г. Санкт-Петербург |
|
21 августа 2017 г. |
Дело N А56-19799/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Семеновой А.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Николаевым И.И.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14324/2017) ООО "СЕТИ ВЕБА" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2017 по делу N А56-19799/2017(судья Терешенков А.В.), принятое
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу
к ООО "СЕТИ ВЕБА"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу (место нахождения: 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 27, далее - Роскомнадзор, Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Сети Веба" (место нахождения: 196233, город Санкт-Петербург, ултица Типанова, 40, ОГРН: 5067847548170, далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 28.04.2017 Общество привлечено к административной ответственности согласно названной квалификации в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым решением суда, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы Общество указывает, что установить факт невыполнения обязанности по ограничению доступа к запрещенным сайтам не представляется возможным, поскольку даты и времени включения в реестр сетевого адреса нет в материалах дела. Кроме того, судом не дана оценка доводам Общества о некорректности работы АС "Ревизор". Протокол и акт мониторинга, а также скриншоты подписаны неуполномоченным должностным лицом, не участвовавшим в фиксации доказательств события правонарушения.
Стороны извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителей административного органа.
От Управления в апелляционный суд поступила правовая позиция, в которой, возражая против доводов апелляционной жалобы, Роскомнадзор просит оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, оператор связи ООО "Сети Веба" (далее - оператор связи) осуществляет лицензируемый вид деятельности - оказание телематических услуг связи в соответствии с лицензией N 140777 (срок действия лицензии до 26.05.2021).
10.02.2017 в результате проведения мониторинга выполнения оператором связи требований по ограничению доступа к ресурсам в сети Интернет, доступ к которым на территории Российской Федерации запрещен, проведенного филиалом ФГУП "Радиочастотный центр Центрального федерального округа" в Северо-Западном федеральном округе (далее - филиал ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО) с использованием автоматизированной системы контроля за соблюдением операторами связи требований по ограничению доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - АС "Ревизор"), сертификат соответствия - регистрационный N ОС-1СУ-0496, срок действия с 05.10.2016 до 05.10.2019, установлено, что Общество не ограничивает доступ к информационным ресурсам, распространяемым посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сети Интернет) в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации).
Таким образом, в результате мониторинга установлено, что Общество осуществляет деятельность по оказанию телематических услуг связи с нарушением лицензионных требований (лицензия), предъявляемых к лицензиату при осуществлении им указанной деятельности и установленных пунктом 5 лицензионных условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 140777 на оказание телематических услуг связи, требования пунктов 1, 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N126-ФЗ "О связи", пп. "а" пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575.
По результатам мониторинга составлен акт мониторинга от 10.02.2017 N 78/212.
В отношении Общества 10.03.2017 составлен протокол N АП-78/6/511 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, при этом суд правомерно руководствовался следующим.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В целях оказания телематических услуг связи ООО "Сети Веба" в соответствии с условиями лицензии и пункта 4 раздела 16 "Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, обеспечивает предоставление абоненту и (или) пользователю: а) доступа к сети связи лицензиата; б) доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет; в) приема и передачи телематических электронных сообщений; г) передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при введении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Оказание телематических услуг связи регулируется Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575 (далее - Правила).
В соответствии с пп. "а" пункта 26 Правил оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, Правилами, лицензией и договором.
Согласно пунктам 1, 5 статьи 46 Закона N 126-ФЗ оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством сети Интернет, в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ), а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи, установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований.
На основании части 1 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создан и ведется "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Единый реестр).
Единый реестр ведется в соответствии с "Правилами создания, формирования и ведения Единого реестра", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 (далее - Правила ведения Единого реестра). Согласно п. 13 Правил ведения Единого реестра перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети Интернет, доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час. 00 минут московского времени.
Согласно части 10 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети Интернет, содержащий информацию, распространение которой в РФ запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обязан ограничить доступ к такому сайту в сети Интернет.
На основании пункта 3 "Порядка получения доступа к содержащейся в Едином реестре информации", утвержденного приказом Роскомнадзора от 21.02.2013 N 169, получение доступа к информации из Единого реестра осуществляется посредством обращения к веб-сервису, описание которого размещено на веб-сайте в сети Интернет: http://eais.rkn.gov.ru (http://vigruzki.rkn.gov.ru). Авторизация для использования указанного веб-сервиса осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной удостоверяющим центром, аккредитованным Министерством связи и массовых коммуникаций РФ.
Мониторинг проводился с использованием автоматизированной системы контроля за соблюдением операторами связи требований, установленных статьями 15.1 - 15.6 Закона N 149-ФЗ (АС "Ревизор") посредством запуска плановых задач на аппаратно-программных модулях (агентах). В рамках проведения мониторинга нарушения фиксируются в результатах получения прямого доступа при обращении к указанным интернет-ресурсам.
