г. Хабаровск |
|
22 августа 2017 г. |
А73-1700/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Жолондзь Ж.В.
судей Пичининой И.Е., Шевц А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.,
при участии в заседании:
от акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" Солдатенко Д.А. по доверенности от 31 октября 2016 года N 1774;
от Министерства финансов Хабаровского края Ткаченко О.А. по доверенности от 30 августа 2016 года N 19-14-400;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления по обеспечению и содержанию муниципального хозяйства администрации Амурского муниципального района
на решение от 25 мая 2017 года,
принятое судьей Яцышиной Е.Е.,
по делу Арбитражного суда Хабаровского края N А73-1700/2017, рассмотренному по иску акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" к Управлению по обеспечению и содержанию муниципального хозяйства Администрации Амурского муниципального района о взыскании 2 109 983, 85 рублей;
третьи лица: Финансовое управление администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края,
установил:
акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению по обеспечению и содержанию муниципального хозяйства Администрации Амурского муниципального района, в котором просило взыскать убытки 2 109 983, 85 рублей (в результате увеличения искового требования), возникшие в результате применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию за период с мая 2016 года по декабрь 2016 года.
Определением от 10 марта 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 25 мая 2017 года исковое требование удовлетворено в заявленном размере, распределены расходы на государственную пошлину.
Ответчик, не согласившись с принятым по делу судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске. Считает, что вывод суда о том, что в 2016 года допущено перефинансирование района, противоречит материалам дела; ответчиком предприняты все возможные меры к исполнению договорного обязательства.
Представитель истца в судебном заседании возражал против доводов жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно отзыву Министерство финансов Хабаровского края частично поддержало доводы жалобы, просило решение отменить, в иске отказать, поскольку истец не доказал объемы потребляемого ресурса и, соответственно, размер исковых требований.
В судебном заседании представитель Министерства финансов Хабаровского края поддержал доводы отзыва на жалобу.
Ответчик и остальные третьи лица не явились, извещены.
Ответчик заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Рассмотрев повторно дело, судом апелляционной инстанции установлено, что 21 сентября 2015 года между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и истцом (исполнитель) заключен государственный контракт N 5-ТХ, из которого у исполнителя возникла обязанность оказывать государственному заказчику услуги теплоснабжения, услуги по поддержанию резервной мощности в объеме, в срок, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным контрактом.
В период с мая 2016 года по декабрь 2016 года истец поставлял тепловую энергию для нужд Министерства обороны Российской Федерации и населения на территории Амурского муниципального района в селе Падали, поселке Болонь, станции Тейсин.
01 января 2016 года между истцом (именуемом - организация) и ответчиком (именуемом - управление) заключен договор N 8, из которого у управления возникла обязанность по возмещению убытков организации, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению на территории села Падали, поселка Болонь, станции Тейсин.
В силу пункта 2.1.1 договора организация обязалась оказывать услуги по снабжению населения, проживающего на территории военных городков села Падали, поселка Болонь, станции Тейсин тепловой энергией по регулируемым тарифам.
В соответствии с пунктом 2.2.1 договора управление обязалось своевременно выполнять условия пункта 5 Порядка перечисления организациям средств на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, поступающих от краевого бюджета, утвержденного постановлением главы Амурского муниципального района от 24 августа 2011 года N 176.
Пунктом 2.2.2 договора предусмотрена обязанность управления перечислять на расчетный счет организации средства субвенции из краевого бюджета на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, в пределах лимитов бюджетных обязательств и денежных средств, поступивших из краевого бюджета на счет районного бюджета.
Согласно пункту 2.2.3 договора субвенции, поступившие из краевого бюджета, перечисляются на счет организации в течении пяти рабочих дней с момента поступления их на счет управления.
В силу пункта 4.1 договора размер субвенций определяется исходя из экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию, тарифа на тепловую энергию для населения и объема тепловой энергии, отпущенной населению на отопление и горячее водоснабжение.
Полагая, что ответчиком не исполнена обязанность, предусмотренная договором от 01 января 2016 года N 8 по возмещению убытков за период с мая 2016 года по декабрь 2016 года, истец обратился в суд с настоящим иском.
В досудебном порядке спор урегулирован не был.
Руководствуясь установленными фактическими обстоятельствами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае между истцом и ответчиком сложились обязательственные правоотношения, возникшие из вышеназванного договора, регулируемые нормами главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами специального Закона Хабаровского края от 24 ноября 2004 года N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" (далее - Закон о возмещении убытков), Закона Хабаровского края от 31 октября 2007 года N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон N 150). К правоотношениям сторон также подлежит применению Порядок расходования средств краевого бюджета, переданных местному бюджету в виде субвенции на компенсацию убытков от разницы в тарифах, утвержденный постановлением Правительства Хабаровского края от 01 февраля 2008 года N 35-пр "О возмещении убытков организациям от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Постановление N 35-пр), постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21 декабря 2013 года N 40/2 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" в Хабаровском крае на 2016-2018 годы" (далее - Постановление N 40/2), постановление Губернатора Хабаровского края от 19 августа 2015 года N 80 "О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2016 год" (далее - Постановление N 80).
