пункта 4 части 4 статьи 4 вышеуказанного Закона следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования (часть 7 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов).
Введение предельных уровней тарифов, то есть предельного размера цены на соответствующую продукцию, направлено на противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, выступает государственной гарантией доступности теплоэнергетических ресурсов для потребителей, прежде всего для населения, препятствует экономически не обоснованному росту тарифов на тепловую энергию, предполагает возможность установления льготных тарифов (части 13 - 15 статьи 10 Закон о теплоснабжении) и тем самым призвано не допустить резкого ухудшения социального положения граждан.
Согласно разъяснений, изложенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей. Вместе с тем необходимо учитывать, что если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется (пункт 1).
При рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
Как установлено судом, на территории Амурской области порядок компенсации теплоснабжающим организациям выпадающих доходов, возникших в результате реализации тепловой энергии (мощности) теплоносителя по льготным тарифам, урегулирован Законом Амурской области от 24.12.2012 N 131-ОЗ "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель теплоснабжающим организациям для населения Амурской области".
Положениями статей 3, 4 указанного закона предусмотрено, что основанием для предоставления населению области льгот на тепловую энергию (мощность), теплоноситель является принятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) решения об установлении льготного тарифа для населения области; выпадающие доходы теплоснабжающих организаций определяются как разница между экономически обоснованным тарифом на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, установленным теплоснабжающей организации для населения области, и льготным тарифом для населения области, умноженная на объем фактически оказанных населению услуг по теплоснабжению жилищного фонда по льготному тарифу.
На основании пункта 2 статьи 5 Закона Амурской области от 24.12.2012 N 131-ОЗ государственными полномочиями по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций с 01.01.2013 на неограниченный срок наделены органы местного самоуправления, которые в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 6 этого же Закона обязаны обеспечивать целевое и эффективное использование финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на осуществление государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
В соответствии со статьей 9 указанного закона финансовое обеспечение государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций осуществляется в форме субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Средства на реализацию государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Согласно Закону Амурской области от 14.12.2015 N 619-ОЗ "Об областном бюджете на 2016 год" (приложение N 17) бюджету муниципального образования Белогорский район распределена субвенция на финансовое обеспечение государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов для населения Амурской области в сумме 56189,1 тыс. руб.
Согласно письма администрации муниципального образования Белогорского района адресованному Начальнику отдела правового отдела администрации Белогорского района фактически сумма субвенций составила 56 147 377,85 руб., которые распределены: АО "ГУ ЖКХ" - 13 943 267,48 руб.; ООО "БТК" - 42 204 110, 37 руб.
При этом в соответствии с представленным расчетом выпадающих доходов, общая сумма выплаты субсидии АО "ГУ ЖКХ" составила 15 167 230,38 руб. против предоставленных 13 943 267,48 руб.
За декабрь 2016 года АО "ГУ ЖКХ" сумма выпадающих доходов составила 1 293 710,07 руб., из которых обществу выплачено 69 747,17 руб. невыплаченная сумма составила 1 223 962 руб. 90 коп.
Поскольку Амурской областью не обеспечено возмещение экономически обоснованных затрат истца, не исполнена законодательно установленная обязанность по финансированию межтарифной разницы, понесенные истцом расходы квалифицируются в соответствии со статьями 15, 16, 1069 ГК РФ в качестве убытков, причиненных юридическому лицу в результате незаконного бездействия субъекта Российской Федерации и обоснованно взысканы решением суда.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Надлежащим ответчиком по рассматриваемому делу является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее решение, а именно субъект Российской Федерации - Амурская область в лице Минфина Амурской области.
При изложенном апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Нарушение судом норм материального или процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 11.05.2017 по делу N А04-2368/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
И.Е. Пичинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2368/2017
Истец: АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства"
Ответчик: Амурская область в лице Министерства Финансов Амурсой области
Третье лицо: Администрация муниципального образования Белогорского района, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, Министерство ЖКХ Амурской области, Министерство Финансов Амурской области, Министарство финансов Амурской области