В материалах мониторинга отмечено время фиксации выявленных нарушений.
На основании выявленных нарушений составлен Акт мониторинга от 10.02.2017 N 78/212.
В ходе мониторинга, согласно данным протокола мониторинга (от 10.02.2017 N 78/209), установлено, что оператор связи ООО "Сети Веба" не осуществляет ограничение доступа по 10 адресам ресурсов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В число выявленных ресурсов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, доступ к которым оператор связи не ограничил, входят в том числе:
http://ros-boloto.blogspot.ru/2014/01/blоgpost_4182.html
http://cafe.maxbet.asia
http://lazy-z.com/
http://www.gmslotsonline.com
http://mirror9.graniru.infо/
Приступить к ограничению доступа к информации, размещенной на данном сайте в сети "Интернет", ООО "Сети Веба" обязано в течение суток с даты внесения сайта в "Единый реестр", согласно части 10 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ.
Далее ООО "Сети Веба" обязано постоянно ограничивать доступ к информации, размещенной на данном сайте до даты исключения данного сайта из "Единого реестра".
В ходе мониторинга филиала ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО (10.02.2017) установлено, что информация, размещенная, в том числе, на вышеуказанных сайтах в сети Интернет, была отображена.
Анализ содержимого скриншотов информационных страниц вышеперечисленных ресурсов сети Интернет показывает, что оператором связи ООО "Сети Веба" вышеуказанные ресурсы не блокируются (согласно ст.ст. 15.1-15.3, 15.6 Закона об информации).
Таким образом, 10.02.2017 ООО "Сети Веба" не ограничило доступ к информации, размещенной в том числе на сайтах в сети Интернет:
http://ros-boloto.blogspot.ru/2014/01 /blog-post_4182.html.
http://cafe.maxbet.asia.
http://lazy-z.com/.
http://www.gmslotsonline.com.
http://mirror9.graniru.info/.
Указанными действиями Общество нарушило пункты 1, 5 статьи 46 Закона N 126-ФЗ. На основании пункта 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 140777 оператор связи ООО "Сети Веба" обязано оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Мониторинг проводился посредством запуска плановых задач на аппаратно-программных модулях (агентах), установленных в сетях операторов связи, в рамках мониторинга нарушения фиксируются в результате получения прямого доступа при обращении к указанным интернет-ресурсам, выявленные нарушения подтверждаются скриншотами страниц этих ресурсов.
Достоверность представленных в дело скриншотов страниц ресурсов ответчик не оспаривает, наличие доступа к ресурсам подтверждается на момент мониторинга.
Приведенные в жалобе доводы не свидетельствует об отсутствии ответственности за ведение предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий лицензии.
Согласно объяснениям Управления, несовпадение времени создания скриншота и времени выявления факта неблокировки обоснованно, поскольку время создания скриншота может отличаться от самого момента фиксации блокировки, поскольку АС "Ревизор" не изготавливает скриншоты в момент фиксации факта отсутствия блокировки. Он фиксирует информацию сети "Интернет", позволившую ему выявить факт отсутствия блокировки. В дальнейшем эта информация встает в очередь на создание скриншотов.
Протокол об административном правонарушении содержит все значимые сведения в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, позволяющие определить обязательные элементы состава правонарушения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, акт мониторинга и протокол мониторинга, а также скриншоты, являющиеся приложением к протоколу мониторинга, составлены уполномоченным лицом в силу Постановления Правительства РФ от 14.05.2014 N 434.
Указанным Постановлением утверждено Положение о радиочастотной службе, пп. "д" п. 4 которого прямо закрепляет за радиочастотной службой функцию осуществления мониторинга информационно-коммуникационных сетей и информационного пространства в части соблюдения законодательства РФ в сфере связи, информационных технологий, массовых коммуникаций, а также законодательства о персональных данных.
У должностного лица Управления отсутствует установленная законом обязанность участвовать в фиксации доказательств наличия события и состава административного правонарушения, поскольку в данном случае, в силу пункта 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению административного производства послужили поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (в данном случае - акт мониторинга, протокол мониторинга ФГУП РЧЦ ЦФО в СЗФО).
Общество, получив лицензию на оказание телематических услуг связи, приняло на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности. Несоблюдение Обществом лицензионных требований и условий свидетельствует о наличии вины в его действиях, поскольку доказательств принятия Обществом исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, которые позволили бы судить об отсутствии вины (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ), в материалах дела не содержится.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, объект посягательства правонарушения, отсутствие исключительности, суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ.
Назначенное судом наказание в виде предупреждения соответствует тяжести и характеру правонарушения, степени вины правонарушителя, принципам соразмерности и справедливости.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не установлено.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является правильным и отмене либо изменению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 апреля 2017 года по делу N А56-19799/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сети веба" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-19799/2017
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО СЕВЕРО-ЗАПАДНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: ООО "СЕТИ ВЕБА"