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 2 Закона о возмещении убытков предусмотрено, что возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о возмещении убытков возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, является расходным обязательством края.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о возмещении убытков определение размера возмещения убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, потребляющего горячую воду.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 06 декабря 2013 года N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 марта 2011 года N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей. Судам необходимо учитывать, что если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам.
Постановлением N 35-пр утвержден Порядок расходования средств краевого бюджета, переданных местному бюджету в виде субвенции на компенсацию убытков от разницы в тарифах.
Согласно пункту 1 Постановления N 35-пр министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края является уполномоченным органом исполнительной власти края по контролю за осуществлением органами местного самоуправления Хабаровского края государственных полномочий Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
Пунктом 2.1. Порядка предусмотрено, что органами местного самоуправления в сроки, установленные подпунктом 1 подпункта 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 настоящего Порядка, представляется в министерство жилищно-коммунального хозяйства края расчет объема средств на возмещение убытков по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядка.
В силу пункта 2.2. Порядка перечисление субвенций органам местного самоуправления осуществляется министерством ежемесячно на основании расчетов на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований края.
В соответствии с пунктом 2.3. Порядка субвенции предоставляются министерством в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, на указанные цели в соответствующем финансовом году и согласно распределению субвенций, установленному данным законом края.
Согласно пункту 2.4 Порядка по итогам расчета за предыдущий год между министерством и органом местного самоуправления составляется акт сверки.
Пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона N 150 предусмотрена обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ установлены принципы регулирования тарифов, а именно достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ, полное возмещение им затрат, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Постановлением N 40/2 установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" в Хабаровском крае на 2016-2018 годы: с 01 января 2016 года по 30 июня 2016 года 4 202, 62 руб./Гкал, с 01 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года 4 417,05 руб./Гкал.
Постановлением N 80 установлены предельно максимальные тарифы на тепловую энергию на нужды населения с 01 января 2016 года по 30 июня 2016 года 2 209, 41 руб./Гкал, с 01 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года 2 372, 91 руб./Гкал.
Согласно расчету истца за период с мая 2016 года по декабрь 2016 года убытки составили 2 109 983, 85 рублей.
Арифметически ответчик расчет убытков не оспаривал.
Согласно акту сверки за 2015 год положительное сальдо составило 14 168 924, 51 рублей.
С учетом положительно сальдо на конец 2015 года потребность района была полностью обеспечена перечислением денежных средств из краевого бюджета.
Законом Хабаровского края от 09 декабря 2015 года N 146 "О краевом бюджете на 2016 год" размер субвенций для Амурского муниципального района предусмотрен 23 354 110 рублей.
За период с января 2016 года по декабрь 2016 года предприятиям района начислены субвенции 31 497 509, 71 рублей.
Потребность предприятий района в субвенциях на возмещение организациям убытков (план на год) 23 020 660 рублей.
Получено субвенций на возмещение организациям убытков за период с января 2016 года по декабрь 2016 года 23 020 652, 44 рублей.
Израсходовано субвенций на возмещение организациям убытков 23 020 652, 44 рублей.
Положительное сальдо на начало 2017 года составило 5 692 067, 24 рублей.
Довод жалобы о том, что субвенции в размере 23 020 652, 44 рублей были направлены по дополнительному коду 4414, материалами дела не подтверждается.
Дав надлежащую оценку собранным по делу доказательствам, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что обязательства Хабаровского края исполнены в полном объеме надлежащим образом.
Таким образом, ответчик в силу вышеназванных правовых норм, учитывая установленные фактические обстоятельства о надлежащем исполнении Хабаровским краем своего обязательства, а также в силу статей 307, 308, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, является лицом, обязанным отвечать по данному иску.
Апелляционная жалоба в этой части является несостоятельной.
Довод жалобы о том, что ответчиком приняты все необходимые меры к надлежащему исполнению обязательства, документально не обоснован.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Довод отзыва на апелляционную жалобу Министерства финансов Хабаровского края об отсутствии доказательств, подтверждающих объемы поставленного истцом ресурса и, соответственно, размер заявленного искового требования, судом апелляционной инстанции признан несостоятельным.
При рассмотрении настоящего спора необходимо учитывать и руководствоваться, в том числе и условиями заключенного договора от 01 января 2016 года N 8, согласно которому истец обязался представлять ответчику отчет об объемах тепловой энергии, отпущенной населению, ежемесячно до 08 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Согласно материалам дела предусмотренные договором отчеты истцом ответчику направлялись, возражений по указанным в отчетах сведениям ответчик не заявлял.
Дав оценку собранным по делу доказательствам по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии фактических и правовых оснований для иной оценки обстоятельств дела согласно доводам жалобы, и, соответственно, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы на государственную пошлину по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25 мая 2017 года по делу N А73-1700/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
И.Е. Пичинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1700/2017
Истец: АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства"
Ответчик: Управление по обеспечению и содержанию муниципального хозяйства администрации Амурского муниципального района
Третье лицо: АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ, Финансовое управление администрации Амурского муниципального района Хабаровского края